БОГИ В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ. АРХЕТИПЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ МУЖЧИН
Знание богов -- источник силы
Знание богов -- источник личной силы. В этой книге вы познакомитесь с каждым из богов -- с его образом, мифами о нем и его архетипом. Вы поймете, как боги влияют на характер и приоритеты мужчины, узнаете, какие психологические проблемы связаны с каждым из них.
Изучение богов должно происходить в комплексе с изучением патриархата. И то и другое -- мощные незримые силы, совместно воздействующие на каждого отдельного человека. Патриархат усиливает влияние одних архетипов и ослабляет влияние других.
Знакомство с богами способствует самопознанию и приятию себя, открывает для мужчин возможность говорить о себе с окружающими и дает им (а также многим женщинам) решимость предпринимать в жизни шаги, ведущие к самоосуществлению и обретению радости. Психолог Ролло Мэй в своей книге "Мужество ради творчества" определяет радость как "эмоцию, сопровождающую повышение уровня сознания; настроение, сопутствующее осуществлению своих потенциальных возможностей"2. Архетипы -- это потенциальные возможности. Внутри нас и внутри нашей патриархальной культуры есть боги, которых нужно освободить, и боги, которых следует ограничить.
Новая психологическая теория и новая точка зрения
Эта книга представляет мужчин и мужскую психологию в новом, неожиданном свете. Прослеживая различные сюжеты в мифологии и теологии, я обнаружила в патриархальной культуре явную враждебность по отношению к сыновьям. Такое же отношение присутствует и в психоаналитической теории.
В главе второй "Отцы и сыновья: мифы говорят о патриархате" я описываю, как сказывается на психологии мужчины враждебность и отторжение со стороны отца. В этой главе использованы идеи Алисы Миллер, которая обращает наше внимание на то обстоятельство, что миф об Эдипе начинается с намерения отца убить своего сына, а не наоборот. Если в семье или в культуре в сыновьях видят угрозу для отцов и относятся к ним соответственно, это оказывает негативное воздействие на психику сыновей и на общий климат в культуре. В этом и состоит новая точка зрения в психологии, которую я представляю вашему вниманию.
Кроме того, описывая психологию мужчин в данной книге, я подчеркиваю, что сама культура весьма сильно влияет на развитие архетипов. Это новый акцент в юнгианской психологии.
В главе двенадцатой "Недостающий бог" я размышляю о возникновении нового мужского архетипа, -- такую возможность предполагает теория морфогенетических полей Руперта Шелдрейка.
И наконец, эта книга дает систематический последовательный путь к пониманию психологии мужчин через мужские архетипы, олицетворенные в греческих богах (эти же архетипы могут присутствовать и в женщинах). Моя предыдущая книга "Богини в каждой женщине" описывает греческих богинь и женские архетипы (которые могут присутствовать также и в мужчинах) как основу архетипической психологии женщин. Взятые вместе, эти две книги представляют собой новую систематическую психологию мужчин и женщин, дающую ключ к пониманию как различий между разными людьми, так и внутренней сложности каждого из нас. Беря за основу греческий пантеон, эта психология отражает богатство человеческой природы и помогает лучше понять ощущение божественности, которое испытывает человек, когда его действия идут из самых глубин существа, где он обнаруживает священное измерение своей жизни.
Глава 2
ОТЦЫ И СЫНОВЬЯ:
МИФЫ ГОВОРЯТ О ПАТРИАРХАТЕ
На внутреннем, личностном уровне патриархат формирует взаимоотношения между отцом и сыном. На внешнем уровне обычаев патриархат определяет, какие черты и ценности должны поощряться и вознаграждаться в обществе, т.е. какие архетипы имеют преимущество перед другими -- как внутри мужчин, так и во взаимоотношениях между ними. Чтобы обрести дающее силу знание о себе, мужчина должен осознать, какие факторы влияют на его мировоззрение и поведение, -- а для этого необходимо понять, что такое патриархат и как он формирует своих сыновей.
Мифы той или иной культуры могут очень многое рассказать о ее ценностях и моделях взаимоотношений. Предлагаю начать исследование наших современных мифов с персонажей фильма "Звездные войны" -- Люка Скайуокера и его отца, Дарта Вэйдера. Архетипические истории и фигуры, -- как из современных кинофильмов, так и из древнегреческих мифов, -- раскрывают перед нами многие истины об истории человеческой семьи и о ролях, которые играем в ней мы. Дарт Вэйдер, -- могущественный отец, стремящийся уничтожить своего сына, -- представляет собой вариацию образа, знакомого нам еще со времен Древней Греции.
Однако Люк Скайуокер символизирует героя в каждом мужчине на нынешнем историческом этапе. Для того чтобы быть Люком Скайуокером, современный мужчина должен открыть для себя все, что было в прошлом -- как с ним лично, так и со всем человечеством. Он должен обнаружить свою подлинную личность и в психологическом, и в духовном смысле; воссоединиться с сестрой (дать волю женственности, как на внутреннем, так и на внешнем уровне); и объединиться с близкими по духу мужчинами и другими существами в борьбе против сил разрушения. Только сын (благодаря тому, что он не становится таким, как отец, не поддается страху и не соблазняется могуществом) может освободить любящего отца, похороненного в Дарте Вэйдере, который символизирует то, что может сделать с мужчиной патриархат.
Большая грозная фигура Дарта Вэйдера с его черным металлическим лицом -- это образ мужчины, посвятившего всю свою жизнь тому, чтобы обрести и удержать власть и могущество, -- и это далось ему ценой утраты человеческих черт. От него исходит темная сила. Он подобен эффективной беспощадной машине, которая безукоризненно исполняет приказы сверху и ожидает от своих подчиненных такой же безоговорочной покорности. Так выглядит с точки зрения Люка его враждебный отец-разрушитель. Дарт Вэйдер символизирует темную сторону патриархата.
Истинное лицо Дарта Вэйдера спрятано за железной маской, которая не просто скрывает черты лица и заменяет доспехи, но жизненно необходима ему. Дарт Вэйдер не может снять маску, ибо просто умрет без нее, -- настолько он искалечен. Это удачная метафора, описывающая мужчин, отождествляющих себя со своими ролями, или масками, предназначенными для внешнего мира. За недостатком значимой личной жизни они целиком сливаются со своей ролью и общественным положением. Поскольку эти люди эмоционально пусты и лишены каких бы то ни было чувственных связей, они нередко просто не могут пережить потерю власти и радикальное понижение статуса.
Дарт Вэйдер -- архетипический образ отца, принадлежащий к той же традиции, что Небесные Боги-Отцы из греческих мифов. Уран, Кронос и (в меньшей степени) Зевс столь же враждебно относились к детям -- особенно, к сыновьям, -- ибо боялись, что те могут бросить вызов их власти. Люк Скайуокер, -- образ сына, героя на пути доблестных свершений, -- олицетворяет еще один архетип.
Я вовсе не удивилась, когда узнала, что на Джорджа Лукаса, создателя "Звездных войн", большое влияние оказал Джозеф Кэмпбелл, знаменитый специалист по мифам, автор книги "Герой с тысячью лицами" ("София", Киев, 1997)*.
* В связи с этим не могу не вспомнить одну забавную историю, произошедшую уже после колоссального успеха фильмов Лукаса. Чтобы познакомиться с Джозефом Кэмпбеллом, известный на весь мир Джордж Лукас, как какой-нибудь студент-старшекурсник, тайком проскользнул через задний ход за кулисы Дворца изобразительных искусств в Сан-Франциско, где проходило мероприятие Юнгианского института с участием Кэмпбелла. -- Прим. авт.
Связь между исследователем мифов Кэмпбеллом, мифотворцем Лукасом и психологией Юнга не удивительна. Психологическая теория Юнга дает ключ к пониманию, почему мифы обладают такой жизненной силой в нашем воображении: независимо от того, осознаем мы их или нет, мифы живут через нас и в нас. В западном мире наиболее известны и сильны мифы Древней Греции.