Актеры затонувшего театра
Часть 20 из 34 Информация о книге
— Я и обнаружила, — сказала Вера. — Как вы помните, Герберова меня к себе позвала, а ребят заставила закуски туда тащить. Так до сих пор стол и уставлен. Я зашла и увидела ее мертвой. Алиса поежилась и посмотрела на мужа, Сергей казался отрешенным. Никто не вымолвил ни слова, пока молчание не нарушил Алексей Дмитриевич: — Вчера Федя стихи начал читать Твардовского, а чтец, как вы знаете, он классный. То есть первоклассный чтец. Я сам, когда эти строки слышу в его исполнении, заплакать готов — так горло перехватывает, что ни вдохнуть, ни слова сказать, а она весело там о чем-то… Великий человек о своем героическом деде рассказывает, а ты, если перебить хочешь, скажи тогда о своих предках, а ей и сказать-то нечего! А перебить народного артиста, когда он душу перед тобой выворачивает… Про какую-то ерунду сразу начала! Да и предков у нее никаких не было, а так — родственники… — Я слышал, что у нее отец был банкиром, — проговорил Киреев. — В середине девяностых его взорвали вместе с машиной и водителем. Мать тут же дочку бросила и за границу сбежала. Там и сгинула где-то. А Элеонору Робертовну замужняя старшая сестра к себе взяла. Банк, как выяснилось, к тому моменту разорился… Все молчали. — Как банк назывался? — спросила Вера. Киреев молча пожал плечами. — Проникновенно излагаешь, Артем. Я чуть было ее не пожалела, — усмехнулась Алиса. — Какая она несчастная, папу-банкира взорвали на кусочки… — Ее уже на свете нет, — напомнил Алексей Дмитриевич. — А ты живая и счастливая, у тебя муж любящий рядом сидит и друзья преданные имеются. А все эти банки, машины, яхты… Гори они синим пламенем! — Насчет яхты вы поосторожнее, господин артист, — напомнила Вера. — Да, — согласился Козленков. — Это я что-то не подумал. Так мы будем бордо трескать, открывать мне бутылку или нет? — Если только признаетесь, где вы ее добыли, — улыбнулась ему Вера. — А чего мне скрывать? Стасик презентовал. Я недавно… То есть сегодня с утречка зашел к нему, думал, Гибель Эскадры там. А Стасик сидит грустный и в окошко смотрит. Говорит: «Не хотите ли хорошего бордо, Алексей Дмитриевич?» А что мне отказывать, что ли? Взял бутылку и ушел. — Совсем забыла! — всплеснула руками Вера. — Я же договорилась с Холмским пообщаться. Он, вероятно, уже ждет меня. Так что, Алексей Дмитриевич, выпьем это вино в другой раз, хотя я не особо его рекомендую: это фальсификат. Если хотите, обменяю вам его на «Реми мартен» двенадцатилетней выдержки — коньяк хороший, проверенный. — Готов меняться! — тут же согласился Козленков. — Прямо сейчас к вам и поднимемся, пока вы не передумали. Какое бы вино ни было, коньяк лучше. Особенно для актерской души. И особенно французский коньяк. А главное — двенадцатилетний! Глава 16 Когда вышли из лифта и вошли в отсек с каютами, Вера увидела высокую фигуру Холмского, который подпирал стену напротив ее двери. Увидев рядом с ней Козленкова, Станислав растерялся и почему-то отвернулся в противоположную сторону. Он так и остался стоять, пока Вера доставала из мини-бара коньяк, а потом убирала туда бутылку бордо. Алексей Дмитриевич взял коньяк и, вдохновленный, быстро удалился. И только потом, да и то не сразу, Станислав просунул голову в каюту, оставаясь в коридоре, и спросил тихо: — К вам можно? — Заходи, конечно, располагайся. — Я лучше постою. — А ты разве не настоялся в коридоре, меня поджидая? — улыбнулась Вера и кивнула на кресло. — Садись. Холмский опустился в кресло, но на самый краешек, стараясь держать спину ровно, а голову прямо. Вера смотрела на него, а потом отвела взгляд, чтобы парень не смущался. Удивительно, как такой застенчивый молодой человек стал артистом! Или это такая игра в застенчивость? — Тебе в театре нравится? — спросила Вера. — Очень. — Давно уже в труппе? — Два года. Он поправил волосы, спадающие за спину, и немного потряс головой, чтобы они улеглись. — У тебя друзья в театре есть? — продолжала Вера. — Ну, вы же все и так знаете. Зачем спрашивать? А так все ко мне хорошо относятся. — А ролями своими доволен? Холмский задумался, потом дернул плечом и кивнул. — А раздеваться на сцене нравится? — Нет, конечно. Но раз надо, так надо. Я ведь не один такой. Танечка Хорошавина, когда ей приходится это делать, плачет потом в гримерке. Так что я терплю. — Но как вы считаете, Гилберт Янович — гений? Станислав напрягся, а потом кивнул: — Наверное. Он верит во все, что делает. Вере показалось, что Холмский едва сдерживает улыбку. Как это ему удается при таком внутреннем напряжении? Или это тоже игра? Вера придвинулась к нему немного ближе, Холмский почти на такое же расстояние сместился в глубь кресла. — А Герберова какой была? — немного понизив голос, поинтересовалась Вера. — А почему вы меня об этом спрашиваете? — испуганно спросил Станислав. — Ну, потому что ее никто не понимал, а ты видел насквозь. — Откуда вы это знаете? — удивился Холмский. — Работа у меня такая, — улыбнулась Вера. — И потом: она ведь ни перед кем душу не открывала, а с тобой многим делилась. — Вы и это знаете? — ахнул Станислав. — Ну да, мы разговаривали. Она рассказывала, как была маленькой девочкой, но очень хотела стать маленьким мальчиком, чтобы стать сильной, когда вырастет, и со всеми расправиться. А еще рассказывала о том, что у нее был театр теней — любимая игрушка. С каретами, с кавалерами и дамами, вырезанными из картона, с лошадьми и собачками, потом она всем отрезала головы и завела себе кукол-марионеток. Но очень скоро поняла, что может управлять не только куклами, но и людьми. Он замолчал и вдруг рассмеялся: — И ведь научилась! Его смех и фраза прозвучали так неожиданно, что Вера вдруг поняла: все это и в самом деле игра. Станислав Холмский притворяется, изображает кого-то. Потому что считает себя ниже всех по уровню таланта и по уровню образованности. И эта игра — единственный способ защиты для него. Казалось, что молодой актер готов был расплакаться, но вдруг откинул голову назад и, оперевшись на подлокотники, сел в кресло еще глубже — так глубоко, как это только было возможно. «Играет, — все больше убеждалась Вера. — Точно играет. Но как талантливо он это делает! Переходит из одного состояния в другое». — Но я ее не боялся, а она знала это, — продолжил Станислав. — А один балетный мальчик как-то рассказал мне, что Элеонора его иногда призывает к себе домой. Заставляет раздеваться догола, потом раздевается сама и садится за рояль. У нее дома такой белый большой рояль. — «Стенвей», — подсказала Вера. — Ну да. Только играть она не умеет совсем, если не считать собачий вальс. Она набренчивает собачий вальс, а мальчик этот балетный должен танцевать, делать все эти ассамбие па, батманы, па де пуассоны и прочую муть… — И как она отблагодарила мальчика за такую покорность? — Ну, он теперь солист в одном провинциальном театре. Но главное — он от нее вырвался. Провинция далекая, и Элеонора туда бы никогда не вырвалась бы. — А от тебя ей что было нужно? — Ну иногда она хотела просто смотреть, как мужчины этим занимаются… А иногда мы просто разговаривали. Она всех ненавидела, особенно мужа сестры, который пытался из нее сделать марионетку, она собиралась уничтожить его. — Уничтожила? — Откуда же я знаю? Но думаю, что уничтожила, потому что она как-то радовалась очень, пела даже от радости. А потом мне сказала: «Теперь я ее закопала!» А когда я спросил: «Кого вы закопали?», ответила: «Сестру». И тут же сообщила, что теперь я ее сестричка и чтобы даже не думал ее огорчать и командовать ею. — О вашей дружбе кто-нибудь знал? — Я думаю, что нет. Элеонора точно никому не говорила. Но у нее были тайны и поважнее. Например, она даже мне не говорила, что влюблена в Артема. — А разве она была влюблена в Киреева? — удивилась Вера. — Еще как! — усмехнулся Холмский. — Она ненавидела себя за эту любовь. Это выше ее понимания — влюбиться в марионетку. — А Элеонора была замужем? — Была. Ее мужем был какой-то приятель отца. А отца у нее взорвали, если вы не знаете. — Слышала. — Так вот, этому ее мужу, Герберову, было шестьдесят, а ей восемнадцать. Он называл ее «моя Куколка», а для нее это было как ножом по сердцу. Ой, какое сравнение неудачное! Но уж так получилось… Но самое главное, что муж ее оказался не таким уж богатым. Да, у него был большой дом, он закатил шикарную свадьбу, а потом пришли бандиты и все отобрали. Стали они жить на его пенсию, но недолго, потому что Герберов вскорости умер. А про Артема я вообще случайно узнал. До того считал, что она никого любить не может и всех ненавидит, как Гедда Габлер. — А ты знаешь, что всем в вашем театре известно про Артема и Элеонору? — Так уж и всем! — усмехнулся Холмский. — Кто-то догадывался, может быть, кто-то подозревал. Наверняка знала только Танечка Хорошавина, потому что Герберова ей сама об этом заявила. Ну и я, потому что я знал про Элеонору Робертовну все. — Она не боялась тебе доверяться? — Боялась. Но ведь надо было с кем-то делиться сокровенным: невозможно все в себе держать, а то совсем крыша съедет. А потом она знала, что я никому и никогда ее не выдам.