Актеры затонувшего театра
Часть 22 из 34 Информация о книге
— Ну вы же уже поняли, что она за человек была. Вера взяла рацию и связалась с капитаном. — Григорий Михалыч, на вашем судне есть карцер или каюта, предназначенная для содержания преступника? Услышав последнее слово, Станислав напрягся и отвернулся в сторону. На его глазах выступили слезы. — Найдется, — ответил капитан. — А что, есть кого туда помещать? — Есть один желающий, — ответила Вера. — Подготовьте помещение, а потом высылайте конвой. Теперь о теле. Знаете условия хранения и транспортировки подобных грузов? — Увы, даже очень хорошо знаю. Я из ЮВА двух моряков своих в Канаду вез. Ребят в порту зарезали. — Откуда? — не поняла Вера. — Из Юго-Восточной Азии. Из Восточного Тимора, если уж совсем точно. Не все даже такую страну знают, а мы туда за грузом кофе пошли. Вернее, повезли военный груз, а обратно кофе должны были взять. А в Дили у них тогда беспорядки начались. Дили — это столица и одновременно крупнейший порт. Власть разбежалась, начались грабежи, пожары и все такое прочее… — Ну, раз опыт есть, то знаете, что делать. Вера закончила разговор и посмотрела на Станислава, он вытирал слезы. Вера подала ему салфетку и спросила: — На ноже остались твои отпечатки? — Конечно. А чьи же еще? Но я не знаю точно. — Ты был в перчатках? — Не помню, — Холмский отвел глаза. — Стасик, — как можно мягче произнесла Вера. — Ты не помнишь, как вошел, как ударил ножом, не помнишь, был ли ты в перчатках или без них. Но помнишь только, что взял бутылку вина. Холмский кивнул: — Ничего не помню. Затмение какое-то нашло. Про бутылку помню. А это что, отягчающее обстоятельство? — В принципе, да. Вино ведь дорогое. — Ужас! — прошептал Холмский. — Из-за какого-то вина вся жизнь под откос. — Вообще-то ты человека убил, — напомнила Вера. — Это да, — согласился Станислав. Он уже перестал плакать, но по-прежнему был растерянным и несчастным. — Это тебя Гилберт Янович попросил отстоять честь труппы? — спросила Вера. — Раз уж подозревают всех, пусть кто-то один ляжет на амбразуру. — При чем тут Скаудер? — не очень уверенно удивился Холмский. — Я сам принял решение. Раз я убил, да еще вино украл, то я и должен отвечать. В дверь постучали. — Входите, Григорий Михалыч! — крикнула Вера, решив, что это пришел капитан с моряками, чтобы отконвоировать Холмского в импровизированную тюрьму. Но вошел Волков. Он приблизился к Станиславу, погладил его по голове. Холмский сжался и закрыл лицо ладонями, чтобы не разрыдаться. — Садитесь, — предложила Вера и указала народному артисту на третье кресло. — Да я уж постою, — печально произнес Федор Андреевич. — Пришел выяснить, что происходит. Разговоры пошли, будто бы схватили убийцу. Убийцу! — вскричал он и готов был вскинуть руки, возмущаясь. — Кого? Взяли самого слабого и пытаетесь его расколоть! — Успокойтесь, Федор Андреевич! — проговорила Вера. — А как тут быть спокойным, когда такой беспредел?! — Федор Андреевич, вы ведь читали «Преступление и наказание»? — Ну, разумеется, — ответил Волков. — Я почти наизусть знаю этот великий роман! — Помните, наверное, что у Порфирия Петровича был еще один подозреваемый, который сознался в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры, но Порфирий Петрович не поверил? — Ну, разумеется. Некий Миколка из старообрядцев или из сектантов, который с художником жил. Он решил взять на себя чужой грех, чтобы искупить свой собственный… — Волков вдруг понял. — То есть и вы тоже не верите нашему «Миколке»? — Нет, конечно. Вспомните того же Порфирия Петровича. Его слова про сладостное желание из окна или из колокольни спрыгнуть… Волков покачал головой и выдохнул: — Уф! Приятно иметь дело с начитанным человеком. В наше время все беды от того, что люди читать не хотят. А потому и глупость повсеместная. Я ведь этого Порфирия Петровича на сцене изображал, даже брови высвечивал, чтобы соответствовать образу, придуманному Федором Михайловичем. А как я произносил текст! Вот послушайте… Волков смахнул ладонью с лица свое обычное выражение, потом пригладил волосы и немного присел, потом пригнулся чуток и выпалил чужим голосом: — Геморрой-с… Все гимнастикой собираюсь лечиться; там, говорят, статские, действительные статские и даже тайные советники охотно через веревочку прыгают-с; вон оно как, наука-то, в нашем веке-с… Так-с… Он снова выпрямился. — А еще раньше и Раскольниковым был, потом уж Свидригайловым. Дверь отворилась без стука и вошел капитан Шкалик, за спиной которого стояли двое моряков с напряженными лицами. — Кого забирать надо? — спросил капитан, глядя почему-то на Волкова. — Меня, — всхлипнул Холмский и поднялся из кресла. Шагнул к двери, остановился. Повернулся к Вере: — Прощайте. И поклонился. Потом поклонился и Волкову. — Прощайте и вы, дорогой учитель Федор Андреевич, никогда не забуду, что вы для меня сделали. На глазах у Станислава опять выступили слезы. Волков обнял молодого человека. — Держись, сынок. Мы тебя не оставим! — Он посмотрел на Веру. — А можно его проводить до камеры, напутствовать, так сказать, сил чтоб у него прибавилось? — Конечно, — не стала спорить Вера. — Вместе и проводим. Вера в любом случае хотела проводить Станислава. Но она опасалась, что в коридоре соберется вся труппа, которая, разумеется, не станет пытаться отбить своего товарища, но криков и возмущений не избежать. Но в коридоре никого не было. И потому спокойно и молча спустились на лифте на первую пассажирскую палубу, потом по внутреннему трапу перешли в помещения, где располагались каюты команды и служебные помещения. Остановились у металлической двери, возле которой Станислав и вовсе врос в землю, а когда дверь отворили, он испуганно посмотрел на мрачное помещение без иллюминатора и с бледным ночником на стене. В каютке стояла единственная кровать, с деревянной плоскостью вместо панцирной сетки… На плоскости лежали свернутые в трубку тонкий матрас, подушка и комплект постельного белья. Холмский опустился на кровать и спросил обреченно: — Что я должен снять? Ремень? Галстук? Но галстука у меня нет… Шнурки? Говорите, подсказывайте — я ведь в первый раз… Он наклонился и начал расшнуровывать ботинки. Бросил шнурки ко входу, потом бросил туда и узкий брючный ремешок и тихо заплакал. — Позвольте проститься? — спросил Волков у капитана самым бархатным тембром, на который только был спокоен. Шкалик дернул плечом, и Федор Андреевич вошел внутрь. Присел рядом с молодым человеком, положил ему на плечо руку, привлек к себе и что-то шепнул на ухо. Холмский кивнул. Народный артист поднялся и посмотрел на капитана: — Ну все. Дверь камеры закрыли. Одного из матросов оставили сторожить, что вызвало возмущение у Федора Андреевича. — А зачем такое дополнительное унижение?! — воскликнул он. — Чтоб сообщники не отбили, — объяснила Вера. — Какие еще сообщники? — удивился Волков. — Карбонарии на лошадях. Все в черном и в черных полумасках. — А-а, если в этом смысле, то тогда конечно, — протянул народный артист. Шкалик, слышавший этот короткий разговор, взорвался. — Мне эти ваши, простите, за слишком мягкие выражения, игры — во где! — Он провел ребром ладони по своему горлу. — И так людей не хватает, а тут еще наверху пост организуй, здесь — тоже. Если до Питера дойдем без происшествий — считайте, что повезло вам. Они подошли к лифту. Капитан отпустил матроса взмахом руки, а когда вошел в кабину, обратился к Вере. — Может, фамилию изменить, чтобы уже не было никаких сомнений? Буду не Шкалик, а Шкаликов. Ведь был такой поэт знаменитый. — Шпаликов, — поправил Федор Андреевич и продекламировал: По несчастью или к счастью, истина проста: