Арчи Грин и заклятие ворона
Часть 48 из 49 Информация о книге
Магический словарь Майлза Мадберри Представляем вашему вниманию выдержки из 13-го издания «Введения в магию для начинающих» с глубокой признательностью семье Мадберри. Алхимический азот. Магическое вещество, высоко ценимое алхимиками прошлого и настоящего. Один из трёх элементов, необходимых для написания магии. Два других – огненная метка Золотого круга и зачарованное перо, добровольно отданное магическим существом. Все старшие заклинания, созданные великими волшебниками прошлого, были написаны алхимическим азотом, поскольку он очень долго сохраняет свои качества. Помимо этого, азот продлевает жизнь смертных. Символ алхимического азота – жезл-кадуцей, символизирующий древо жизни. Алчники. Заклятые враги Хранителей пламени. Алчники втайне продолжают нарушать магические Положения и пользуются магией в своих собственных целях. Их называют Алчниками, ибо больше всего на свете они алчут прибрать к рукам наиболее сильные магические книги и готовы пойти на всё ради этого. Ученики, работающие в Музее, должны постоянно быть начеку и остерегаться вылазок Алчников. Больше всего Алчники мечтают завладеть Ужасными манускриптами. Альбомы для рисования и другие затягивающие книги. Относятся к числу наиболее опасных магических книг, поскольку обладают способностью «врисовать» или затащить человека на свои страницы. Самыми известными книгами, обладающими такими свойствами, считаются «Книга былого» и «Книга пророчеств». Иногда эти манускрипты и «Книгу итогов» объединяют под общим названием Книги судеб, хотя «Книга былого» не имеет никакого отношения к судьбам, ибо относится только к прошлому. Впрочем, знание прошлого порой позволяет изменить будущее. Многие люди, рискнувшие спросить совета у затягивающих книг, пропали без вести. Если книга была закрыта в то время, когда человек находился внутри её, а номер страницы остался неизвестным, найти пропавшего будет очень трудно. В других случаях люди не могли вернуться обратно потому, что нарушили те или иные магические законы. Амора. Запах магии. Каждый вид магии обладает своим ароматом. Естественная магия имеет природный запах. Магия смертных пахнет дымом костра и пыльными комнатами. Сверхъестественная магия пахнет холодными гробницами и разлагающейся плотью. Архив. Находится в отделе Неопознанных книг, в музее Магических кодексов. В архиве хранятся все старые магические книги, в том числе тексты, относящиеся ко времени существования Великой Александрийской библиотеки и Золотому веку магии. Барзак. Самый страшный темнохимик своего времени, автор «Книги душ», одного из семи Ужасных манускриптов. Виновник пожара, уничтожившего Великую библиотеку Александрии. В настоящее время благодаря Арчи Грину заключён в «Книге душ». Безопасник. Магический подарок, призванный защитить от опасности. Обычно безопасники получают от близких друзей или родственников в начале обучения магическим наукам. «Белый ряд». Магический книжный магазин, примыкающий к музею Магических кодексов. «Белый ряд» служит местом, в котором магические произведения отделяют от прочих книг, принесённых на продажу. Это единственная часть Музея, открытая для Неготовых. В настоящее время магазин принадлежит Джеффри Крикку. Бледные писцы. Слуги Тёмного пламени Пандемониума. Бледные писцы некогда были великими писателями, избравшими путь чёрной магии. Написав «Книгу ночи», они призвали Тёмное пламя из преисподней Пандемониума. Бледные писцы рассчитывали повелевать им, однако могущество чёрного огня оказалось так велико, что творцы превратились в слуг Пламени. Все они оказались заперты в книге, и каждый сделался воплощением своей главной слабости – уделом и природой первого стало сомнение, второго – страх, третьего – отчаяние. Великая Александрийская библиотека. Самая знаменитая библиотека всех времён и народов, величайшее собрание магических книг всего мира. Сгорела во время пожара приблизительно в 48 году до н. э. Геката Найтшейд. Величайшая волшебница, мастер темнохимии, родоначальница тёмной магии, написавшая книгу демонических чар под названием «Страшный гримуар», который входит в число семи Ужасных манускриптов. Согласно легенде, Геката была убита молнией в то время, когда пыталась завершить своё последнее заклинание, поэтому оно вошло в историю под названием Незавершённого. Глаза волшебника. Разноцветные глаза. Считается, что глаза волшебника бывают у людей с магическими способностями, в том числе к чёрной магии. Дверной луч. Секретный вход во внутреннее помещение кондитерской «Квиллз». Дверной луч позволяет посетителям войти в музей Магических кодексов. Чтобы не привлекать внимания Неготовых, он замаскирован под луч света. Джон Ди (1527–1609). Английский математик, астроном, астролог, алхимик и навигатор. Один из самых образованных людей своего времени, придворный волшебник королевы Елизаветы I, владелец одной из самых больших частных библиотек в Европе, включавшей множество редчайших магических книг. Призрак Джона Ди передал Арчи Грину свой самый любимый прорицательный кристалл, знаменитый Изумрудный глаз, наказав использовать его в качестве безопасника. Заговорённый вход. Потайная дверь под «Белым рядом», через которую можно попасть в другие магические места. Запретные книги. Магические книги, которые ни в коем случае нельзя открывать. К ним относятся Ужасные манускрипты и другие книги, подпадающие под полный запрет. Зелье движения. Антигравитационное снадобье, которое подают в кондитерской «Квиллз», необходимое для быстрого и безопасного путешествия на местах познания. Существует огромное множество вкусов и видов зелья движения, оно может подаваться с горячим шоколадом (так называемые шоктейли) или с фруктовым соком. Золотой век магии. Большинство людей забыли о магии или никогда не знали о её существовании. Но давным-давно, во время Золотого века, магия практиковалась открыто, наряду с другими занятиями. Именно в те дни великие мастера магии, которые назывались магистрами, создали старшие заклинания, которые служат нам и по сей день. До тех пор, пока старшие заклинания сохраняют свою силу, все люди, прошедшие обучение магии, могут творить волшебство, произнося вслух нужные заклинания. Изумрудный глаз. Магическая подвеска, некогда принадлежавшая Джону Ди. Призрак Джона Ди передал её Арчи Грину в качестве безопасника. Клуб алхимиков. Объединение талантливых алхимиков XVII века во главе с Фабианом Греем, ставящее своей целью заново переписать магические книги, хранящиеся в музее Магических кодексов. Магические эксперименты членов клуба привели к Великому лондонскому пожару, следствием чего стало установление Положений магического сдерживания. Ещё одним последствием деятельности клуба стало «Проклятие алхимика». «Книга ночи» (точное название «Книга ночных кошмаров»). Манускрипт, написанный тремя темнохимиками для вызова пламени Пандемониума из преисподней. Открытие «Книги ночи» выпустит в мир Тёмное пламя и Бледных писцов – духов темнохимиков, написавших книгу. Бледные писцы разыскивают «Опус магус», чтобы овладеть заветным заклинанием и провозгласить начало эры тёмной магии. Книги судеб. Общее название, объединяющее «Книгу пророчеств» и «Книгу итогов». Иногда к ним причисляют также «Книгу былого». Книгостражные звери. Древние каменные грифоны, сторожащие магические книги и артефакты. Их можно узнать по янтарным глазам, которые вспыхивают огнём в случае, если сокровищам, находящимся под охраной книгостражных зверей, угрожает какая-то опасность. Книгостражи чрезвычайно преданы своему делу и способны проявлять чудеса отваги. Последняя известная пара книгостражей сторожила магические книги в Великой Александрийской библиотеке. Осторожно! Книгостражи крайне опасны, к ним нельзя приближаться. Книгохранилище. Огромное сводчатое помещение между кондитерской «Квиллз» и входом в музей Магических кодексов, где магические книги обитают на полках книжных шкафов или летают стаями, как птицы. Книжный заклинатель. Носитель редчайшего магического дара – умения разговаривать с магическими книгами. Арчи Грин стал первым книжным заклинателем за последние 400 лет. Коготь дракона. Одно из самых старых мест познания. Коготь дракона принадлежал Ветропаду Разрушителю, одному из крупнейших драконов Севера. Его коготь был так огромен, что на нём могли уместиться два взрослых мужчины, поэтому в настоящее время Коготь дракона входит в небольшое число мест познания, рассчитанных на двоих. Обладает необычным вращательным эффектом. Используется крайне редко, поскольку пользуется дурной славой коварного шутника и обманщика. Компас интересностей. Магический инструмент для обнаружения источника магической энергии. Компас интересностей незаменим в поисках сокровищ драконов и других спрятанных магических ценностей. Королевское магическое общество. Основано в 1666 году королём Карлом II для дальнейшего постижения и использования магии. Цель общества – распознавать, поощрять и поддерживать совершенствование в магическом искусстве, а также всемерно способствовать развитию и использованию магии в интересах человечества. Королевское магическое общество всегда имело репутацию элитного клуба, его членами были многие знаменитые маги и алхимики, известные как с хорошей, так и с дурной стороны. Считается, что сэр Исаак Ньютон тоже имел отношение к этому обществу. Кофейня и кондитерская «Квиллз». Была основана в Лондоне в 1657 году кондитером Джейкобом Квиллом и сразу же стала любимым местом встречи членов магического общества. Первая кондитерская сгорела во время Великого лондонского пожара, и в 1667 году Квилл переехал в Оксфорд, где открыл одноименное заведение, которое находится там до сих пор. Помимо всемирно известных шоктейлей, кондитерская славится одной из лучших в мире стен допуска, которая одновременно служит входом в музей Магических кодексов. Краеугольные камни. Магические янтарные сферы, в которых первые носители огня перевезли пламя Фароса из Александрии в Оксфорд. С тех пор Краеугольные камни хранятся в музее Магических кодексов и могут быть использованы вновь, если Пламени будет угрожать опасность. Существуют два Краеугольных камня. Магистры. Мастера магии и магические писатели Золотого века магии. Магия. Существует три вида магии. Естественная магия – самая чистая разновидность магии. Её сила исходит от магических существ и растений, а также от сил, предметов и явлений природы – солнца, звёзд и т. п. (Символ – молния, бьющая в дерево.) Магия смертных или Магия, сотворённая людьми. Включает в себя магические инструменты и прочие приспособления, с помощью которых волшебники направляют магическую энергию. (Символ – хрустальный шар.) Сверхъестественная магия – самая тёмная и самая опасная разновидность магии, в которой используется магическая сила сверхъестественных существ – духов, призраков и прочих сущностей, не принадлежащих нашему миру. (Символ – улыбающийся череп.) Места познания. Несколько старинных заколдованных летающих кресел, с помощью которых можно попасть в музей Магических кодексов и выйти из него, не привлекая ненужного внимания. Перед использованием места познания необходимо выпить зелье движения. Каждое место уникально и неповторимо, каждое имеет свою удивительную историю. Музей Магических кодексов. Секретное здание, скрытое под помещением Бодлианской библиотеки в Оксфорде. Самое крупное в мире собрание магических книг. Все магические книги необходимо отправлять в Музей для изучения, осмотра и классификации. Мягкая посадка. Коридор и площадка перед главным входом в музей Магических кодексов, куда места познания доставляют посетителей. Неготовые. Те, кто не знает о существовании магии. Огненная метка алхимиков (также известная как метка Золотого круга). Символическое изображение золотого дракона, кусающего собственный хвост. Появление огненной метки означает способность к написанию магии. Символ Клуба алхимиков. Огненная метка. Магический символ, появляющийся на ладони ученика, прошедшего испытание огнём. Когда пламя Фароса посчитает, что ученик готов перейти к изучению следующей науки, на его ладони проступит очередная метка. Окулюс. Хрустальная сфера, позволяющая связываться с разными уголками магического мира. Когда связь установлена, в окулюсе появляется лицо человека, с которым ведётся разговор. «Опус магус». Самая известная и, возможно, величайшая из всех магических книг, была написана в эпоху Золотого века магии. Автор книги остался неизвестным, однако считается, что в этой книге собраны тайны создания новой магии. «Опус магус» хранился в Великой Александрийской библиотеке и считается погибшим во время пожара, уничтожившего её собрание. Особые указания. Обязательный магический контракт, в котором прописано, что следует сделать с магическим предметом в некий установленный срок. Особые указания могут быть оставлены за много лет до назначенного срока. Как только особые указания получены адресатом, их уже невозможно отменить. Невыполнение особых магических указаний считается противозаконным и может иметь самые серьёзные магические последствия, навлечь проклятие и другие неприятности. Отдел Неопознанных книг. Находится в музее Магических кодексов и занимается розыском утраченных магических книг и идентификацией найденных. Каждая новая книга, принесённая в Музей, первым делом попадает в отдел Неопознанных книг, где её изучают и присваивают категорию магической силы. Среди руководителей отдела Неопознанных книг был печально известный Артур Рипли. В настоящее время отдел возглавляет Гидеон Хоук. Пламя Фароса. Магическое пламя, некогда горевшее в чаше маяка Александрийской гавани, дабы указывать дорогу путникам, прибывавшим из дальних земель в библиотеку. Когда Великая Александрийская библиотека погибла в результате пожара, Пламя было перенесено в Оксфорд. Легенда гласит, что в пламени Фароса по сей день обитают души магистров – магических творцов времён Золотого века магии. Именно поэтому Пламя считается душой и совестью магического мира. В наши дни пламя Фароса горит в Словесном горне, который находится в переплётной мастерской под книжной лавкой «Белый ряд», и отмечает учеников знаками трёх магических специальностей – искания, переплетения и попечения. Попрыгушки. Магические книги, содержащие чары, которые высвобождаются после открытия. Существует две разновидности попрыгушек: выскочки и выбегалки. Выскочки могут выпрыгнуть из книги, но перемещаться способны только по её страницам. Выбегалки не привязаны к книге и могут убежать на свободу. Прыг-стопор. Стеклянный флакон, при открытии которого высвобождается облачко белого пара, способное окружить и поймать убежавшего выбегалку. После использования прыг-стопор необходимо вернуть в Музей, чтобы поместить пойманные чары обратно в книгу или обезвредить другим способом. Ученикам первого и второго года обучения запрещено пользоваться прыг-стопорами. Стена допуска. Заклинание, скрывающее магические места, чтобы их нельзя было увидеть снаружи. Обычно для прохождения через магическую стену нужно иметь секретную метку или знать магический пароль. Сувенир. Одна из традиций музея Магических кодексов. Каждый ученик, поступающий в Музей, должен в первый день ученичества принести с собой магическую книгу. Тёмное пламя. Пламя Пандемониума, вызванное из преисподней. Чёрный двойник пламени Фароса. У Тёмного пламени есть своя огненная метка – см. Чёрный дракон. Тёмному пламени служат Бледные писцы – злые души темнохимиков, вызвавших его. Темнохимик. Тёмный волшебник, умеющий писать чёрную магию. Все авторы Ужасных манускриптов были темнохимиками. Темнохран. Тайное хранилище в музее Магических кодексов, погружённое в полную темноту. Здесь хранятся магические книги и артефакты, никогда не видевшие света дня. Помимо этого, в Темнохране находятся инструменты чёрной магии. За время существования Темнохрана лишь нескольким известным членам магического сообщества удалось проникнуть в хранилище. Известно, что в XVII веке известный алхимик Фабиан Грей по меньшей мере один раз побывал в Темнохране. Последним из известных посетителей этого места был Артур Рипли. «Уголок Агаты». Магический магазин в Оксфорде, специализирующийся на прорицательных инструментах и прочих магических вещицах. Входит в число лучших магических магазинов, наряду с тату-салоном «Огненная метка», лавочкой музыкальных маффинов «Матушка Марек» и магазином «Секреты верлиоки». Ужасные манускрипты. Семь самых страшных книг, содержащих самую опасную чёрную магию, когда-либо вышедшую из-под пера волшебников. Относятся к Запретным книгам и не должны открываться ни при каких обстоятельствах. Считается, что если Алчники завладеют хотя бы одним из Ужасных манускриптов, они смогут разрушить весь мир. Ученичество. Магическое ученичество издревле было способом передачи магических знаний от поколения к поколению. Пламя Фароса определяет порядок, в котором каждый новый ученик будет осваивать три книжных навыка: искание (огненная метка в виде глаза), переплетение (огненная метка в виде иглы и нити) и попечение (огненная метка в виде лестницы). «Фолли и Кэтчпоул». Самая старая и самая секретная юридическая фирма в Британии. Уже более девяти столетий члены британского магического общества пользуются услугами фирмы «Фолли и Кэтчпоул». Офис фирмы находится в Лондоне, вблизи Флит-стрит. Фирма специализируется на хранении магических предметов, магических инструкциях и прочих секретах. Хранители огня Александрии. Тайное общество, посвятившее себя поиску и сбережению магических книг. Хранители огня защищают Оксфордский музей Магических кодексов, все они являются прямыми потомками первых стражей Великой Александрийской библиотеки. Чёрный дракон, метка. Огненная метка пламени Пандемониума или Тёмного пламени. Благодарности Я хочу сказать спасибо всем тем, кто позволил этой книге появиться на свет, – множеству людей, которые с самого начала сопровождали меня в этом увлекательном путешествии вместе с Арчи. Спасибо Линдси – моему другу и верному сообщнику в изобретении поворотов сюжета за все наши «литературные обеды» в «Кроун», «Ред Лайон» и «Сван». Спасибо моему собственному Клубу алхимиков – моим первым читателям, которые критически оценивали первые главы книги. Я благодарен Дэну и Эрин за их заразительную любовь к жизни, которая озаряет и преображает всё вокруг. Спасибо моему племяннику Гарри, без которого Арчи Грин никогда не появился бы на свет. Я хочу поблагодарить моего агента Пола Мортона из Bell Lomax Morton за его тактичные и всегда доброжелательные советы. Спасибо Джо Хайес, которая привела меня в Faber & Faber и позволила планам превратиться в реальность. И огромное спасибо Эдди Беллу, который первым увидел потенциал в моей писанине. Я благодарен Ли Такстон, моему потрясающему издателю в Faber & Faber, и её фантастической команде редакторов: Элис Сван, которая привнесла в мой текст необходимый лоск и порядок; Наташе Браун за помощь в возне с манускриптами и особенно Наоми Колтарст, благодаря которой работа над «Заклинанием ворона» стала сплошным удовольствием. Спасибо всей команде «Фабер», особенно Ханне Лав за великолепную рекламу и презентации, а также Лиззи Бишоп и её международному отделу за их блестящую работу с сериями Арчи.