Глаза Рембрандта
Часть 72 из 95 Информация о книге
В 1990 г., когда душевнобольной посетитель облил кислотой «Ночной дозор», именно так поступили смотрители Рейксмюзеума, тем самым предотвратив катастрофу, постигшую «Данаю». 407 См.: Aleschina Tatiana Pavlovna. Some Problems Concerning the Restoration of Rembrandt’s Painting «Danae» // Rembrandt and His Pupils / Ed. Gorel Cavalli-Bjorkman. Stockholm, 1993. P. 223–233. Сведения об акте вандализма и его последствиях я почерпнул из бесед с Ириной Алексеевной Соколовой, хранителем голландской коллекции Эрмитажа, и с реставратором Е. Герасимовым. Они любезно позволили мне осмотреть картину в лаборатории еще до того, как она была вновь показана публике. Я хотел бы также выразить глубокую благодарность директору Эрмитажа профессору Михаилу Пиотровскому, предоставившему мне доступ к картине. 408 Viardot Louis. Les Musees d’Angleterre, de Belgique, de Hollande et de Russie. Paris, 1860. P. 319. 409 Цит. в работе: Freedberg David. Johannes Molanus on Provocative Paintings // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 34 (1971): 229–245. 410 См. в особенности следующую работу: Tümpel Christian. Rembrandt. New York, 1993. P. 181–182, автор которой, в свою очередь, цитирует статью: Kieser E. Über Rembrandts Verhältnis zur Antike // Zeitschrift für Kunstgeschichte 10 (1941–1944): 129–262. 411 Panofsky Erwin. Der gefesselte Eros: Zur Genealogie von Rembrandts «Danae» // Oud Holland 50 (1933): 193–217; см. также перевод этой статьи, выполненный Питером Ворстманом: Eros Bound: Concerning the Genealogy of Rembrandt’s «Danae» // German Essays on Art History / Ed. Gert Schiff. New York, 1988. P. 255–275. Кроме того, спор по поводу интерпретации образа купидона освещается в исследовании: Millner Kahr Madlyn. Danae: Virtuous, Voluptuous, Venal Woman // Art Bulletin 60 (1978): 43–55. 412 Corpus 2: 218. 413 Мандер Карел ван. Жизнеописание Корнелиса Кетеля, знаменитого живописца из Гауды // Мандер Карел ван. Книга о художниках / Перевод В. М. Минорского под реакцией Г. И. Федоровой. СПб., 2007. С. 423. 414 «Dees naakte kan een god bekoren». Vondel Joost van den. Op Bleker’s Danae // Volledige dichtwerken en oor-spronkelijk proza / Ed. Albert Verwey. Amsterdam, 1937. P. 942. 415 Episcopius Joh. [Jan de Bisschop]. Paradigmata Graphices Variorum Artificium: Voor-Beelden der teken-konst van verscheyde meesters. The Hague, 1671. См. также: Slive Seymour. Rembrandt and His Critics. New York, 1988. P. 83. 416 Текст Пелса полностью приводится в издании: Slive. Rembrandt and His Critics. P. 210–211. 417 Gersaint François-Edmé. Catalogue raisonné de toutes les pièces qui forment I’oeuvre de Rembrandt. Paris, 1751. P. 156. 418 Clark Kenneth. Rembrandt and the Italian Renaissance. London, 1966. P. 10. 419 «…Собираясь писать картину на доске для агригентцев, которые должны были посвятить ее от имени государства в храме Юноны Лацинии, он осмотрел их девушек обнаженными, чтобы передать на картине то, что было самого прекрасного в каждой из них». Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Перевод с латинского, предисловие и примечания Г. А. Тарояна. М., 1994. Книга XXXV. С. 91. 420