Глаза Рембрандта
Часть 80 из 95 Информация о книге
516 Dudok van Heel S. A. C. Dossier Rembrandt: Documenten, tekeningen en prenten (The Rembrandt Papers: Documents, Drawings and Prints). Amsterdam, 1987. P. 77. 517 Не в последнюю очередь такого мнения придерживался Джорджо Вазари. См.: Rubin Patricia Lee. Giorgio Vasari: Art and History. New Haven, 1995. P. 393. 518 Точка зрения, согласно которой Рембрандт, ориентируясь на «Ариосто» Тициана, подчеркивает превосходство живописи над поэзией, излагается в работе: Jongh E. de. The Spur of Wit: Rembrandt’s Response to an Italian Challenge // Delta 12 (Summer 1969): 49–67. 519 «Портрет человека с кольцом» кисти ван ден Валкерта приводится в издании: Dawn of the Golden Age: Northern Netherlandish Art, 1580–1620 / Ed. Ger Luijten et al. Amsterdam; Zwolle, 1993. Cat. no. 267. P. 594–595. «Портрет человека с медалью» Хальса находится в Бруклинском музее Нью-Йорка, а обсуждаемый портрет кисти Геррита Питерса Свелинка – в Городском музее Гааги. 520 О рамке и ее разрушении см. интересное исследование Виктора Стоикиты: Stoichita Victor I. The Self-aware Image: An Insight into Early Modern Meta-painting / Trans. Anne-Marie Glasheen. Cambridge, 1997. P. 30–63. Стоикита приводит примеры «размывания» функции рамки, в том числе натюрморты и удивительный пейзаж Порселлиса «Штормовое море», находящийся ныне в Старой Пинакотеке Мюнхена: на этой картине изображенные художником рамки разрушают границу между зрителем и представленным ландшафтом. 521 Ян Эмменс утверждает, что Вондел, разойдясь во мнениях с Ансло, усомнился в победе поэтического слова в его вечном диспуте («paragone») с живописью (Emmens Jan. Ay Rembrandt, maal Cornelis stem // Kunst Historische Opstellen. Amsterdam, 1981). Однако представляется крайне маловероятным, чтобы Вондел и Рембрандт стали спорить по поводу того, какое из искусств предпочитает их покровитель. 522 Klamt J.-C. Ut Magis Luceat: Eine Miszelle zu Rembrandt’s «Anslo» // Jahrbuch der Berliner Museen 17 (1975): 155–165. 523 Эти проблемы подробно обсуждаются в «Корпусе»: Corpus 3: 346–355, см. также: Schmidt-Degener F. Rembrandts «Eendracht van het land» opnieuw beschouwd // Maandblad voor Beeldende Kunsten 18 (1941): 161–173; Cornelissen J. D. M. Rembrandt’s «Eendracht van het land». Nijmegen, 1941; Gelder J. G. van. Rembrandt and His Time // Rembrandt after Three Hundred Years: A Symposium – Rembrandt and His Followers. Chicago, 1973. P. 3–18. 524 Hoogstraten Samuel van. Inleyding tot de hooge schoole der schilderkonst, anders De zichtbare werelt. Rotterdam, 1678. P. 176. См. также: Brusati Celeste. Artifice and Illusion: The Art and Writing of Samuel van Hoogstraten. Chicago; London, 1995. P. 246–248; Haverkamp-Begemann Egbert. Rembrandt: The Night Watch. Princeton, 1982. P. 66–67. 525 Fromentin Eugene. The Old Masters of Belgium and Holland («Les Maitres d’autrefois») / Trans. Mary C. Robbins. Boston, 1883. P. 246. 526 Hoogstraten. Inleyding tot de hooge schoole. P. 190. 527 Ibid. P. 176. 528 Haverkamp-Begemann. Rembrandt: The Night Watch. P. 30. 529