Государь
Часть 47 из 66 Информация о книге
Жрец помолчал, перебирая узловатыми пальцами обереги, вплетенные в седые космы, потом изрек: – Еще кровь принес. – Кровь-то – случаем, – возразил Ярош. – С дичины накапало. Жрец поглядел на него, как на ребенка. – Случайно на вещую поляну приехал, случайно земле кланялся, случайно кровь ей дарил? – Я – что? – смутился Ярош. – Я богов не слышу. Что скажешь, то и делаю. Что ты, Сновид, скажешь, – уточнил он. – Мне то непонятно, почему его, чужака, повешенному богу кланяющегося, наши боги приняли? Почему он, юнак, щенок, коему зим пятнадцать, не более, меня низверг, а, Сновид? – Не пятнадцать, четырнадцать… будет, – сказал жрец. – И не щенок он, а вой киевский, что крови живой, человечьей попробовал. И не таи зла. Пожалел он тебя. – Он? Меня? – вскинулся Ярош. – Да кабы ты меня не отозвал, я б его… – и осекся под строгим взглядом жреца. – На ногу свою глянь, – сказал тот. Ярош поглядел. Распухла нога. Даже в обувку не влезла. Ну и что? – Поболит – пройдет, – буркнул Ярош. – Кости целы, сам же сказал. – А приложил бы он тебя так по горлу, было бы цело? – спросил жрец. И, не дождавшись ответа, продолжил: – Пожалел. А мог бы и убить. И земля б твою кровь приняла. Я б на его месте так и сделал. – Значит, надо было Вячка послушать и убить, пока он мордой в землю лежал, – заявил Ярош. Жрец опять поглядел на него как на несмышленыша. – Сильный ты вождь, Ярош, а думать так и не научился, – сказал он укоризненно. – Так подумай: позвал ты в дом гостя. Тот пришел по чести, подарок тебе принес… А сын твой или внук его исподтишка взял да и зарезал. Что тогда? – Смерти предам ослушника! – не раздумывая, ответил Ярош. – А как же иначе? – Вот потому я и не разрешил Вячке, дурню, стрелять, – сказал жрец. – Сам же сказал: земля его позвала, дар крови от него приняла… А тут Вячко, как тот внучок… – Не могла его, чужака, земля принять, – буркнул Ярош. – Наша это земля. И боги наши… – Была наша, а теперь – его, – напомнил Сновид. – Он тебя побил, и по старинному праву земля эта теперь роду его принадлежит. – Наша земля?! Христианину?! – взвился Ярош. – Ты в том виноват, Сновид! Зачем велел мне с ним биться? – Потому и велел, что знать хотел, – загадочно ответил жрец. И Ярош ответом не удовлетворился. – Что знать? О чем? – Посыл от лехитов к нам приезжал, помнишь? – Помню. Так он не только к нам приезжал – ко всем родам корня нашего. – А чего хотел, помнишь? – Да ясно чего – чтоб мы от Киева отложились. Оружие доброе дать обещал… И что? Дней пять старшие тогда судили-рядили, как быть, думали даже князя выбрать… Да так ничего и не решили. Один лишь Соловей с лехитами в дружбу вошел. – Соловей – изверг, – строго произнес Сновид. – Ему лишь бы мошну набить. А старшие о родовичах думают. Потому что помнят, как нас воевода киевский побил, да как бежали от него без оглядки. Вот и боятся теперь. – Неужели тоже боишься, Сновид? – с сомнением проговорил Ярош. – Я не боюсь, я слушаю. – Старейшин, что ли? – с еще большим сомнением произнес Ярош. – А по-моему, так это они тебя слушают. Да только ты молчал. – Молчал, потому что не знал, как для рода нашего лучше. А теперь – знаю. И ты мне помог. – Это как же? – А так, что побил тебя отрок киевский. На вещей земле. И ясно мне всё стало. – Значит, не будем против Киева подниматься? Сновид покачал головой. – Ну тогда я домой пойду, – сказал Ярош, но, прежде чем уйти вновь спросил: – И всё же не понимаю я, Сновид: как же земля наша чужака позвала и приняла? Как такое быть может? Как такое боги наши: Ярила, Похвист, Лада, – как они такое дозволили? – А они, может, и не дозволяли, да что с того? Земля, Ярош, она древней богов и сильней. И боги наши сами на ней живут, потому что с пращурами нашими на землю эту пришли. А до того тут другие боги жили – и другие племена им кланялись. – Получается, теперь на земле нашей Христос будет жить? – огорчился Ярош. – А как же мы тогда? – Я – от старых богов, – спокойно и уверенно произнес жрец. – Сила моя – от них. И силы этой на мой век хватит. А ты – молодой. Тебе о будущем думать надо, детей поднимать. Может, и тебе придется оберег с висящим на древе надеть и от богов наших, родовых, отречься. – Никогда! – отрезал Ярош. – Лучше я сам себе жилы вскрою, чем от веры пращуров отрекусь! – Иди домой, Ярош, – сказал Сновид. – Иди да поторопись. Не то опять гостей кто-то по неразумию обидеть захочет. И тогда тебе и жилы отворять не придется. Другие отворят… Глава шестая. Княжеский дар (продолжение) Старшие расположились в доме старосты. Или вождя – Духарев не очень понимал статус местного лидера. Дружина – снаружи. На горке под сенью двух грубо вытесанных идолищ. «На дрова», – решил их судьбу Духарев. Но от немедленных действий воздержался. Куда торопиться? Главное селение его новых подданных выглядело так себе. Возделанных земель минимум – лес подступал к самому краю поселка. С одной стороны. А с другой – пойменные луга. Весной тут небось уже не материк, а остров. Хотя место красивое. Вид с берега – глаз радуется. В том числе и глаз воина – просматривается все просто замечательно. А избёнки – никакие. Халупы. Судя по их размеру и количеству, народу сотни две проживает. И ограда вокруг селения – чистая формальность. Не от врагов, а от зверья дикого. Или чтоб дети и свиньи не разбегались. У Сергея Ивановича, которому были более привычны степные укрепленные городки с двойным частоколом и дозорными башнями, от вида этого кривого тына тут же проклюнулось беспокойство. На подсознательном уровне, потому что умом он понимал: не набежит никто на эту кургузую деревеньку. А если и набежит, то лес – рядышком. Люди удерут, скот какой ни на есть тоже угонят, а остальное и спасать не надо. Взять на деревеньке – нечего. Горшки глиняные да солома в амбарах… Однако первое, жалкое, впечатление прошло, когда Духарев, вслед за Добрыней, вошел в дом. Внутри изба смотрелась куда основательней, чем снаружи. И – небедно. Шкуры на стенах, посуда не только глиняная, но и медная. И оружие имелось: два охотничьих лука без тетив, копья-рогатины. Даже боевая секира наличествовала. В доме суетились бабы. Сдвигали лавки, накрывали на стол, переливали мед из корчаги в кувшины… Мужиков – ни одного. Только малолетние пацанчики. – Люди где? – спросил Добрыня, опростав поднесенную чашу. – В лесу промышляют, боярин, – ответила дебелая тетка лет под пятьдесят. Надо полагать, главная по избе. – Что так? – недовольно проворчал Добрыня. – Велел же, чтоб ждали. – Так и ждем, – спокойно ответила тетка. – Дичинка свежая будет на угощение, рыбка… – Пойдем-ка на воздух, воевода, – сказал Духарев Добрыне. – Хочу еще разок оглядеться. – Наглядишься еще, – отозвался Добрыня. – Все твое же. Но из избы вышел. А в селище как раз заезжали посланные за поросятами. С добычей, естественно. – Илья где? – опередив Духарева, спросил Равдаг. – За свинкой погнался, – ответил один из воев, Фроди, старший сын киевского нурмана Хриси, взятый в отроки год назад, белокурый и синеглазый красавец, обещавший вскоре выйти в отменные вои. – А вы – что же? – А мы – нет, – ухмыльнулся Фроди. – Чаю: со свинкой-то он и один управится. Вот, кабы девка, тогда б я в охотку пособил! Фроси хорохорился. Но – имел право. Они с Ильей с недавнего времени друзья – не разлей вода. После того как Илья нахального нурманчика малость поучил уважению, как следует изваляв в пыли. Равдаг вопросительно взглянул на Духарева: может, послать кого? Но Сергей Иванович отрицательно покачал головой. – Что скажешь? – спросил Добрыня. – Годное место для города? – Леса на частокол хватит, – ответил Духарев. – Людей маловато. – Найдешь? – Найду. Тут, чай, не Дикое Поле. Мирных смердов посажу на землю. Здешних тоже не обижу. Вот там пристань поставлю… – Сергей Иванович задумался: – …Нет, лучше дно углублю. А на том холме, где идол торчит, церковь поставлю. – Не боишься, что местные за бога своего обидятся? – спросил Добрыня. Сергей Иванович усмехнулся. – Да пусть бы и обижались. Но не будут. Это не их божок. Так, для гостей проезжих.