Государь
Часть 64 из 66 Информация о книге
35 Чтобы было понятнее, отчего возникала такая ротация правителей, напомню, что в Византии, равно как и в предшествующей ей Великой Римской империи, частью которой Византия в свое время и являлась, не было узаконенного наследования императорской власти от отца к сыну. Император рассматривался как представитель Бога на земле. Если его свергали, значит, он был неугоден Богу. А тот, кто сверг, – угоден. Чувствуете сходство с языческим «престолонаследием»? Тем не менее особы, рожденные в императорском дворце, Порфирогениты, имели немалый вес. А любой узурпатор старался выстроить некую «линию преемственности» от прежней императорской династии – к себе, любимому. Женился на дочерях и вдовах почивших императоров, назначал их детей соправителями… Кстати, сопровительство тоже было своего рода попыткой выстроить линию передачи власти. Император-папа нередко назначал сына или иного кровного наследника именно соправителем. Но совершенно не обязательно делился с ним властью. Например, тот же Василий Второй, имея соправителем брата Константина, полностью изолировал последнего от рычагов управления страной. 36 Склонен думать, на раздор, который его «агенты влияния» попытались устроить внутри болгарской политической «верхушки». 37 Совр. София. 38 Желающих узнать подробности, отсылаю к знаменитому хронисту Льву Диакону, лично присутствовавшему во время этого события и оказавшемуся достаточно удачливым, чтобы унести ноги и поведать о беде потомкам. 39 Большая невезуха, кстати, для болгар, потому что много позже затаивший недетскую обиду Василий вновь вторгся в Болгарию, на сей раз победил и учинил жуткую резню, за что и сподобился в веках прозвища Болгаробойца. 40 Мелиссины – знатый и сильный византийский род, недружественный Василию Второму. 41 Хрисополь (совр. Скутари) – город на азиатском берегу против Константинополя. 42 Вернее, ослеплен, поскольку вместе со своим дядей Львом участвовал в мятеже против Иоанна Цимисхия – и проиграл. 43 Это право давал Владимиру брак с порфиророжденной царевной. Так что не Иоанн Грозный, а именно Владимир может по праву считаться первым русским царем. 44 На протяжении многих веков (вплоть до императора Никифора Фоки, о котором я писал ранее) стандартный вес византийских монет (номисм, солидов) был равен примерно четырем с половиной граммам, а качество отвечало золоту высшей пробы. Но остро нуждавшийся в деньгах Никифор Фока (не исключено, что с подачи жадного братца Льва) провел денежную реформу. Теперь номисма старого веса называлась гистаменон, а номисма «подрезанная» примерно до четырех граммов называлась тетартерон. Первая монета предназначалась для выплаты налогов, а вторая – для расплат по государственным платежам. 45 То, что побратим Святослава Калокир и Калокир Дельфин – близкие родственники, не более чем предположение автора. Исторических фактов, подтверждающих сие, нет. 46 Те, кто знаком с версией событий, предложенной ПВЛ, могут со мной поспорить. Ведь там написано другое. Но я более склонен доверять не монахам-переписчикам, пытавшимся, много лет спустя, создать летописный образ Святого Равноапостольного князя Владимира, а современникам описываемых событий, византийским и арабским хронистам, которые на удивление дружно сообщают, что архонт русов лично прибыл в Византию во главе войска. Но, даже не будь в нашем распоряжении этих, бесспорных на мой взгляд, фактов, хватило бы и обычной логики. Одно дело, когда Владимир отсылает в Византию ставших ненужными чужаков-норманнов (с соответствующим сопроводительным письмом), а совсем другое – это отправить в Константинополь большую часть (по историческим данным – от шести до десяти тысяч воинов) собственной дружины. Ну никак это не укладывается в психотип князя-воина. 47 Напомню, что тагма – базовое подразделение византийской армии. 48 Напомню, что византийский храм состоит из трех главных частей: притвора, корабля и алтаря. Алтарь, «святая святых» храма, отделен от корабля, где обычно стоят верующие во время службы, алтарной преградой (иконостасом). Тысячу лет назад в византийских храмах, так же как и в наше время, на алтаре священником свершалось пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы.