Хазарская петля
Часть 22 из 54 Информация о книге
– На реке ловчее. – Как хочешь. Петруша усмехнулся: – А говор у тебя, как у нас. Вроде не родственники. – Один народ – один говор. – Твоя правда. Ерга повернулся к своим: – Крынь, Брага, возьмите людей и едем. – Угу. Вскоре все вместе пошли к крепости Вольное. Первуша напился и напоил коня в Горше. К полудню, когда солнце прошло зенит, подъехали к опущенному мосту западных ворот. Первуша взглянул на вождя переселенцев: – Как тебе наша крепость? – Сильная. Удивился я, когда первый раз увидел, как пришли мы в эти земли искать подходящее место для поселения. – Понятно. На мост вышел Заруба Дедил, Веденей Кобяк и Тихомир Сергун. Первуша указал на Дедила: – Это и есть вождь варузов, Заруба Дедил, с ним его помощники – главы родов. Ерга подъехал к Зарубе: – Приветствую тебя, вождь Дедил. – И тебя также, только имени твоего не ведаю. – Кузьма Ерга, со мной главы родов Егор Крынь да Мирон Брага, да охрана. – Добре. Поедем на мое подворье. Он подал знак сторожу на вышке и первым въехал в крепость. За ним Кобяк, Сергун, Первуша и приезжие. Проехали до подворья Дедила. На улицы вышел народ посмотреть на чужаков. А аркуды с интересом разглядывали подворья, улицы, стены, вышки. Охрана осталась с Первушей у ворот подворья, остальные, спешившись, прошли в дом. Там на столе уже стояли чаши с кушаньями, кувшины с медом да квасом. Посередине красовался свежий каравай. Варузы сели на лавку у оконца, гости напротив. Дедил посмотрел на вождя переселенцев: – Ну, рассказывай, Кузьма, пошто сошел с прежнего места и пришел сюда. Ерга устроился удобнее, расстегнул ворот рубахи, грудь его была так же волосата, как и лицо. – История наша простая, наверняка сходная с вашей. Жили мы поживали в своем большом селении в недальних местах. Земли хорошие, в лесах много зверья, дичи, рядом река Двинец, озеро немалое, Поват. Рыбы в нем также немало. Сначала родами, таких было пять, считая мой. В каждом до полутора десятков семей. Потом порешили сообща жить и хозяйствовать, так проще. Меня вождем выбрали. Недалече жили увичи. Те числом под десять сотен одних только мужиков. Покуда у них вождем Емельян Рыбник был, жили мирно. Потом помер он, увичи выбрали нового вождя, сына Емельяна, Остапа, которого все звали еще Ворон. Это из-за повадок птицы, что вместо того, чтобы самой охотиться, сидит в стороне и выжидает, а потом хватает, что остается. Уж почему выбрали вождем его, не ведаю, но это дело увичей. И все бы ничего, если бы Ворон не позарился на наше селение. Однажды налетел с двумя сотнями, забрал половину урожая, потом добычу у наших охотников отнял, а после вообще заявил, что мы-де, аркуды, должны ему дань платить, как будто басурман какой. Мы отказались. Он тогда на праздник Купалы отправил к нам своих лазутчиков, они десяток девок силой утащили. Народ возмутился, а что поделать, коли у Ворона народу, почитай, в десять раз больше. А тот будто ждал, что мы на него войной пойдем, чтобы в полон всех взять. При нем и увичи другими стали. Раньше, бывало, вместе охотились, рыбачили, праздновали. Редко, но все же бывало, а тут словно злые духи в них вселились. Ну и порешили мы, покуда не попали в полон, уйти из тех мест. Ночью, тайно покидали в вежи скарб, провизию, забрали скот, девок своих вернули и подались. Долго шли, почитай, до Комоедицы. Вышли к Оке. Посмотрели, рядом речушка, лес, и поблизости никого, ну и стали. Это потом про вашу крепость-то прознали. Худо, правда, земли мало, но можно лес вырубить. Когда узнали про крепость, хотели пойти ниже по течению. Людей отправили посмотреть тамошние места. А тут наши охотники с вашими встретились. Ну, а дальше тебе, вождь, известно. Дедил кивнул: – Известно. И сколько у тебя в племени всего народу? – Шесть десятков и пять еще семей, по разному числу в родах, но разница не великая, значит, столько же мужиков и баб, отроков и юношей от двенадцати до шестнадцати годов два десятка и четыре. Девок тех же годов побольше – три десятка, младенцев полтора десятка, жрец Володар, знахарь Влас Башман, трое старцев, старший, он же глава старейшин Ведамир, две старухи. Вот и все племя. Дедил прикинул: – Выходит, почти две сотни, из них мужиков шесть с половиной десятков, так? – К ним добавь десяток юношей, хотя у нас и отроки оружием владеют. – Это без одного девять десятков. – Так, – ответил Ерга, – но пошто ты мужиков, юношей и отроков точно считаешь? – Потом объясню. Значит, место у слияния Горши с Окой хорошее, только земли маловато? Лес выкорчевывать думаете? – Да. На тех землях, что пустовали, рожь посеяли. Коли все уродится с тем, что в запасе имеем, до следующей весны протянем. А там и новые земли у леса отымем. Но это коли вы супротив нас не пойдете. Скажу сразу, гнуться на других не будем. Лучше уйдем. А уйти не дашь, в сечи поляжем. Дедил улыбнулся: – Ты погоди, погоди о сечи-то думать, Кузьма, мы тебе не увичи, притеснять не станем, напротив, иное предложим. Он взглянул на Кобяку и Сергуна: – Так, помощники? – Так, Заруба. Ерга, Крынь и Брага тоже переглянулись. В глазах удивление с недоверием. – И что ты нам предложишь, вождь Дедил? – Давай-ка, Кузьма, я тебе поначалу кое-что поведаю, дабы ты со товарищами потом прикинул, оставаться тут или уйти? – Мы слушаем, – еще более удивленно сказал Ерга. Вождь варузов поведал Ерге о стычке сначала с хазарами, которая потом привела к объединению родов и строительству крепости, а затем о том, как смогли одолеть и крупное войско бележей бека Шамата. Вождь аркудов и его помощники восторженно воскликнули: – Вот это да! Слыхали мы о сопротивлении полян хазарам да другим иноземцам, что приходят грабить земли наши, но чтобы одно племя числом невеликим надавало отпор хазарам и горцам, того еще не было. Рады мы, что вождь такого племени призвал нас и принял, как равных. Дедил улыбнулся: – А вы и не чужие – те же поляне. Но это ладно, теперь понимаете, что бележи и хазары не оставят нас в покое? Мыслю, в Хамлыхе или где еще в Хазарии или в горах уже собрана рать для нового похода. Нас наказать. Мы к тому готовы. А вот вам рядом с нами небезопасно, если только не согласитесь принять предложение. Ерга вскинул голову: – Говори, вождь, что ты предлагаешь? Дедил посмотрел на своих помощников, говорить или не стоит. Те утвердительно кивнули. – Ладно, – проговорил Дедил, – предложение такое: поселиться вам вместе с нами за оврагом, у леса. Там можно поставить дома, полуземлянки, землянки, зерно мы вам дадим, поможем и с провизией. Новое поселение обнесем общей стеной, в овраге поставим дамбу. И будут у нас две стороны: южная, наша, и северная, где будет жить ваше племя. Ты, Кузьма, останешься главой своего племени, но не вождем. Вождь здесь только я и тот, кого выберут на общем сходе. Или можем сделать так, общий правитель – князь, остальные главы родов. Со временем все смешается и будет один народ. Ерга погладил бороду, поглядел на товарищей: – Что скажете, Егор и Мирон? Нам предлагают войти в племя варузы как роду. Крынь вздохнул: – Да надоело, Кузьма, мотаться по землям разным, пора и осесть. Одним нам тяжко будет не то что крепость, селение поднять. А еще ведь лес корчевать. А в Вольном все есть. И народ местный поможет. Я согласный. Ерга посмотрел на Брагу: – А ты, Мирон? – Подумать надо. Но я с Егором согласный. Вождь аркудов повернулся к Дедилу: – Мы соглашаемся только тогда, когда все главы родов и общий сход согласный. Трое глав родов готовы войти в союз с вами, но надо узнать, что скажут другие. Треба собрать общий сход. Только опосля этого дадим наш последний ответ. Дедил сказал: – Хорошо. Поговорите у себя с мужиками, с главами родов, но вы должны знать, первое время вам придется жить в северном лесу. Там недалеко от поля елань большая, болото, чрез него есть тропы на другие елани. Их нашли для того, чтобы в случае чего уйти из крепости и сохранить семьи. – Но почему? – удивился Ерга. – Скажу. Мне, кроме вашего согласия жить вместе с нами, надо и согласие вместе бить врага, что скоро объявится здесь. Готовы ли аркуды дать нам полусотню воинов? Ерга проговорил: – О том тоже с народом поговорить треба.