Искусство легких касаний
Часть 23 из 42 Информация о книге
«Что есть «сон Разума»? Спит здесь отнюдь не Разум. Наоборот, это сон, полностью посвященный Разуму, отданный Ему и названный по Его имени. Засыпает сам адепт, и физическое бесчувствие дает ему возможность вступить с Разумом в гораздо более интенсивный контакт, чем позволил бы один-единственный дрон-летун… Видимо, темная тень-простыня, коммутирующая каждого из нас с Разумом, получает подкрепление…» Голгофский находит доказательство на офорте Гойи. «Мы видим, что летунов вокруг спящего целая туча. Скорей всего, они на время покидают других людей, спящих по соседству (вот для кого действительно ненадолго наступает «сон Разума» в первом смысле), и собираются вокруг впавшего в транс адепта, чтобы дать ему дополнительную энергию, необходимую для результативных манипуляций с ноосферой…» На офорте Гойи, однако, нет никаких монстров — только спящий адепт и служащие ему архонты, символически представленные знакомыми элементами фауны. Так что же за чудовищ порождает этот сон? Вспышка откровения — и Голгофский отвечает сам себе: «У Гойи все названо своими именами. Сон Разума порождает химер. Это изображение в символической форме указывает на технику создания ноосферных инсталляций, принятую у посвященных в мистерии Разума…» Но почему все-таки Гойя не изобразил обещанных чудищ? Голгофский понимает и это. «Увы, мы, люди иного века, воспринимаем этот рисунок несколько иначе, чем современники. В те времена монстров не надо было рисовать. Мысленным взором химеру революции видели перед собой все, в любую минуту любого дня — особенно потрясенная европейская аристократия, среди которой жил и творил Гойя. Но химеру, увы, так же сложно нарисовать, как просто ощутить — и покориться ей…» Ослепительная ночь. *** На следующий день Голгофский рассказывает Дави о своем инсайте, о «Полях времени» и о древнеегипетских сновидческих практиках. — «Сон Разума» имеет ту же природу, ведь так? Дави впечатлен. Теперь он не связан обязательствами и может рассказать все, что знает о методах создания химер. — Конкретная техника могла меняться от ложи к ложе, — говорит он, — но общий ее принцип среди адептов Разума оставался тем же. Сначала Разуму приносилась жертва. Это мог быть черный козел или черный петух… — Почему непременно черный? — Предпочтение этой масти, видимо, пришло из средневековых колдовских ритуалов. Но это могло быть любое животное какой угодно раскраски — и, разумеется, человек. Самое интересное, что смерть жертвы не была обязательной. Я позволю себе обратиться к теме, которую знаю лучше всего… Дави кивает на бюст де Сада, стоящий на каминной полке. — Маркиз де Сад был много кем, но не убийцей. Сегодня мы назвали бы его исследователем-экспериментатором, пытающимся использовать энергию физического страдания. Вы упоминали о татуировках ноосферы — в этом де Сад добился заметного успеха. Его имя вытатуировано в нашей памяти навсегда. Дави с воодушевлением рассказывает о мятежном маркизе. Голгофский снова делает пометки на салфетке, взятой с буфета. Видимо, дорожа этим touche parisienne[7], Голгофский воспроизводит в романе свой салфеточный конспект целиком: «Какими в точности были оккультные практики де Сада, сегодня можно только догадываться. Но интересно сообщение одного источника, что в 1772 году маркиз нанял трех девиц легкого поведения для флагелляции и анала — и приучил девушек откликаться на странные по тому времени клички. Дебелая и большегрудая звалась «Либерте», брюнетка с мелкими чертами лица — «Эгалите», а мужеподобная северянка с русой косой — «Фратерните». Отсюда, вероятно, и пошли французские «Свобода, Равенство и Братство» — к началу революции они были уже прочно запечатлены в духовном пространстве и только ждали триггерного события…» Когда Дави употребляет выражение «триггерное событие» вслед за Бонье, Голгофский понимает, что оба принадлежат к одной ложе и разделяют общую инициацию. Он конспектирует дальше: «Опыты де Сада, как мы знаем, были быстро и решительно пресечены — у него были могущественные покровители, но даже они не помогли, когда вмешался Бонапарт, тоже ярый адепт Разума (крайне важного помощника для любого амбициозного артиллериста). Похоже, Разум предпочел традиционные жертвоприношения мелкого домашнего скота живой человеческой боли… Бонапарт и де Сад, как видно, встречались не только у каминной полки в квартире Дави…» На этом милом наблюдении кончается салфетка, а еще через семнадцать страниц — и рефлексия Голгофского по этому поводу. Голгофский спрашивает Дави, по какому именно ритуалу происходило жертвоприношение, но тот признается, что не знает деталей. Он даже подозревает, что Голгофский, с его информацией про египетский скипетр из коллекции «Метрополитен», мог бы сам все объяснить… Как? Форма скипетра? Она могла быть любой. — Я видел кое-что в коллекциях у братьев, — говорит Дави. — Это могла быть простая указка наподобие дирижерской палочки. Насколько я запомнил, такой формат был общепринят среди английских лож. Или гусиное перо. Их очень любили в Европе в восемнадцатом и раннем девятнадцатом веке. Голгофский в ответ декламирует: — «Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта гусиное перо направил Меттерних…» Кое-как удается перевести Мандельштама на французский. Поэты-созерцатели всегда немного провидцы, вздыхает Дави. Голгофский продолжает деликатно доить скудное вымя информатора. Как и где осуществлялись эти процедуры, Дави не знает. Точно так же ему не известна точная фармакология снадобья, которое вводило адепта Разума в сноподобный транс — он в курсе только, что в восемнадцатом веке в его состав входила шпанская мушка. Большие запасы которой — он поднимает палец — находили при каждом обыске у де Сада. Но Дави знает кое-что другое, и это с лихвой искупает его неведение в прочих вопросах. — В основе химер обычно лежал лингвистический конструкт, — говорит он. — Своего рода заклинание, мотто, вербальная формула, «письмо». Он делает пальцами обеих рук знак кавычек. — Письмо? — не понимает Голгофский. — Конечно. Использование письма ничуть не удивительно при обращении к Разуму. Ведь именно Он дал людям речь и ее знаки. Как же еще обращаться к Нему? В письме и содержалась та команда, которую адепт пытался зафиксировать в общем для людей смысловом поле. Так сказать, геном будущей химеры… Голгофскому наконец надоедает притворяться парижанином восемнадцатого века, и с салфеток он переходит на диктофон в своем мобильном. Рассказ Дави того стоит. — Существовало два механизма фиксации лингвоконструкта, — рассказывает заслуженный садовед. — Они были известны как Внешнее и Внутреннее Действие. Внешнее было, по существу, пустым ритуалом, и его формы менялись от ложи к ложе. Иногда послание чертили магическим жезлом на стене, иногда писали кровью. Иногда, наоборот, наливали в сосуд жертвенную кровь и вырисовывали буквы лезвием на ее поверхности, и так далее. Могли даже чертить вилами по воде, был и такой подход. Но чаще всего текст просто писали на бумаге, а затем сжигали ее. Пепел иногда размешивали в вине или воде — и выпивали перед переходом к Внутреннему Действию. — А зачем сжигали? — Вы ведь никогда не видели подобных посланий, мой друг? — смеется Дави. — Вот именно для этого и сжигали. Уничтожение физического носителя было обязательной частью программы — и оно объясняет, почему такие полуфабрикаты практически никогда не попадают в руки исследователей. Завеса тайны сохраняется веками… Я предполагаю, что методы де Сада были отвергнуты именно потому, что неизбежно оставляли живых свидетелей — всяких Либерте и Эгалите, мучающихся желудком от шпанской мушки и норовящих подать в суд. Голгофский вспоминает беседы с Солкиндом и замечает, что ритуальное использование письменных знаков — как бы перенос их магической силы во взаимодействующую с ними субстанцию — является очень древней практикой и тоже восходит к Египту. — Там размельчали магические папирусы и принимали их с пивом, — говорит он. — Обливали водой покрытые иероглифами статуи, и сила знаков, как считалось, переходила в воду, которую выдавали больным как лекарство… — Удивительно, почему эта технология до сих пор не востребована капиталистической медициной, — кивает Дави. — Но внешняя процедура была всего лишь спектаклем, создававшим нужный настрой и концентрацию; многие опытные адепты обходились без нее, переходя сразу к Внутреннему Действию. — В чем разница? — спрашивает Голгофский. — Внешнее Действие помогает ясно сформулировать закладываемый в химеру смысл, — отвечает Дави. — Внутреннее Действие проецирует этот смысл на коллективный разум. Вы как бы прикалываете свое послание кнопкой к коллективному бессознательному. — В чем конкретно заключалось Внутреннее Действие? Дави подходит к книжному шкафу и снимает с полки старую книгу — по виду восемнадцатого или раннего девятнадцатого века. Надпись на обложке или стерлась от времени, или специально удалена. — Конечно, — говорит Дави, — это охраняемый секрет. Но вы пробились к нему сами, мой друг. Есть основания считать, что здесь описано именно это сокровенное таинство. Читайте, пожалуйста, из моих рук, вот отсюда… Голгофский, слегка запинаясь, читает вслух по-французски: «Орлы Разума подхватили меня и понесли к далекому огненному глазу. Глаз этот был страшен и, верно, спалил бы меня одним только взглядом, но, по счастью, смотрел он как бы сквозь меня и в сторону; один из Орлов дал мне понять, что я скрыт от него, или просто ему не интересен. Наше путешествие было странным — мы не двигались в обычном смысле, а как бы прорывали незримые завесы, и после каждой из них менялось все. Глаз превратился сперва в сферу — словно перед нами висела близкая красная Луна. Затем сфера эта стала расти, а потом я узрел, что нахожусь перед светящейся стеной, уходящей вверх, вниз и в стороны, сколько хватало взгляда. Орлы Разума держали меня, не давая упасть — впрочем, не знаю, упал бы я или нет, ибо совсем не чувствовал тяжести. Орел, что обращался ко мне прежде, дал понять, что пришла пора действовать. Я сосредоточился и попытался увидеть свой стилус. Это удалось только со второго раза — во сне он выглядел не так, как его материальная копия, заряженная животным духом. Но вибрация живой силы, исходившая от него, свидетельствовала, что ошибки нет. Я поднял руку со стилусом — и коснулся стены…» Голгофский записывает свой голос на телефон, но Дави не знает об этом. Он захлопывает книгу и ставит ее на полку. — Это один из ритуалов, не изменившихся в своей основе со времен пирамид, — говорит он. — Стена, которой касается адепт при этом энергетическом жесте, у современных практиков называется «mindboard». Лучшее название трудно подобрать… Голгофский чувствует, что тайна совсем рядом. — У современных практиков? — переспрашивает он. Дави понимает, что увлекся. — Вы думаете не о том, — отвечает он. — Самое интересное в приведенном отрывке — вот это характерное «дал мне понять». Архонты не говорят. Они даже не обращаются к нашему разумению. Они сами есть наше разумение, поэтому правильно — хотя и несколько тавтологично — было бы сказать не «дал мне понять», а «помыслил моей мыслью»… Совершенно очевидно, что «Орлы Разума» здесь то же самое, что «архонты», «вестники», «ангелы-хранители» и — как вы это говорили? — «летуны»… Дави уводит беседу от опасного поворота, но настойчивому Голгофскому удается прояснить еще один важный вопрос — что такое «триггер». Он вспоминает слова Бонье. — Совершенно верно, — кивает Дави. — Это событие, символ или знак, делающий химеру видимой. До триггерного события ее невозможно заметить. После — невозможно забыть. Триггер — составная часть кода химеры. Как бы чека гранаты. Вы цепляетесь за нее взглядом, и через три секунды… Голгофский признается, что подобные механизмы кажутся ему малопонятными. — Это на самом деле просто, — говорит Дави. — Внешнее Действие, Внутреннее Действие, триггер — все это разные аспекты одного и того же. Опытный маг может обходиться вообще без жезла, скипетра или стилуса. Он даже способен заставить других людей увидеть сам процесс создания гипноимпринта… — Как, интересно, это будет выглядеть? Дави берет с полки другую книгу. Теперь это Библия.