Искусство любить
Часть 2 из 2 Информация о книге
Что и в ее сердце есть любовь. Если ты возлюбишь Бога в своем сердце, Не сомневайся, что Бог любит тебя. Хлопка не будет, когда не две Ладони в нем соединятся. По мудрой воле Бога мы друг друга возлюбили, Предначертанию свыше повинуясь. Все так устроено в природе, Что каждая частица мира свою имеет половину. Он – Небо, а она – Земля; Земля в себя приемлет то, что посылает Небо, И вскармливает плоды его. Когда ж Земле тепла недостает, Его ей Небо посылает; Оно же возвращает Земле утраченную влагу И свежесть. И Небо совершает ход свой, Как муж-кормилец, что жену свою питает; Земля ж хранит очаг домашний, Во чреве носит, пестует младенцев. Не скажешь разве ты, что разумом наделены Земля и Небо? Ибо труды их суть труды существ разумных. Когда б отрады эти двое друг в друге не обретали, Зачем тогда б они стремились, как влюбленные, друг к другу? Когда бы не было Земли, как было б цвесть цветку и древу? Какой бы плод тогда рождали Тепло и влага, исходящие от Неба? Как в мужа и жену вложил Господь желанье для того, Чтобы вселенная союзом их была сохранена, Так каждую частицу мира Он наделил стремленьем к другой частице. И хоть по виду День и Ночь – враги. Они единой служат цели, В любви взаимной общие свои труды приумножают. Когда б не Ночь, как в человеке могло б скопиться Богатство то, что щедро тратит День?[15] В связи с проблемой противоположности мужского и женского необходимо рассмотреть еще некоторые вопросы, касающиеся любви и отношений полов. Я уже писал[16], что Фрейд ошибался, видя в любви выражение – или сублимацию – полового инстинкта и не учитывая, что само половое влечение есть одно из проявлений потребности в любви и соединении. Но заблуждение Фрейда было даже более серьезным. В соответствии со своей физиолого-материалистической установкой он рассматривал половой инстинкт как результат мучительного напряжения, химического по своей природе, которое требует разрядки. Цель полового влечения – снять это мучительное напряжение; осуществление этого снятия и есть половое удовлетворение. Такой взгляд был бы оправдан, если бы половое влечение действовало на организм точно так же, как голод или жажда. С этой точки зрения половое влечение подобно зуду, а половое удовлетворение состоит в устранении этого зуда. В сущности, если встать на эту точку зрения, то идеальным способом полового удовлетворения был бы онанизм. Фрейд, как это ни парадоксально, оставляет в стороне психобиологическую сферу сексуальности – противоположность мужского и женского – и желание преодолеть эту противоположность в соединении. Этому странному заблуждению, возможно, способствовала и его крайне патриархальная установка, которая привела его к представлению, что сексуальность – по существу – мужское качество, и тем самым к игнорированию специфически женской сексуальности. Он выразил эту мысль в своих «Трех статьях к вопросу о теории пола», утверждая, что либидо имеет, как правило, «мужскую природу» независимо от того, у мужчины или у женщины оно возникает. В рационализированной форме эта же мысль выражена в утверждении Фрейда о том, что маленький мальчик воспринимает женщину как кастрированного мужчину, а сама она всячески стремится компенсировать отсутствие мужского полового органа. Но женщина – не кастрированный мужчина, и ее сексуальность – по своей природе специфически женская, а не мужская.Вы прочитали книгу в ознакомительном фрагменте. Купить недорого с доставкой можно здесь.
Перейти к странице: