Источник
Часть 47 из 137 Информация о книге
– О чем ты говоришь? – Жаль, Доминик. Очень жаль. Если ты не понимаешь, о чем я говорю, возможно, я никак не смогу этого объяснить. Если же понимаешь, я уже все объяснил и не прибавлю ни слова. – О чем вы говорите? – в изумлении спросила Кики. – Просто поддразниваем друг друга, – весело ответил Тухи. – Пусть это тебя не беспокоит, Кики. Доминик и я всегда поддразниваем друг друга. Возможно, не очень удачно, потому что, видишь – не получается. – Когда-нибудь, Эллсворт, – проговорила Доминик, – ты сделаешь ошибку. – Очень возможно. А ты, дорогая, ее уже сделала. – Спокойной ночи, Эллсворт. – Спокойной ночи, Доминик. Когда Доминик ушла, Кики повернулась к Тухи: – В чем дело? Что у вас произошло, Эллсворт? Что это за разговор – совершенно ни о чем? Лица людей и первые впечатления еще ни о чем не говорят. – Это, дорогая Кики, – ответил он, и голос его звучал мягко и отстраненно, будто он отвечал не ей, а собственным мыслям, – одно из наших общих и самых больших заблуждений. Нет ничего более значительного, чем лицо человека. И более красноречивого. На самом деле мы можем по-настоящему узнать человека только с первого взгляда. Более того, при этом взгляде мы узнаем о нем все, хотя не всегда бываем достаточно мудры, чтобы развить это наше знание. Ты когда-нибудь задумывалась о стиле души, Кики? – О… чем?! – Стиле души. Помнишь знаменитого философа, который говорил о стиле цивилизации? Он называл это стилем. Он говорил, что это самое подходящее по смыслу слово, которое можно найти. Он говорил, что у каждой цивилизации есть свой главный принцип, одна-единственная высшая определяющая идея, и все усилия каждого человека внутри этой цивилизации подчинены этому принципу – неосознанно и неотвратимо… Я думаю, Кики, что каждая человеческая душа также имеет свой собственный стиль, свою главную тему. Ты видишь, как она отражается в каждой мысли, каждом поступке, каждом желании этой личности. Единственный абсолют, единственный императив этого существа. Годы изучения человека не расскажут тебе этого. Но расскажет его лицо. Чтобы описать личность, потребуются тома и тома. Но вспомни его лицо. Больше тебе ничего не понадобится. – Это совершеннейшая фантастика, Эллсворт. И это, если верно, нечестно. Люди окажутся перед тобой совершенно голыми. – Хуже того. Голым окажешься перед ними и ты. Обнаружишь себя тем, как ты реагируешь на определенные лица. На определенный сорт лиц… Стиль твоей души… В мире нет ничего важнее человека. Нет ничего более важного в человеке, чем его отношение к себе подобным… – Ну и что же ты видишь в моем лице? Он посмотрел на нее, будто только сейчас заметил ее присутствие: – Что ты сказала? – Я спросила, что ты видишь в моем лице. – О… да… Ну что ж, скажи мне имя кинозвезды, которая тебе нравится, и я скажу тебе, кто ты. – Знаешь, мне нравится, когда меня анализируют. Ну, посмотрим. Моей любимой кинозвездой всегда была… Но он уже не слушал. Он отвернулся от нее и удалялся, даже не извинившись. Он выглядел утомленным. Она никогда раньше не видела, чтобы он был груб, – разве что намеренно. Чуть позже до нее донесся его сильный, вибрирующий голос, утверждавший: – …и таким образом, самая благородная идея на свете – идея абсолютного равенства людей. VII «… здесь оно и будет стоять как памятник безграничному эгоизму и ничему, кроме эгоизма мистера Энрайта и мистера Рорка. Оно будет стоять между рядами жилых домов из песчаника с одной стороны и газгольдерами – с другой. Возможно, это не случайность, а перст судьбы, свидетельствующий о ее разборчивости. Иное соседство не смогло бы столь красноречиво выявить кричащую наглость этого строения. Оно будет выситься как насмешка над всеми зданиями города и людьми, построившими их. Наши здания лишены всякого смысла и противоестественны; строение мистера Рорка лишний раз подчеркивает это. Но контраст совсем не в его пользу. Сам факт этого контраста делает это здание частью всеобщего абсурда, причем частью самой комической. Так луч света, проникший в свинарник, делает видимой всю грязь и тем оскорбляет наш взор. Наши строения имеют великое преимущество: они робки и темны. Более того, они нас удовлетворяют. Дом Энрайта смел и светел… Он как пернатая змея. Он привлечет внимание – но лишь к безмерной наглости мысли мистера Рорка. Когда его построят, он станет шрамом на лице нашего города. А шрам тоже по-своему ярок и выразителен». Это было напечатано в колонке «Ваш дом», которую вела Доминик Франкон. Статья появилась через неделю после приема у Кики Холкомб. Утром, в день ее появления, Эллсворт Тухи вошел в кабинет Доминик. В руках он держал экземпляр «Знамени», открытый на странице, где была помещена ее рубрика. Не произнося ни слова, Тухи остановился и замер, слегка раскачиваясь на своих маленьких ножках. Казалось, можно было не видеть, а слышать выражение его глаз: в них буквально искрился смех. Губы же его были вполне невинным образом сжаты. – Ну и?.. – спросила она. – Где ты встречалась с Рорком до этого приема? Доминик сидела, глядя на него, опершись правой рукой о спинку стула, на кончиках ее пальцев висел карандаш. Казалось, она улыбается. Она сказала: – Я впервые его увидела на этом приеме. – Что ж, я ошибся. Я просто удивлен, – газета зашелестела в его руке, – сменой чувств. – Да? Но он мне не понравился, когда я его встретила… на этом приеме. – Именно это я и заметил. – Садись, Эллсворт. Ты выглядишь не лучшим образом, когда стоишь. – Не возражаешь? Не занята? – Не особенно. Он присел сбоку от ее стола. Сел и в задумчивости похлопал сложенной газетой по коленям. – Знаешь, Доминик, – начал он, – это нехорошо сработано. Совсем нехорошо. – Вот как? – Разве ты не понимаешь, что можно прочесть между строк? Конечно, это заметят не многие. Он заметит. И я заметил. – Но это написано не для него или для тебя. – Так что, для других? – Для других. – Тогда это подлая насмешка над ним и надо мной. – Вот видишь? Мне показалось, что сработано неплохо. – Что ж, у каждого свои приемы. – А что ты напишешь об этом? – О чем? – О доме Энрайта. – Ничего. – Ничего? – Ничего. Он, почти не шевелясь, бросил на стол газету, просто движением кисти руки, и сказал: – Кстати, об архитектуре. Доминик, почему ты ничего не написала о здании «Космо-Злотник»? – А о нем стоит писать? – О, определенно. Есть люди, которых оно будет весьма раздражать. – А стоит ли обращать на них внимание? – Кажется, да. – И что это за люди? – О, я не знаю. Откуда нам знать, кто читает то, что мы пишем? Но в этом-то и весь интерес. Все эти незнакомые люди, которых мы никогда не видели, с которыми никогда не говорили или не можем говорить… и газета, где они могут прочесть наши ответы, если мы хотим дать эти ответы. Я убежден, что тебе надо написать несколько приятных слов о здании «Космо-Злотник». – Тебе, кажется, очень нравится Питер Китинг? – Нравится? Я чертовски его люблю. И ты тоже полюбишь… со временем, когда лучше узнаешь. Питера Китинга очень полезно знать. Отчего бы тебе не выделить время буквально на днях и не встретиться с ним, чтобы он рассказал тебе историю своей жизни? Ты узнаешь много интересного. Например, что он учился в Стентоне. – Я это знаю. – И ты считаешь, что это неинтересно? По-моему, это более чем интересно. Великолепное место этот Стентон. Замечательный образчик готической архитектуры. А витражи в его часовне, они же действительно одни из самых красивых в стране. Кроме того, там так много молодых студентов. И таких разных. Некоторые при окончании получают дипломы с отличием. А других выгоняют. – Ну и? – Ты знаешь, что Питер Китинг – один из старых друзей Говарда Рорка? – Нет. А что, он?.. – Да, он его старый друг. – Питер Китинг – старый друг всех.