Кысь
Часть 21 из 41 Информация о книге
– Да нету ничего. – А чего же свербит-то? Не чирей ли? – Нет. – Волдырь может? Не припухло? – Нет. – Может, покраснело? – Нет, нет! – А чего же тогда? Вот чешется-чешется, а потом как дернет!.. А вот тут? Бенедикт! Не отвлекайся! Вон тут, – нет, дальше! Между лопатками! – Ничего нету! – Чешуя, может? – Нет! – Перхоть, что ли, нападала? – саднит. Обтряхни с меня. – Чисто все! Не выдумывай! – Веснушками, может, обсыпало? – Нет!!! – Дак может прыщ какой али бородавка! Вот так выскочит, – да и помрешь! – Чистая, говорю, спина! Все мерещится! – Конечно, раз я страдаю, а не ты, так тебе и все равно! А у меня вот тут подмышкой ломит, Бенедикт! – Поломит и перестанет. – Вот другой бы пожалел!.. Вот если я так руку подниму и вот так поверну, сразу ломит! А если я вот так нагнусь, а ногу-то вот так поставлю, у меня немедля в боку колотье, ну-к, погляди, чего у меня в боку-то, мне не видать!.. Вот однажды и стукнуло: книжку бы. Завалиться бы сейчас на лежанку с книжкой! На дворе снег бесшумно падает, в печи дровешки потрескивают, – самое оно: с книжкой на лежанку. Рядом на тубарете миску с огнецами поставить, али еще чего вкусного, чтоб за щеку сунуть, и – туда… В книжку… Вот у нас скажем, зима, а там – лето. У нас день, а там – вечер. И распишут тебе, и разукрасят, что за лето, да что за вечер, да кто куда пошел, да чего на нем надето-накручено, да на какой, может, скамейке над рекой кто присемши, да кого ждет, – а мил-дружка, не иначе, – да какие птицы сверху поют, да как солнце садится, да мошки толкутся… И чего из-за реки слыхать, какую песню. И все напишут: как в кустах шуркнет, – мил-дружок на свиданье пришел, – да чего промеж ними сказано, да о чем сговорено… Али кто ладью большую построил и на море-окиян ее спустил, и сколько народу в ту ладью набилося, да куда плыть хотят, и какое у той ладьи устройство, – все распишут. И как они плывут, да меж собой перелаялись, и у кого на сердце против других накипело, как он чернее тучи стал, да думу думает… А другие дозналися да говорят: ай, что ж он на нас смотрит, как все равно пес, будет нам от него вред, а ссадим его на остров… Вот читаешь, губами шевелишь, слова разбираешь, и вроде ты сразу в двух местах обретаешься: сам сидишь, али лежишь, ноги подогнувши, рукой в миске шаришь, а сам другие миры видишь, далекие, али вовсе небывшие, а все равно как живые. Бежишь, али плывешь, али в санях скачешь: спасаешься от кого, али сам напасть задумал, – сердце колотится, жизнь летит, и ведь чудеса: сколько книжек, столько и жизней разных проживешь! Как все равно оборотень какой: то ты мужик, а то вдруг раз! – и баба, а то старик, а то дитя малое, а то целый отряд, что в дозоре сидит, а то просто не знам что. А если правда это, что не сам Федор Кузьмич, слава ему, все эти книги сочинил, так и что с того? Знать, другие Федоры Кузьмичи, древние люди, сидели, писали, виденья видели, оно и пусть. А сейчас, небось, в Рабочей Избе свечки зажжены, свитки развернуты, Шакал Демьяныч зорко по сторонам посматривает. Константин Леонтьич быстро-быстро строчит, переписывает, да время от времени письменную палочку бросит, да руками-то всплеснет! да вскрикнет! – очень он всегда волнуется, что там в книгах-то понаписано. А потом опять письменную палочку хвать, да давай дальше строчить… А Варвара Лукинишна голову склонила, гребешками трясет, про себя что-то думает… Что у ней за книга-то дома припрятана? Там про свечу что-то было, про обманы… А ни Бенедикта, ни Оленьки в Избе уж нету… Оленька на лежанке лежит, нудит, сметаной обмазанная, а Бенедикт на тубарете раскачивается. Сейчас бы мышей наловить, пойти на торжище и на книгу сменять. А только мышей в нашем доме нету. А вот что за книгу тесть выносил, Бенедикту совал? А вот пойти да спросить? Раз уж тесть не заболел, тьфу, тьфу, тьфу, так это уж точно: можно в руки брать. Твердо Вот тесть опять поближе подсел, рот открыл и спрашивает: – Не пришли ли мысли какие неподходящие?.. А Бенедикт осмелел и сказал: – Ага. Пришли. Тесть обрадовался! – Ну-ка, ну-ка, послушаем! – А вот что вы за книгу-то мне совали давеча? Когда я свататься-то приходил? – А ты почем знаешь, что это книга? – Да уж знаю. – А откуда? Показывал кто? – Может, и показывал. – А кто? – А что за книга-то? – Нет, а кто показывал? Бенедикт думал сказать, но не решился: мало ли… – А вы не спрашивайте, а почитать дайте. – А ты скажи, кто показывал. – А у нас дома была, – сказал Бенедикт, и даже не соврал. – А где ж она? – Сожгли. Тятя сжег. – А зачем? – А чтоб Болезни не было, тьфу, тьфу, тьфу. Тесть подумал, глазами посветил, ногами поскреб. – Вот то-то народ вы отсталый. Отсталый народ… – Почему это мы отсталый?.. Указы выполняем. Научные достижения все перенимаем: коромысло, часы солнечные. Гвозди. – А потому отсталый, что дальше своего носа ничего не видите, – объяснил тесть, – и государственного подхода к обчественным процессам не проницаете. Бенедикт немного приуныл: это верно, государственный подход ему плохо давался. Пока не пришлют в Указе разъяснения, он государственного подхода к делам не проницал, понимал по-простому. Когда растолкуют, – тогда да, тогда проницал. А государственный подход, – он всегда с вывертом: ты думаешь, надо так толковать, – ан нет, толковать надо не так, а эдак. Сам нипочем не догадаешься. – Вот и на Болезнь, – продолжал тесть, – у вас взгляд неправильный. – Я слыхал, – осторожно сказал Бенедикт, – что это традиция. – Какая традиция? – А лечить. Что раньше от книг радиация была, вот и лечили, у кого книга. А теперь двести лет прошло, так это уж все равно. Такая традиция. Я слыхал. Тесть сильно свет глазами пустил. Скребанул по полу, чуть половицу не выворотил. – Бенеди-и-икт! Иди сюда, любиться будем! – позвала Оленька из соседней горницы. – Лежи, жди! – прикрикнул тесть. – У нас разговор служебный! Мировоззренческий!.. Стало быть, так… Не в книгах Болезнь, мил человек, а в головах. – Вроде насморка? – Хуже. Вот ты говоришь: гвозди. Хорошо. Раньше гвоздей не знали, так? – Так. – Что ж, без гвоздей лучше было, что ли? Бенедикт подумал. – Хуже было. – Верно. Стало быть, раньше было хуже. А теперь лучше. Улавливаешь? – Вроде улавливаю. – А еще раньше – еще хуже. А допрежь всего – вообще Взрыв. Это что же, хорошее дело, как по-твоему? – Не приведи Господь! – Ну вот. Стало быть, двигаться нам надо куда? – вперед. Ты когда по улице идешь, разве пятиться станешь? Нет, ты вперед глядеть будешь. Для чего и глаза на лбу, а не на заду, верно? Природа нам указание делает. – Верно, – признал Бенедикт.