Лагуна. Как Аристотель придумал науку
Часть 54 из 59 Информация о книге
Зоологи считают гибридизацию явлением довольно редким. При этом скрещиванию могут подвергаться 10 % видов птиц, и во многих случаях оно дает стабильные виды. Еще в большей степени это верно для растений. Среди указанных Аристотелем гибридов собаки и волки дают способное к размножению потомство. В то же время нет подтвержденных данных о гибридах собаки и лисицы (Аристотель пишет, что лаконская гончая – именно такой гибрид). Есть сообщения о выведенных в неволе гибридах курицы (Gallus domesticus) и куропатки (Alectoris sp.), но этот феномен настолько редок, что данные Аристотеля в этом отношении вряд ли верны. 187 Возможно, есть и еще один: биогеография. Аристотель явно не считал все виды животных космополитами, но также ему было неведомо присущее Гумбольдту и Дарвину чувство странной непохожести биот в разных уголках мира. Но это, возможно, проблема скорее креациониста, чем этерналиста, каким был Аристотель. Креационист мог бы поинтересоваться, почему Творец создал все биоты. Этерналист просто воспринял бы их как данность. 188 В “Географии” Страбон, подозревавший о тектонической активности, предполагает, что остров Лесбос некогда соединялся с горой Ида (ныне Каздагы). Действительно, в плейстоцене Лесбос был соединен с Малой Азией. 189 В “Метеорологике” Аристотель также говорит об ископаемых (ὀρυκτός). Однако у Аристотеля это явно объекты неживой природы (например, комки серы). После этого легко предположить, что он что-то перепутал или предполагал их органическое происхождение. Но ὀρυκτός значит просто “выкопанное”. Лишь сравнительно недавно латинское fossile и английское fossil получили современное значение: окаменевшие остатки вымерших организмов. 190 Самотерий назван в честь острова Самос, где его кости открыты гораздо раньше, чем в других местах. – Прим. пер. 191 Рассказы о “крылатых змеях” могут относиться к ископаемым амфибиям из кратера Махтеш-Рамон в пустыне Негев, или к спинозаврам из египетской Западной пустыни, или к изображениям на древнеегипетских саркофагах. Геродот также мог перепутать с крыльями капюшон кобры. 192 Различие между пшеницей и плевелом становится очевидным лишь тогда, когда из них делают хлеб. Гриб-симбионт пропитывает семена растения “коктейлем” из психотропных алкалоидов и индольных дитерпеновых нейротоксинов, вызывающим головокружение, кому и даже смерть. В Аттике плевел применяли как наркотик в элевсинских мистериях. “Привычка” плевела смешиваться с зерном привела к тому, что он стал метафорой ложных убеждений. См. “плевелы” в Мф. 13:24–30 (“Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою”). В XVII в. плевел сравнивали с влиянием папы римского. 193 Обратите внимание, что он объясняет существование полов, а не половое размножение как таковое. Поэтому Аристотелю неинтересен занимающий современных биологов вопрос о связи адаптивного объяснения полового размножения или рекомбинации, а также “стоимости” этих процессов. 194 То, что женщины менструируют больше, чем самки иных видов, – правда. Про мужчин Аристотель ошибается: кабаны выбрасывают 250 мл спермы во время каждой эякуляции, мужчины – 2,5 мл. С учетом того, что весят они примерно одинаково, объем эякулята на единицу массы у человека гораздо меньше. Более того, если учесть частоту совокуплений, мужчины производят меньше семени на единицу массы, чем большинство сельскохозяйственных животных. 195 Поскольку мозг в представлении Аристотеля не является центром высшей нервной деятельности, а выступает скорее в качестве радиатора, это не так вредно. Из этого следует, что можно буквально досовокупляться до безумия, но половые излишества не способны заставить лишиться чувств. 196 Серые журавли координируют усилия во время перелетов специальными звуками, но я не нашел сообщений о том, что им нужен лидер. Биологи считают, что стае не нужны команды; по крайней мере, полет журавлей удовлетворительно моделируется как движение множества взаимодействующих друг с другом агентов. 197 Пчелы действительно опыляют только один вид цветков в рамках одного полета. Движения, которые они совершают после возвращения в улей – так называемый виляющий танец, описанный фон Фришем, изучавшим это явление в 1923–1947 гг. Аристотель, тем не менее, не говорит, что танец представляет собой систему сигналов для других пчел. Наконец, рабочие пчелы выполняют множество задач. 198 Аристотель не объясняет, зачем нужны трутни. Согласно его модели возникновения пчел, трутни – это репродуктивный тупик, они не участвуют в размножении и не выполняют никакой работы. Они, кажется, опровергают его максиму: природа “не делает ничего напрасного”. 199 Ирония в том, что изображение ума как табула раса восходит к аристотелевскому сочинению “О душе” (430a1). Там, впрочем, образ используется для объяснения мышления, а не устройства младенческой психики (переход от знания в потенциальном состоянии к знанию в актуальном состоянии сравнивается с оттиском на воске). Современной трактовкой табула раса мы обязаны Авиценне, Фоме Аквинскому и Джону Локку.