Лагуна. Как Аристотель придумал науку
Часть 57 из 59 Информация о книге
Хотя археологи считают, что нашли палестру, эти руины вполне могут быть виллой римского времени. Если так, то все, что осталось от Ликея времени Аристотеля, скрыто под жилым кварталом или Военным музеем. 228 Фома, подозревая ошибки в арабских переводах, подвиг Вильема из Мербеке перевести Аристотеля с греческих текстов византийского происхождения. Они восходили к редакции Андроника и сейчас служат базисом наших собственных греческих текстов. Древнейшая известная рукопись “Истории животных” – фрагмент кн. VI (IX в.) из Константинополя (Parisinus suppl. gr. 1156, Bib. Nat., Paris). Большая часть остальных сохранившихся списков датируется XII–XV вв. 229 Хотя Аристотель считал, что растительная и чувствующая души после смерти человека распадаются, размышляющая его душа бессмертна. – Прим. пер. 230 Лектор по натуральной философии окаменелостей, растений и животных. – Прим. пер. 231 Аристотель считал, что кровь образуется в печени, оттуда поступает во все ткани, где и разлагается. Гарвей на опытах доказал, что кровь в организме циркулирует, проходя через сердце. – Прим. пер. 232 Пер. Н. Федорова. – Прим. пер. 233 Пер. Н. Федорова. – Прим. пер. 234 Так, первые две книги “Географии” Страбон посвятил оправданию тех, кому он симпатизирует (Гомер), и критике оппонентов (Эратосфена, Гиппарха, Посидония). 235 Пер. С. Красильщикова. – Прим. пер. 236 То было время, когда антиковеды с интересом к зоологии и зоологи с интересом к антиковедению (К. Я. Сундеваль, Г. Ауберт, Ф. Виммер, У. Огл и др.) изучали аристотелевские работы как зоологию. В XX в. (и сейчас) Аристотеля ценят в основном за проникновение в суть философских вопросов. Могу отметить, что после 1910 г. (перевод “Истории животных” Томпсона) зоологические работы Аристотеля не переиздавались до 2007 г. (когда вышла “О частях животных”). Последняя не только глубоко философская по духу, но и точно информирует о дыхательных путях дельфина. 237 Вернер Йегер писал в 1934 г., что Аристотель “должен быть отделен от своих исторических корней и нейтрализован до того, как станет доступным для ознакомления потомству”. 238 Пер. Н. Брагинской. – Прим. пер. 239 В “Метеорологике” Аристотель описывает “опыты” (наиболее интересные в кн. II, 3). Он желает показать, что морская вода – смесь воды и некоей “примеси… землеобразного вещества”. Стагирит утверждает, что если “слепить из воска сосуд и, заткнув его горлышко так, чтобы вода не проникала внутрь, опустить в море, то влага, просочившаяся в сосуд сквозь восковые стенки, окажется пресной” [пер. Н. Брагинской], поскольку воск задержит соль. Но и эта процедура не была настоящим экспериментом, поскольку не было контрольного опыта. Таким было бы погружение в тех же условиях сосуда из водонепроницаемого материала: стекла или бронзы. Отсутствие контрольного опыта привело к фатальной ошибке. Мы точно знаем, что воск не может удалить соль из воды (иначе пустыни Аравии давно цвели бы). Если Аристотель и ставил такой опыт (я в этом сомневаюсь), то пресная вода в восковом сосуде была бы продуктом конденсации из-за охлаждения воздуха в сосуде, контактировавшим с холодной морской водой. Поставь он контрольный опыт и получи тот же результат для стеклянного сосуда (из-за конденсации), он понял бы, что и пресная вода в первом сосуде – не из моря. То же относится и к вивисекции. 240 Вероятно, древнейшим описанием эксперимента можно назвать рассказ Геродота о египетском фараоне Псамметихе. Желая выяснить происхождение людей, тот в VII в. до н. э. якобы велел вырастить двух новорожденных у пастуха, причем запретил издавать в их присутствии человеческие звуки. Контрольной группой были обычные дети. Первые разборчивые звуки детей, воспитанных в козьем стаде, напоминали, казалось, фригийское слово “хлеб”. (Слово это, по Геродоту, – “бекос”.) Псамметих вполне в духе рекапитуляционизма заключил, что фригийцы древнее египтян. Сейчас такие эксперименты с людьми нельзя повторить. Похоже, экспериментальная наука зачата в грехе.