Ласточкино гнездо
Часть 6 из 12 Информация о книге
И ладно бы речь шла о мало-мальски интересной роли, о какой-нибудь герцогине или даже королеве, которой в финале за сценой отрубают голову; но играть крестьянку – при одной мысли об этом Гриневскую начинало корежить. Для нее деревня была синонимом нищеты и безысходности, которых ей самой в жизни довелось хлебнуть с лихвой, и она ни секунды не желала вновь окунаться во все это. Отказаться? Но под каким предлогом? В том, что касалось его нетленок, нарком был болезненно обидчив и злопамятен, как все графоманы. Однажды она уже попробовала уклониться от навязанной им роли, и ее невинная (как ей казалось) шутка по поводу его драматического таланта едва не обернулась разводом. И тут в голову Гриневской пришла поистине судьбоносная мысль. На следующий день Бориса Винтера вызвали на студию, и в кабинете директора он увидел загадочно улыбающуюся Нину Фердинандовну. На сей раз она была в простом синем костюмчике, который шила знаменитая московская портниха и который стоил годовую зарплату хорошего рабочего. – Мне очень понравилось ваше либретто, – сказала Гриневская бархатным голосом. – Думаю, вы можете на меня рассчитывать. Директор, с некоторым изумлением косясь на режиссера, от которого никак не ожидал такой прыти, скороговоркой заговорил о том, что сценаристы далеко ушли от первоисточника… а впрочем… хороший боевик им не помешает… и вообще… – Но придется посоветоваться с товарищами, – веско заключил он. Ознакомившись с текстом либретто, товарищи из Главреперткома высказали свои соображения, которые заключались в нижеследующем: 1) не задействована советская действительность (что было неудивительно, так как все события по сюжету происходили за границей); 2) не показаны забастовки и вообще состояние рабочего класса за рубежом; 3) нет мировой революции; 4) ни один из героев не внушает доверия, так как среди них нет ни рабочих, ни крестьян. Борис сражался, как лев, но ему пришлось пойти на компромиссы. Он вписал забастовку и добавил рассказ героя Лавочкина о родителях-рабочих, который втайне рассчитывал вырезать при монтаже, но советскую действительность некуда было воткнуть, а начальство настаивало на том, чтобы ей было уделено значительное место. – Тогда придется снимать две серии! – в запальчивости заявил Борис. – Почему бы и нет? – задумчиво протянула Нина Фердинандовна, когда узнала об этом. Съемка двух серий займет больше времени, а значит, у мужа не останется никаких шансов занять ее в своей никчемной пьесе. Смирившись, Борис вместе с Мельниковым набросал либретто второй серии, действие которой частично происходило в Москве. Тяжелее всего оказалось отбиться от мировой революции. Борису указывали, что, например, в «Аэлите»[13] режиссер ухитрился устроить революцию даже на Марсе, а уж революция на грешной земле для кинематографиста его уровня вообще пара пустяков. Весь измотанный бесконечными прениями, Борис без сил приходил к сценаристу и валился на кожаный диван, зажатый между двумя книжными шкафами. Мельников называл этот диван ущельем. Сообщники пили чай, который заваривала спокойная и рассудительная жена Михаила, придумывали, как им обойти требования идиотов с кинофабрики, и хохотали. – Они мне все тычут «Аэлиту», – возмущался Борис, – но это же каша, черт знает что! Зачем там герой стреляет в жену? Для чего в сюжете агент МУРа? А комбриг с гармошкой, которого вывели полным идиотом? И при чем тут Марс и какая-то королева Аэлита, которую они приплели… В итоге мировой революции удалось избежать, но линия героини Гриневской увеличилась настолько, что две серии превратились в три. Заодно в сценарий пробрались посторонние персонажи, которых изначально там не было – например, девушка Мэри, подруга героя Голлербаха, в которую влюбляется герой Еремина. В разгар работы над сценарием кинофабрика откомандировала Винтера в Ялту – выбирать места для будущих съемок и договариваться с местной студией о сотрудничестве. В апреле режиссер прибыл на место; с ним приехал оператор Нольде, сценарист Мельников, художник Леонид Усольцев и еще несколько человек, включая уполномоченного Зарецкого. Борис, насупившись и заложив руки в карманы, ходил по набережной и думал, что здесь когда-то гуляла дама с собачкой и до сих пор неподалеку стоит дом, который построил для себя Чехов, но ровным счетом ничего чеховского в городе не ощущалось. Здесь царил странный дух – отчасти провинциальный, отчасти больничный, потому что многие старые виллы были преобразованы в санатории для туберкулезников. Афиши на тумбах анонсировали фильмы, которые в Москве не шли уже несколько лет. На машине местной кинофабрики с шофером Кешей Борис, Михаил и Эдмунд Адамович объехали город и окрестности, намечая точки для съемок. Как-то Борис заметил окруженный запущенным садом старый дом, большой и красивый, но с виду необитаемый. Отчасти он напоминал итальянское палаццо, но отдельные элементы явно были вдохновлены модерном и готикой. Кеша объяснил, что это бывшее имение барона Розена, что оно долго стояло заброшенное, но говорят, что скоро здесь будет очередной санаторий. – А где сейчас прежние владельцы? – спросил Михаил. Кеша пожал плечами. – Старый барон бежал за границу и там умер, молодого убили в войну. Да какая разница? Сторожа не хотели их пускать, но Борису все же удалось добиться разрешения осмотреть дом и сад. Чем дальше, тем больше ему здесь нравилось. Фонтан в саду давно не действовал, но его можно было починить. Из беседки-ротонды, расположенной на скале, открывался великолепный вид. Сам дом, к сожалению, сохранился не в лучшем состоянии и требовал ремонта как снаружи, так и изнутри. Тем не менее Борис решил, что это было бы отличное место для съемок, если хоть как-то привести его в порядок, и поделился своими мыслями со спутниками. – Надо будет Нину Фердинандовну подключить, – сказал сценарист. На обратном пути они заехали на почтамт, и Борис отправил жене наркома телеграмму. Вечером соавторы сидели в номере, дополняя сценарий и вписывая отдельные эпизоды согласно местам, в которых собирались снимать. Дивный ялтинский воздух вливался в открытое окно, из которого было видно кусочек набережной и море, наискось рассеченное лунной дорожкой. Михаил предложил на сегодня окончить работу, и оба закурили трубки. – Я думал, будет гораздо хуже, – признался сценарист. Борис поглядел на него с недоумением. – Ты о чем? Поначалу они придерживались обращения на «вы», но, проработав какое-то время бок о бок, и сами не заметили, как перешли на «ты». – Тут же совсем недавно шла война, – напомнил сценарист. – И дом, который тебе так понравился, обстреливали. Ты видел следы пуль на стенах? – Видел. – Говорят, там был штаб белых и в подвале расстреливали красноармейцев. – А я слышал, что это все неправда. – Борис шевельнулся в кресле. – Как бы то ни было, война кончилась. Мельников ничего не сказал. – Все войны когда-нибудь кончаются, – добавил режиссер. – Все когда-нибудь кончается, – со вздохом ответил Михаил. – Правда, что тебя приглашают на кинофабрику в Киев? – спросил Борис, желая переменить тему. – В Киев не поеду, – коротко ответил сценарист. – Меня там чуть не убили в чрезвычайке. – Но ты же ни в чем не был виноват, – вырвалось у Винтера. Михаил как-то странно покосился на него и, стиснув трубку, промолвил: – Боря… Я за белых воевал. Такого поворота собеседник никак не ждал и растерялся. – Мне сейчас неприятно даже думать об этом, но ведь это было. – Мельников слабо усмехнулся. – Ты воевал за красных, я за белых… Вполне могли бы оказаться друг против друга. Вот сейчас мы сидим и разговариваем, а тогда… Тогда ведь я мог тебя убить. – Миша, никто никого не убил, – пробормотал Борис. – Но ведь я убивал. И ты убивал. Режиссер резко мотнул головой. – Нет, я никого не убил. Не смог. Знаешь, на войне я понял одну вещь… Я понял, что не могу убивать. Ни за идею, ни… ни за что-то еще. Командир кричал: «Стреляй!», а я… – Он умолк, по его крупному, выразительному лицу пробежала судорога. – Я думал – вот я убью человека, а у него жена, дети, близкие… Может, он будет Моцарт, или Лев Толстой… или кто-то еще… И даже если не Моцарт, для кого-то он все равно самый лучший на свете… хоть для собаки, для кошки, для канарейки, черт возьми! Кто-то дома его ждет, а я его сотру с лица земли… Словом, я не смог убивать и с трудом перевелся в санитарный поезд. Там я насмотрелся такого… раненые, умирающие… А! – Он безнадежно махнул рукой. – Война – это ужасно. На свете нет ничего хуже войны. Сценарист посмотрел на него внимательно и внезапно сказал: – Боря… Я хочу с тобой выпить. Ты честный человек… Смущенный режиссер запротестовал. – Нет, ты человек, – упорно гнул свою линию Мельников. – В отличие от… разных прочих, на которых я насмотрелся в кино… – Да ну тебя! – засмеялся Борис.