Мистическое кольцо символистов
Часть 19 из 37 Информация о книге
– Это Ксения-то Всеволодовна руководитель кружка? – возмутился Карлинский. – Да Ксения Всеволодовна для театра и худрук, и режиссер-постановщик, и костюмер, и гример, и осветитель, и рабочий сцены, и мать родная! Студийцы в ней души не чают! – Вот я и говорю – люди – наше основное богатство. Фотолаборатрию возглавляет Володя Певцов, хоровым кружком руководит Юра Ваганкин, а в секции кинолюбителей главной будешь ты. Соглашайся, Сонечка, не пожалеешь. Объявление дадим, группу наберешь, человек в двадцать ребят любознательных. Зарплата у нас хорошая, муниципалитет не обижает. – Соглашайся, Софья, – гудел Карлинский. – Вера Донатовна слов на ветер не бросает. Она с префектом округа на короткой ноге. Старушка закивала головой и подхватила: – А если не только занятия станешь вести, но и с киноархивом будешь помогать, ежемесячную премию гарантирую. – А что за киноархив? – оживилась Карлушина племянница. – Сейчас уже поздно, завтра покажу, – заливалась соловьем Вера Донатовна. – А пока пойдем, постелю тебе в свободной комнате, а мужчины пусть общаются. Видишь, как Витюша на Бориса Георгиевича смотрит? Прямо глазами сверлит. Дела у них, не будем им мешать. Ты ешь, ешь, Витюша, бутерброд. Чаек еще наливай. Соседка подхватила племянницу Карлинского под локоток и вывела из комнаты. – Ну, Боря, здравствуй! – Вик перегнулся через стол и пожал протянутую руку приятеля. Долил в пустую чашку Веры Донатовны остатки коньяку, выпил одним махом и выдохнул: – Хочу показать тебе одну видеозапись. – А про Земфиру Аюшеву ничего не хочешь спросить? – Сначала посмотрим запись, потом расскажешь про Аюшеву. Сотрудник прокуратуры достал портативную кинокамеру и, оперев на сахарницу, включил на воспроизведение. На компактном экране появилось перекошенное ужасом лицо Панаева. – Постой, Витек! Это что же, наш покойник? – удивился Карлинский. – Он самый. Илья Петрович Панаев. В соседней квартире отсиживался, а по ночам через ход в стене навещал свою вдовицу. – Зачем? – изумился психиатр. – Рекламу себе делал. Ты слушай, что он рассказывает. Выслушав откровения экстрасенса, доктор Карлинский сходил за новой бутылкой коньяку и двумя фужерами, открыл бутылку, разлил коньяк, чокнулся с приятелем, выпил и только после этого сказал: – А я-то думаю, отчего Земфира Аюшева рассказывает о посещениях Алисы и мужа-покойника совсем по-разному? О Панаеве говорит как о существе телесном, а о тайной подруге – как о фантоме. А это, оказывается, Панаев постарался. Да, брат Цой, плохо дело. У Аюшевой, похоже, и так психика была ни к черту, а после посещений покойничка и вовсе труба. Прописал ей тяжелые препараты, но опасаюсь, не поможет. У Аюшевой… – Да бес с ней, с Аюшевой! – рассвирепел захмелевший Вик. – Этот кретин Панаев не дал нам взять суку Цатурян с поличным! Когда Ангелина Викторовна сажала Панаева в автомобиль, старый дурак от нее сбежал. И в момент побега попал под машину. Теперь кукует в больнице с ушибами и переломами. А Цатурян чиста, как первый снег. Одна надежда на то, что Влада Яковлева удастся разговорить и в порыве откровения он спалит свою зазнобу. – Яковлев тоже, получается, энергетический гуру? – Не то слово. Учитель жизни. У гурьи Ангелины преподает и делает все, что Цатурян захочет. Ты же слышал – нужен труп – вот вам труп. Сбегал, купил по сходной цене. Нужно от Панаева избавиться – Влад и на это готов. – Не наговаривай на человека, может, и не готов. Ладно, Витюша, давай еще по пятьдесят граммов, и спать. Утро вечера мудренее. А я подумаю, что можно с Яковлевым сделать. Интересный он тип. Удивительная всеядность и беспринципность. Типичный такой психопат. Выпьем за то, чтобы пациенты когда-нибудь иссякли и я остался без работы. Они снова чокнулись, и осушили пузатые низкие бокалы. Москва, август 1910 года Свое кинематографическое будущее Герман фон Бекк неразрывно связывал с натуралистично снятыми преступлениями. Появлявшиеся в прокате фильмы были в основном о любви и страсти, а если и случались в них преступления, то это, как правило, были театральные взмахи ножом с пронзенной в порыве ревности грудью героя, либо напоминающий пантомиму выстрел из револьвера. Но все это смотрелось не натурально, хотя, конечно же, по-театральному эффектно. Герман же мечтал выпустить в прокат самый настоящий, добротно сделанный детектив. Для этого он начал было самостоятельно сочинять сценариусы про описанные в газетах убийства, но вскоре понял, что крайне мало смыслит в этом деле. Помог случай. Помимо коммерческой и благотворительной деятельности удачливый его дядюшка горячо увлекался автомобилями. Так горячо, что даже возглавил московский автомобильный клуб, в который незамедлительно вступил и Герман. Там, в автоклубе, молодой фон Бекк и познакомился с ротмистром Шалевичем, некогда командовавшим автомоторотой. После увольнения из армии ротмистр избрал для себя стезю сыскного агента, и даже удостоился чести управлять казенном авто, постоянно нуждающимся в ремонте. После одного из заседаний автомобильного клуба Герман подошел к ротмистру и предложил свою помощь. И не только в деле ремонта видавшей виды казенной развалюшки «Рено» тысяча девятьсот второго года выпуска мощностью в двадцать лошадиных сил, но и просто помощь. По всем вопросам. Вообще. Ибо ни для кого не было тайной, что в последнее время сыскная полиция пребывает в крайне плачевном состоянии. Началом развала московского сыска послужило пренеприятное происшествие, случившееся во время декабрьского восстания девятьсот пятого года. В своей квартире был арестован, судим и расстрелян прежний начальник сыскной полиции Войлошников. Опасаясь репрессий со стороны революционеров, из отделения стали увольняться опытные сотрудники, и заменить их было некем. Градоначальник генерал-майор Рейнбот поставил во главу московского сыска хорошо знакомого ему Моисеенко – старого служаку со стойкой репутацией взяточника. После этого в московском сыске начались разброд и шатания. Порядка не было, дела спускались на тормозах, каждый гнул свою линию и делал все что хотел. Верный своему долгу следователь Чурилин в подковерные игры не вмешивался, держался за свою команду – педантичного агента Кабельдина – доку в составлении служебных бумаг, на котором была вся канцелярщина и писанина, и технически подкованного ротмистра Шалевича. Втроем они делали общее дело – по мере сил старались раскрывать совершаемые на вверенной им территории преступления. Но сил и средств год от года становилось все меньше, а помощи ждать было неоткуда. И тут, как нельзя более кстати, ротмистр привел к Чурилину владельца кинофабрики. Едва войдя в кабинет, Герман фон Бекк сразу же взял быка за рога – обещал любое содействие их сыскной группе, как материальное, так и техническое, но за это просился лично присутствовать на местах совершенных преступлений и принимать непосредственное участие в расследованиях. Да не один, а с киноаппаратом. На Чурилина молодой человек произвел благоприятное впечатление. Высок, ладно скроен, с хорошей спортивной осанкой и открытым лицом. Одет добротно, но без излишнего шика. Происходит из одной из богатейших семей России – при дворе фон Бекков именуют не иначе, как «железнодорожные короли». И при этом они – благотворители и меценаты. Так отчего бы господам фон Беккам в качестве благотворительности не помочь и нуждающимся сыщикам? И потом, семья фон Бекков велика, широко рассеяна по миру, имеет связи на самом верху, и получение через фон Бекков нужных для следствия сведений представляется гораздо более продуктивным, нежели посредством официальных запросов. Это были плюсы. Из минусов же имелся единственный момент – уже при первой встрече фон Бекк попробовал было намекнуть, что желал бы снять в своих картинах самого Чурилина. Пусть, дескать, заместитель сыскной полиции сыграет самого себя. И хорошо бы организовать съемки прямо здесь вот, в кабинете. Не говоря уже о том, чтобы проводить съемочные работы на всех местах преступлений. Взвесив все «за» и «против», Чурилин согласился принять предложение, назначив фон Бекка консультантом по общим вопросам при своем отделе. Все-таки финансирование от железнодорожных магнатов они получат уже сейчас, а со съемками можно и потянуть. Несмотря на необязательность своего ежедневного присутствия, Герман являлся в сыскной управление, как на работу. Вот и в день, когда обеденное время застало фон Бекка в собственном авто рядом с издательством «Скорпион» за тягостными размышлениями о непростой судьбе Ольги Павловны, Герман пожаловал в сыскное управление на полчаса раньше Чурилина, и к приходу сыщика уже понимал, что день будет насыщенным. Об этом свидетельствовала приоткрытая дверь кабинета начальника следственного отдела, из которого доносилось кряхтение стражника Соловьева и басовитый голос неизвестного, напевно читающего православную молитву. Настроив киноаппарат, Герман уселся перед кабинетом и принялся гадать, что же могло произойти. Сыщик Чурилин появился в холле управления ровно в девять. Приветствовал поднятием фуражки дежурного стражника за стойкой при входе, неторопливо миновал коридор и, поравнявшись с фон Бекком, проговорил: – Доброе утро, Герман Леонидович. А вы ранняя пташка, это похвально. – И вам доброго утра, Василий Степанович. Если бы меня спросили, я бы сказал, что начинать рабочий день полезнее с шести часов утра. – Вот прямо как солнышко взошло, так и надо начинать, – усмехнулся Чурилин. – Именно, – серьезно ответствовал фон Бекк. Как истинный сын своего отца, знаменитого на всю Москву широтой души, мотовством и гостеприимством, Герман в основном вел ночной образ жизни, менее всего способствующий дневным трудам. Но иногда на владельца кинофабрики находила необыкновенная жажда деятельности. В такие моменты молодой фон Бекк спал в сутки пару часов, поднимался с петухами и готов был горы свернуть. За несколько суток активности Герман переделывал столько дел, сколько другой не осилил бы и за год. Периоды энергичности длились недолго, но оставляли после себя весьма ощутимый результат. Сейчас как раз и был такой период. Наставив камеру на Чурилина и запустив мотор, Герман проговорил: – Василий Степанович, у вас в кабинете гость. Честно говоря, мне не терпится узнать, что за субъект и чем вам обязан. Первым в кабинет зашел Чурилин, за ним, установив аппарат на плечо, глядя в глазок видоискателя и вращая ручку кинокамеры – Герман фон Бекк. Навстречу им поднялся со стула дежурный стражник Соловьев. – Господин Чурилин, разрешите доложить! – бодро отрапортовал служивый. – Нынче ночью произошло нападение на дом протоиерея отца Сергия, в миру Александра Мишулина, проживающего при Никольской церкви. У него обычно ночует околоточный Глебов. В смысле, не один ночует, а вместе с головой неизвестного бомбиста. – Можно перейти к сути? – снимая перчатки и пристраивая фуражку на рогатую вешалку рядом с дверью, проговорил Чурилин. – Я и докладываю. Банку с головой похитили, а околоточный убился. – То есть как это – убился? – удивился сыщик. Продолжая съемку, Герман выбрал удобную позицию у дверей, откуда хорошо просматривался и кабинет, и находящиеся в нем люди. Крутя ручку киноаппарата, запечатлел, как Чурилин прошел на середину комнаты и остановился рядом со столом, не отрывая пристального взгляда от вспотевшего лица Соловьева. – Когда злоумышленники ворвались к протоиерею, – стоя навытяжку перед главой сыскного отдела, рапортовал подчиненный, испуганно косясь на застывший на плече фон Бекка стрекочущий аппарат, – околоточный спал. Проснувшись от шума, Глебов испугался, бросился к окну, да зацепился ногою за одеяло. Упал и раскроил висок о гранитный подоконник, отчего и помер. – Нападавших задержали? – Никак нет. – Кто же доложил о происшествии? – Протоиерей и доложил. Он бросился на похитителей и у одного из них оторвал манжет рубашки. Вот, изволите видеть. Стражник Соловьев кивнул на затянутый зеленым сукном письменный стол, на поверхности которого белела кружевная тряпица. Чурилин двумя пальцами ухватил обрывок кружев и поднес к лицу, принюхиваясь. – «Коти», дамские духи французского производства. Хотя запонка на манжете явно мужская. Парадокс. Из-за шкафа послышался сдавленный кашель, как будто прочищали горло, и хриплый голос проговорил: – Ничего парадоксального не вижу. Одним из ворюг была дама, переодетая мужиком. Чурилин шагнул к шкафу, и, заглянув в уголок, где обычно пил чай, увидел сидящего перед дымящейся чашкой длинноволосого благообразного мужчину в шерстяной поддевке. – Главный свидетель преступления Александр Кузьмич Мишулин, – сзади подскочил дежурный, и фон Бекк вместе с аппаратом переместился за ним. – В доме господина Мишулина и случилось происшествие. Вы уж извините, Василий Степанович, я чайку ему заварил. С самого рассвета у нас сидит. – Считаю своим долгом сообщить, – забасил настоятель Никольского храма, – что эта самая дама, переодетая в мужское платье, прошлым вечером проявляла интерес к банке с головой. Околоточный дежурил на паперти, когда эта дамочка ухватила банку и порывалась с ней уйти. – При каких обстоятельствах погибший это рассказал? – Вот как вбежал с банкой в дом, так и принялся рассказывать. Говорил, что воровку увещевали прогуливавшиеся с ней мужчины. Они упоминали про издательство «Скорпион» и называли злодейку Амалией Коган. – Мадемуазель Витроль, – усмехнулся Чурилин, многозначительно поглядывая на Германа. А ведь это следователь Чурилин Амалию задерживал. И, пообщавшись с госпожой Коган после ареста, понял, что раскаяния не дождется. Но даже не в раскаянии было дело. Хуже всего было то, что благодаря девице Коган Москву захлестнула волна «витролей». Списанными с Амалии героинями наполнились чувствительные дамские романы. В театрах ставились пьесы. Да еще фон Бекк увековечил Амалию в фильме «Мадемуазель Витроль», прославив мерзавку в веках! Благодаря растиражированному искусством образу в Москву пришла мода на фам фаталь – женщин загадочных и решительных. Обманутые девушки азартно плескали в лицо друг другу кислотой. И только обращение Чурилина к генерал-губернатору с требованием запретить продажу серной кислоты прекратило это безумство. Злодейку оправдали, но даже после суда Чурилин старался не выпускать Амалию из поля зрения, ожидая от безнравственной девицы в любой момент всего, чего угодно. – Говорил я вам, Герман Леонидович, что Амалия Карловна на одном преступлении не остановится, – попенял начальник следственного отдела фон Бекку. – Теперь, извольте видеть, похитила банку с головой. И послужила причиной смерти городового. – Ну, городовой, положим, сам виноват, – пожал плечами фон Бекк, переставая снимать, подхватывая с отодвинутого протоиереем блюдца ломтик лимона и отправляя в рот. – Оправдывайте, оправдывайте свою протеже, – горько покачал головой Чурилин, глядя на перекосившееся лицо фон Бекка. – Ходят слухи, – встрял дежурный, – что у господина фон Бекка с мадемуазель Витроль случился роман. В ответ на это замечание Герман презрительно промолчал, дожевывая лимон, и Чурилин, чтобы скрыть неловкость, тут же перевел разговор на другую тему: – Ротмистр у себя? – Так точно! – вытянулся во фронт Соловьев. И, понизив голос, добавил: – Беседуют с Пурпурным маниаком. Чурилин скептически поджал губы. В последнее время чиновника сыскной полиции не покидало чувство, что мир сошел с ума. Вокруг творились вещи совершенно невообразимые. Молодые люди играючи сводили счеты как со своей жизнью, так и с жизнью чужой, как будто и в самом деле мир – театр. Отыграли пьесу, опустили занавес, убитые поднялись со сцены, пожали убийцам руки и разошлись по домам. Все это было привычно, и уже не вызывало удивления. Однако теперь Чурилин столкнулся с совсем уж загадочным происшествием – похищением ребенка без требования выкупа, да и вообще без цели. Преступление, лишенное всякого смысла. Случай исключительный. Рядом с новомодной гостиницей «Метрополь» с раннего утра до позднего вечера торговала букетами вразнос цветочница Надежда Козлова. Владелец гостиницы не возражал – девушка приятная, лицом пригожая, да при ней еще и малютка славненькая, дочка Лизочка. Постояльцы в миловидной торговке и ее девчушке души не чаяли, охотно покупали цветы и дарили маленькие сувениры. Кто пирожное поднесет, кто конфеты. И вот с неделю назад малышка Лиза пропала. Обычно девочка свободно играла на улице, и никто ее не обижал. Уже после пропажи дочери Козлова вспомнила, что несколько раз один и тот же господин отнимал у Лизы поднесенные каким-то барином подарки и, пряча отобранное в карман, торопился скрыться. Козлова его запомнила – этот человек был молодой, крупный, эффектный, носил длиннополый твидовый пиджак и вызывающий пурпурный галстук. А один раз, уже перед самой пропажей, на Лизу едва не наехал мотоциклет, но в последний момент кто-то вытолкнул малышку из-под колес. Цветочница не заметила, кто спас ее дитя, ибо была занята продажей дорогого букета роз, расхваливала товар и увлеченно беседовала с покупателем. А на следующий день Лиза пропала. Последним ее видел швейцар из «Метрополя». Швейцар уверяет, что девочку увел тот самый человек в пурпурном галстуке. На розыски малышки Чурилин бросил «летучий отряд», но это ни к чему не привело.