Мистическое кольцо символистов
Часть 32 из 37 Информация о книге
– А как же-с, насторожило, – нехотя откликнулся зачесанный на прямой пробор малый, шмыгая мясистым носом. – И что же именно? – А все. После обеда пришла барыня, попросила ключи, чтобы занять номер до завтра. Я дал ей ключ от двести двенадцатого. – Что за барыня? Как она выглядела? Молодец молчал, настороженно косясь на киноаппарат. Затем приблизился к Чурилину и, тронув за синий форменный рукав, доверительно шепнул: – Вы бы, вашеблагородь, распорядились, чтобы этот перестал снимать. Не люблю я. Еще болезнь какая прицепится, сглаз али порча. – Герман Леонидович, голубчик, разверните камеру в другую сторону. Свидетель смущается, – улыбнулся фон Бекку Чурилин. И, обращаясь к коридорному, напомнил: – Про внешность барыни хотели рассказать. – Обныкновенная внешность. Одета дорого, по-барски, в нарядной шляпке, лицо скрывает плотная вуалька. – Волосы какие? Темные? Светлые? – Говорю же, в шляпке она была. – Имя, конечно, вы не спросили. – У нас не принято-с. Раз уж постояльцы платят вперед, хозяин именами не интересуется. Больше ничего о барыне не знаю, хоть режьте меня. – А голос у нее какой? Высокий? Низкий? – Ага, говорила она как-то коряво, словно бы и по-русски, да не по-русски. – С акцентом? – Ну да. С ним. – Взгляните внимательно, это она на кровати? – Да вроде она. А может, и та, вторая. – Была еще и вторая? – Само собой, была. А как же ж! Когда первая барыня забрала ключ и поднялась в номер, вскорости пришла еще одна барыня, и тоже как будто не русская. Она вот светленькая была, как будто светится вся изнутри. Спросила про первую. Сказала, что ее подруга и что первая барыня ее ждет. Я предложил проводить, но светленькая отказалась и поднялась наверх сама. Потом из двести двенадцатого позвонили и заказали вино. Я отнес заказ и отдал той, что пришла первой. – Лица вы опять не рассмотрели? – Так ведь не раздевалась она. И шляпку не снимала. Открыла дверь, забрала поднос и велела уходить. Дала на чай и больше не звонила. А в пять часов пришел к ним барин. Был он с цветами, с розами, вот с энтими, которые загадили весь пол, и тоже спросил про двести двенадцатый номер. – Вот этот барин? – кивнул за ширму Чурилин. Коридорный оставил в покое лист фикуса, который до этого теребил, и робко приблизился к покойнику. Перешагнул через лежащую на полу вазу, и, стараясь не замочить штиблет, вытянул шею, всмотрелся в льняные, слипшиеся от крови кудри, обращенное к потолку мертвое бородатое лицо, и утвердительно кивнул. – Точно, он. Этот барин, хоть режьте меня. Доктор закончил с дамским телом на кровати и переместился к ширме, дожидаясь, когда свидетель отойдет в сторону, чтобы начать осмотр. Коридорный вернулся к окну, и доктор принялся за дело. – И что было потом? – Известно что. Я предложил проводить, но барин отказался, на чай не захотел давать. Таких господ я отлично знаю-с, такие за полушку удавятся. – Вторая барыня на чай вам тоже не дала, а вы о ней по-доброму отзываетесь, – ехидно заметил ротмистр. – Сравнили, тоже! – иронично присвистнул мужик. – От светленькой барыни словно бы солнечные лучи исходили. Как же еще о ней отзываться? – Давайте не будем отвлекаться, а то до завтра не управимся, – строго взглянул на ротмистра Чурилин, и тот, хоть и собирался продолжить дискуссию, сразу же смолк. – Поднялся барин, значит, в двести двенадцатый номер, – продолжил повествование коридорный, – и я про них забыл. Заказов много было из других номеров, пока всех обслужил, умаялся. К тому ж топтался тут один, в костюме и клетчатой фуражке, про барина с букетом все расспрашивал. К кому пошел, да в какой номер. Я говорить не хотел – у нас заведение порядочное, нет такого правила, чтобы клиентов обсуждать, да только вижу – бежит вдруг мимо светленькая барыня. Глаза – как у оленя. Я говорю – вот эта барыня тоже давеча двести двенадцатым номером интересовались. Ну, парень наверх и стреканул. Я, ясное дело, дунул за ним. Мы вместе подбежали к двести двенадцатому, а там – дверь нараспашку, и вот такой вот коленкор. Я сразу вниз и вам звонить, а паренек тот еще раньше меня вниз спустился и побежал следом за барыней. – Ну что ж, благодарю, любезный, – проговорил Чурилин. И, обернувшись к доктору, спросил: – Роман Никандрович, вас ждать? – Езжайте с Богом, Василий Степанович, у меня тут дел еще хватает. И поторопите там, пусть поскорее экспертов присылают, пока следы не затоптали. Оглядевшись по сторонам и удостоверившись, что ничего не забыто, Чурилин вышел из номера. За ним, застегивая планшетку, последовал ротмистр Шалевич. Последним, пятясь задом и не переставая стрекотать киноаппаратом, покинул место преступления фон Бекк. Задом спустился по лестнице, фиксируя на пленку все, что попадается на пути, поблагодарил ротмистра за придержанную дверь, вышел на улицу и, продолжая снимать, забрался в машину. Севший за руль ротмистр тоже попал в кадр, как и досадливо поморщившийся Чурилин. – Перефразируя предсмертную записку «мадемуазель Витроль», – проговорил фон Бекк, – так и хочется воскликнуть: «Ты умер, Лев, и теперь нам никогда не узнать, зачем подговорил поэтов Рюмина и Зорина похитить маленькую Лизу!» – И вы поверили двум фиглярам? – скептически усмехнулся ротмистр. – Они же врут! Интересничают! Сговорились человека хорошего оклеветать, и рекламу себе делают! Их никто так и не узнает, хоть десять стихов в альманахе Брюсова опубликуй. А привлекли к себе внимание – и вот, пожалуйста! По московским салонам только о них и станут говорить. Но если Рюмина и Зорина как следует прижать, они, голубчики, под пытками всю правду выложат! – Болеслав Артурович, остановитесь! – повысил голос сыщик. – Сколько раз я просил не переходить допустимых границ! – А я что? Я ничего, – натягивая кожаные краги, кротко взглянул на Чурилина ротмистр. – Я просто так. Гипотетически. – Прошу вас, ротмистр, поехали уже, – взмолился следователь сыскного управления. По дороге неугомонный оператор делал панорамную съемку залитой огнями вечерней Москвы. Двигаясь от Садового кольца к Разгуляю, они проехали горбатый железнодорожный мост, миновали храм Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе и, свернув в распахнутые ворота, устремились к утопающему в зелени особняку, окруженному многочисленными хозяйственными постройками и флигелями. Главный дом был погружен во мрак, лишь окна правого крыла на первом этаже мерцали уютным светом. И только перед въездом в гараж фон Бекк остановил съемку. – Господа, был жаркий трудный день, и, полагаю, мы с вами честно заслужили по кружке ледяного пива, – зачехляя камеру и убирая в кофр, приглашающим тоном проговорил хозяин. – Я обеими руками за! – бодро подхватил ротмистр Шалевич, выбираясь из авто и устремляясь к гаражным воротам. Привычно распахнув дверцы гаража, он вернулся на водительское место и загнал машину внутрь, поставив между двумя другими «Даймлерами». – Буду только рад, – скупо обронил Чурилин. В особняке на Басманной всегда было прохладно, подавали хорошее пиво и угощали отличными сигарами, поэтому следователь Чурилин и ротмистр Шалевич любили сюда заглядывать. Покинув кабину авто, следователь обошел гараж, неодобрительно оглядывая хозяйский автопарк. Чурилин считал, что иметь столько машин и мотоциклетов – неоправданная и даже вредная роскошь. Зачем столько транспорта, если пользуешься все равно чем-то одним? Ротмистр же тем временем обследовал полки гаража, отбирая приглянувшиеся детали. Это был обычный ритуал, не удивлявший ни Чурилина, ни фон Бекка. В московском сыскном управлении было известно, что Шалевич сам, своими руками, собирает автомобиль, и по мере сил и возможностей ему помогали. Фон Бекк предлагал подарить приятелю уже готовую машину, но тот категорически отказался, ибо для ротмистра важен был не столько результат, сколько сам процесс. Когда ротмистр закончил осмотр полок, сложив в холщовый мешок из-под свечей приглянувшиеся железки, коллеги двинулись к дверям. Вышли из гаража на воздух и застыли от открывшегося перед ними великолепия. Просторную лужайку перед домом украшал фонтан, и подсвеченная чугунная статуя в самом сердце фонтана стройным силуэтом выделялась на фоне усыпанного звездами неба. Вдохнув полной грудью, фон Бекк двинулся вперед. За ним и сыщики устремились по разделяющей лужайку дорожке к сдвинутому в сторону парадному входу и поднялись на крыльцо. Дверь тут же распахнулась, явив их взорам экономку Фаину Власовну. – Добрый вечер, Герман Леонидович, – улыбнулась женщина. – Здравствуйте, господа, – оглядев гостей, менее восторженно добавила она. – Донат уже вернулся и ждет. Донат Ветров был сыном экономки и числился доверенным лицом фон Бекка по деликатным поручениям. И, кроме того, охотно брался за любую работу. Парнишка слыл талантливым оператором, проворным и ловким, если дело касалось труднодосягаемых высот. Он мог забраться хоть на гору Эверест, при этом не переставая крутить ручку киноаппарата. Донат стряпал декорации, шил костюмы и даже научился водить транспортные средства из гаража хозяина. Годился в актеры и здесь же, в расположенной во флигеле кинолаборатории, обрабатывал пленку. Монтировал же фильму фон Бекк всегда сам, не доверяя кропотливое творческое занятие рукам помощника. Пройдя в курительную комнату, Герман увидел Ветрова. Вернее, сначала фон Бекк наткнулся на клетчатую кепи, украшающую прелестную головку мраморной Афины, застывшей в углу с бронзовой урной в руках. Повесив пиджак на резную спинку кресла, Донат устроился рядом с камином и с наслаждением потягивал пузырящуюся в фужере сельтерскую, заедая мороженым. Насколько Герман знал, помощник его охотно пил и пиво, однако старался это делать незаметно, дабы не расстраивать матушку, до сих пор считавшую своего великовозрастного отпрыска ребенком. Заметив патрона, юноша вскочил на ноги и вытянулся во фронт. – Герман Леонидович, все очень плохо, – прожевывая мороженое и облизывая пальцы, сообщил он. – Объект наблюдения убит, убийцу – Ольгу Павловну Волынскую – задержали и препроводили в лечебницу для душевнобольных. – Знаем мы про убийство, – отмахнулся ротмистр, принимая из рук экономки поднос с тремя кружками пива и с грохотом обрушивая его на мраморную каминную полку. Выбрал ту кружку, что полнее, сдул пену, и, прикрыв от наслаждения глаза, жадными глотками осушил до дна. – Говорите, Волынскую отправили в лечебницу? – подходя к стоящему на подставке телефонному аппарату, обронил Чурилин. Сыщик взял трубку и прокричал в отделанный медью рожок: – Будьте добры, барышня! Соедините с сыскным управлением! Помолчал, ожидая ответа, и снова закричал: – Рубашкин, ты? Эксперты выехали на Оленью? Отлично. Скажи, голубчик, в какую лечебницу поместили Ольгу Волынскую? Как не знаешь? Ты дежурный – и не знаешь? Вот то-то, что где-то записал! Да, прямо сейчас. Спасибо, я понял. Хорошего дежурства. Ротмистр допил пиво и, поставив кружку на поднос, огляделся по сторонам. Фон Бекк строчил что-то в блокноте, Донат вылизывал вазочку из-под мороженого, Чурилин стучал трубкой по рычажкам аппарата, пытаясь добиться соединения с коммутатором. Взяв еще одну кружку с пивом, ротмистр снова блаженно прищурился и теперь уже принялся неспешно смаковать напиток, делая маленькие глотки. – Так что там случилось с Волынской? – допив пиво и крякнув, осведомился он, потянувшись к третьей кружке. – Она была совершенно безумна, – расхаживая из угла в угол и помахивая вазочкой, взволнованно заговорил Донат. Устав крутить вазочку в руках, в пылу рассказа он небрежно поставил ее на каминную полку. Освободив руки, взмахнул ими, точно крыльями, и взволнованно продолжал: – Но, черт возьми, как хороша! Она неслась по набережной и кричала: «Я Коломбина»! И, черт возьми, я верил! Я заберу ее из лечебницы и женюсь на ней, вот честное слово! Герман Леонидович, – помощник умоляюще понизил голос, – похлопочите за меня, пусть матушка свое согласие даст! – Боюсь, Донат, что это невозможно, – дописывая страницу, проговорил фон Бекк. – Отчего же? Из-за того, что Ольга Павловна безумна? Ну, так это ничего. Я ко всему готов. – Лучше не спрашивай, все равно не скажу. Друзья мои, я только что закончил сценариус фильмы. Вот, послушайте. Называется «Убийство коварной подруги». Картина первая. Неравнодушный к чужому горю букинист стоит за прилавком книжной лавочки и внимательно слушает рассказ частой посетительницы магазина – мадемуазель Витроль – о трагедии всей ее жизни. Витроль полюбила всем сердцем революционера, но возлюбленный трагически погиб, оставшись неопознанным, и теперь его голова выставлена на всеобщее обозрение и поругание. Сердобольный букинист помогает Витроль похитить голову возлюбленного. Но это не помогает – Витроль все равно покончила собой. Картина вторая. Случайно наш букинист услышал, как два поэта жалуются на невозможность опубликовать свои стихи. И тут же принимает решение помочь. И вот уже Ольга Павловна Волынская – невероятно красивая девушка, которая знает букиниста с юных лет как удивительно порядочного человека, готова отправиться в редакцию со стихами обиженных поэтов и выдать за свои. – Постойте, Герман Леонидович, – растерянно заморгал ротмистр, – а что же, самый смак снимать не будем? Ну, про то, что девушка – вовсе не девушка… – Ротмистр, немедленно замолчите, если не хотите со мною поссориться! – вскипел фон Бекк. – Этого нельзя. Это ее тайна. – Герман Леонидович прав. Есть вещи, которых не стоит касаться, – нахмурился Чурилин. – О чем это вы? – наивно поглядывая то на одного, то на другого, завертел головой Донат Ветров. Ротмистр сложил ладони на груди и покаянно обронил: – Все-все, господа, молчу. – Так вот. Букинист тоже обожает свою пассию, но у Ольги Павловны есть коварная подруга – танцовщица Лили Грин. И танцовщица решает совратить добропорядочного букиниста. – Ангела каждому лестно запачкать, – стремясь загладить неловкость, поддакнул ротмистр.