На верхней Масловке
Часть 8 из 19 Информация о книге
Нина захлопнула за мужем дверь. Несколько мгновений слышно было, как, высвистывая небезупречный мотивчик, он спускается по лестнице. Уже забыл про все. Наверное, решает, как совместить в картине синее с желтым. Она с силой разогнулась, заломив руки за спину, шумно выдохнула и побрела в комнату. Там она растянулась в кресле и, сняв телефонную трубку, медленно набрала номер… – Алле-у?! – Голос у старухи бодрый, если не сказать – агрессивно бодрый. – Здравствуйте, Анна Борисовна. Это Нина. – Какая Нина? Привет… Ну вот и объяснение: тебя числят неким агрегатом, предназначенным для благоустройства быта гениального художника. Тебе необязательно иметь имя, но уж фактуру, будь добра, обеспечь. Ибо – модель. Обязательно. – Жена Матвея, – сдержанно объяснила Нина. – Ведь вы звонили? – А? Да-да, здравствуйте, милая! Старуха совсем выжила из ума! Никудышная, знаете ли, память стала… Старухе пора на свалку… Да… Так что вы хотели? – Но… Анна Борисовна, вы, кажется, только что звонили, – недоуменно проговорила она, – по поводу денег. – Ах, ну да! А что, Матвей уже ушел? – Да, он… – Погодите, не перебивайте, а то я порядок мыслей растеряю. Вы знаете, что Матвей гений? Нина вздохнула. – Знаю… Анна Борисовна, насчет денег… – Да погодите, не перебивайте старуху, ради бога, а то я совсем собьюсь… Матвей, знаете ли, большой художник. Причем он одинаково силен в рисунке и в живописи. В своей бесконечной жизни я кое-кого из художников встречала… Нина взглянула на часы, прикрыла глаза и вытянула ноги. «Сейчас за свои деньги я выслушаю небольшую лекцию», – подумала она, дождалась коротенькой паузы, когда старуха подыскивала сравнение красного в «Красной мебели» Фалька с красным с живописи Рус, и вежливо вклинилась: – А деньги я завезу сегодня, Анна Борисовна. – Да погодите с этими дурацкими деньгами, что вы привязались с ними, вот я с мысли сбилась… О чем я? О Фальке… Вы слушайте, слушайте, вам это полезно, милая, ведь в живописи вы наверняка ничего не смыслите, как вся ваша литературная братия… «Ну, спасибо! – изумленно подумала Нина, не слушая больше старуху. – Да, этого Петю стоит пожалеть… – Она еще помолчала минут пять в красноречивую трубку. Можно было бы, конечно, послать великую каргу к чертям, да только ботинки ей все равно шить нужно. Мда-а… – Ну, довольно, – устало подумала она, – сделаем небольшой перекур», – положила воркующую трубку на рычаг, потянулась к пачке сигарет и закурила. И тут у самого локтя опить каркнул телефон. Нина вздрогнула и резко сорвала с рычага трубку. – Ну?! – крикнула она. – Это я, Нинуль, – сказал приятный тенор Кости Веревкина, – А что, старый ушел уже? – Ушел старый. – Жаль… Я хотел, чтоб он забежал сегодня… Что-то рука у меня на место не встает. – Обратись к костоправу. Костя хмыкнул – оценил юмор. – Лучший костоправ – мой старый Матвей. – Его мягчайший тенор окрасился лирическими тонами. – Только он вправит руку на портрете Жоглина, солиста-виолончелиста Владимирской филармонии… – Красиво интонируешь… – А? – Голос, говорю, у тебя богат модуляциями. Это по поводу солиста, – она чувствовала, как сгущается внутри презрение к бездарному хваткому Косте. – А насчет частей тела, то есть вправления рук, ног, а также мозгов, – слушай внимательно: мне не нравится, что в наше прекрасное время демократизации общества происходит эксплуатация человека человеком. – Нинуль, это что-то из политэкономии… Раздражение сгустилось до ненависти грозового разряда. – Ну, короче, – сказала она отрывисто, понимая, что не стоило бы, не стоило бы влезать в дела мужа, но не в силах уже остановиться: – Отныне со своими солистами, дантистами и бывшими чекистами сражайся сам. За диванчик Матвей отработал сполна, поэтому не благодарим. – И поскольку Веревкин потрясенно молчал, не в силах подать ни звука своим обаятельным тенором, она добавила мягче, почти сострадательно: – Научись рисовать, Костя. Это может тебе пригодиться в жизни. Опустив трубку, Нина несколько минут сидела, хмуро затягиваясь сигаретой и размышляя, чем может обернуться для Матвея неожиданный конец веревкинского ига… Потом подняла глаза на автопортрет мужа, где он изобразил себя в кахетинке, одолженной у Гиви Гохария, и сказала твердо: – А теперь мы купим тебе шляпу… * * * Вход в мастерские скульпторов со двора. Ступени к высокому крыльцу; на дверях мелом написано «Мастерские № 5, 6». Ступени щербатые, грязные, мшистые, перила рассохлись, краска на двери облезла давным-давно. Центр Москвы при всем при этом… Все-таки они как-то упоенно предаются свинской обстановке, эти художники и скульпторы. Ну, мастерская, конечно, рабочий беспорядок, не лаковые паркеты, разумеется, но входную дверь отчего не покрасить раз в двадцать лет? Ну да, оно художники, а не маляра… Нина поднялась на крыльцо, толкнула наружную дверь, вошла в сырой затхлый тамбур и позвонила в дверь, такую же облезлую и сиротскую, словно и ее поливали дожди и обметали снега… Ладно, уйми свою бушующую наследственность и желание немедленно покрасить и подправить их убогий быт. Им хорошо так. Они привыкли. Дверь открыл Петя, с сигаретой, закушенной в углу рта, и потому со странным, оскаленным лицом. Нина взглянула на него и от неожиданности даже отпрянула: как в дурном сне, над бровью у Петра Авдсеевича они увидела нестертый плевок. Воображение ее взметнулось, как возбужденный язык огня, тут она враз трагедию сочинила – вопль, грохот падающего мольберта, скульптурный молоток, труп старухи на полу… Доигралась старуха!.. То есть не то чтобы она буквально это предположила, а так, вообразила на секунду картинку. Плевок, так к месту сидящий на физиономии Петра Авдеича, ее не то чтобы испугал, по смутил. – Нина! – Петя сменил яростное выражение лица на приветливое. – Рад видеть вас. Проходите в мастерскую, там Анна Борисовна с Сашей чаи распивают. Присоединяйтесь… Анна Борисовна! – крикнул он по коридору. – Нина к вам! И все это с нестертым плевком над бровью. – Простите уж, не помогаю вам раздеться, – он воздел руки в мыльной пене, – у меня сегодня постирушка… Объяснилось. Чистоплотный молодой человек, питающий слабость к свежим сорочкам, стирает сам, копошится помаленьку над тазом, бедняга, – руки в мыле, сгусток пены в лицо отлетел… Нина перевела дух и разделась. Похоже, сегодня здесь покой и благолепие. Из мастерской доносились препирающиеся голоса. – Я тебе говорю – это пара пустяков! – Анна Борисовна, жить хочется. Мне только двадцать четыре. – Александр, ты ужасающий болван! Это гипс, гипс, а не мрамор! – Ладно, пусть Петя поможет. – Петя стирает, значит, он разъярен, как дикая прачка. И не втравляй его в бытовые мелочи. – Ничего себе мелочи – бюст Добролюбова с антресолей снимать! – Что ты торгуешься, как носильщик на вокзале! Нина огляделась, куда бы повесить пальто, и, не найдя вешалки, перекинула его через руку гипсовой Норы, а свою синюю широкополую шляпу закинула, той на голову, отчего пресная полуулыбка Норы вмиг стала пошловато– игривой. Из ванной, на ходу вытирая о фартук руки, выскочил Петя. – Нина! Чуть не забыл, – оп понизил голос, – Анна Борисовна сказала, что вы любезно согласились одолжить нам денег… «Нам», – отметила Нина, глядя на его суетящиеся мокрые руки… – Вы нас не просто выручили, вы нас спасли! – Пустяки, Петр Авдеевич. – Что это вы меня отчеством пугаете? Петя, просто Петя… – Как-то он странно оживлен. Суетится… – Так вот, целесообразно дать их мне, – Петя усмехнулся. – Анна Борисовна в пылу разговора обязательно запропастит деньги где-нибудь в самом неподходящем месте. А вечером сегодня платить. Нина молча достала из сумки пять легких, словно отутюженных десяток и протянула Пете. Он взял влажными руками и, неожиданно склонившись, припал губами к ее руке. – Спасительница, – проговорил он тоном проигравшегося офицера, которому удалось вымолить денег у богатой тетушки. Странно, подумала Нина, он так заботится о ботинках старухи? Нет, очень подозрительный тип. Она заглянула в мастерскую и невольно охнула. На последней ступени стремянки стоял Саша – грузный, с остервенелым багровым лицом и, постанывая от усилий, двигал на себя гипсовый бюст Добролюбова. – Что вы делаете?! – крикнула Нина, подавшись к нему. – Вы убьетесь! – Отой-ди-те! – простонал Саша, обхватив бюст и нашаривая ногою следующую вниз ступеньку. – Да, голубчик, не мельтешитесь под ногами, – добродушно заметила старуха, помешивая в стакане ложкой, – Александр сколочен неплохо, ему полезны физические упражнения. Наконец ступень за ступенью Саша сполз по стремянке. Это выглядело отработанным цирковым номером, Свалив в угол бюст Добролюбова, он упал на стул и, закинув голову, минуты три шумно отдувался. – Ноги дрожат, – пробормотал он слабым голосом. – Молодец, – старуха с удовлетворением посматривала на освободившиеся антресоли, – А теперь неплохо бы закинуть туда вон ту обнаженную. – Нет уж, спасибо! – возмутился Саша.