Фантазии женщины средних лет
Часть 4 из 13 Информация о книге
– Что ты хочешь узнать? – раздался тихий, с трудом различимый голос. – Я вообще не понимаю, о чем ты? Я читал ей стихи. Глупо получилось, конечно, но я читал стихи. – Я убью тебя, я сейчас убью тебя, – прохрипел Майкл и снова занес руку со сжатыми в кулак пальцами. – Какие стихи? – Я пишу стихи. – Голос немного окреп, в нем не слышалось страха, наоборот, мне почудилась даже скрытая усмешка. – Я хотел прочитать ей стихи, она любит стихи, ты ведь знаешь, вот и все. И мы зашли в эту комнату, в ванную то есть, и я читал стихи. – Зачем надо было заходить в ванную? Мне показалось, что Майкл опешил не только от простоты объяснения, но и от спокойного голоса тоже. – Я начал читать в коридоре, но там было шумно, музыка мешала, и я предложил перейти в другую комнату, я даже не знал, что это ванная, думал, отдельная комната. – Это правда, подумала я. – А потом, когда ты начал стучать, Жаклин испугалась, что ты не правильно все поймешь, и я решил вылезти в окно, чтобы разрядить ситуацию, да вот свалился. Он даже усмехнулся, как будто извиняясь, и мне показалось, что при этом он посмотрел на меня. Объяснение закончилось, но Майкл все еще держал его, не расслабляя занесенной руки. – Какие стихи? – спросил Майкл, видимо, не зная, что делать дальше. – Я написал стихотворение, большое, почти поэму, я ее всем читаю. – И вдруг он стал читать: – Он был мой Север, Юг, мой Запад, мой Восток, Мой шестидневный труд, мой выходной восторг, Слова и их мотив, местоимений сплав. Любви, считал я, нет конца. Я был не прав. Созвездья погаси и больше не смотри… Он читал в специфической авторской манере, немного монотонно, делая ударение на только ему известных слогах. И все же в этой декламации проступало скрытое глумление, возможно, в интонациях, но только одна я могла его различить. Впрочем, он не дочитал стихотворение, широкая ладонь Майкла сжала его лицо, вминая щеки, а затем с силой толкнула назад. – Смотри, гад, – сказал Майкл, подойдя к нему, лежащему совершенно беззащитно на земле. – Еще раз увижу – тебе не жить. – Заканчивай, Майк, – сказал кто-то из собравшейся толпы, – может быть, он правду говорит. Может, так получилось и никто не виноват. Майкл повернулся и посмотрел на людей, стоявших за его спиной. – Да, Майк, кончай, а то полицию вызовут. Пойдем в дом. Майкл все же пнул ногой распростертое на земле тело, Куда-то в мягкое, но уже не сильно, скорее для острастки, и подошел ко мне. – Это правда? – спросил он. – То, что он сказал про стихи, правда? – Не твое дело, кретин. – Я вложила в свои слова столько злости, сколько смогла. Щека горела, я не чувствовала уже половину лица. – Ну, ладно, – сказал Майкл, – прости. Я ведь не знал. – Уйди, – сказала я, мне на самом деле не терпелось, чтобы он ушел. – Ну, ладно, пойдем. Понятно, что он хотел примирения, а чего ему было не хотеть? Я всегда примерно выполняла все свои обязанности, особенно женские. А что я получала взамен, разбитую губу? – Проваливай, – повторила я и сама удивилась своему голосу. – Я тебе позвоню? – Нет, – ответила я твердо. – Ты мне позвонишь? – Я подумаю. – Я готова была сказать все, что угодно, лишь бы он ушел. Похоже, Майклу было достаточно этого компромисса, и он повернулся и побрел в сторону дома. Там, чуть в стороне, шли ступеньки, и не надо было мне, дуре, карабкаться по крутому откосу, ломать ногти, стоило только посмотреть внимательно. Впрочем, это уже не имело значения. Я подождала, пока все уйдут, а потом подошла к своему неудачливому знакомому. Он успел сесть, ноги раскинуты в стороны, спина ссутулена, одна рука упиралась в землю. Я присела рядом. – Что у тебя с рукой? – спросила я. – Не знаю, сломал или вывихнул. – Это он ее… – Я не знала, как продолжить. – Нет, это при падении, наверное. – Он посмотрел на руку, а потом на меня. Сейчас у него было на редкость глупое лицо. Все избитое, опухшее, в синяках, но довольное, я видела, оно было довольным, его основательно разбитое лицо, и оттого выглядело особенно дурацким и трогательным. Я улыбнулась. – Ты чего? – спросил он и тоже улыбнулся. – Улыбаешься, радуешься, что жив остался? – Я протянула руку и сняла прилипший к его виску пожухлый лист. – Ну, в общем, да. – Его взгляд вновь обретал прежнее озорство. – Я даже не знаю твоего имени. Как тебя зовут? И тут он стал хохотать, даже не смеяться, а именно хохотать. Я тоже не удержалась. – Ты чего? – спросила я сквозь смех, глядя на его перекошенное от хохота и боли лицо. – Это очень смешно… Я чуть тебя не трахнул… А ты не знаешь моего имени… – Он смеялся так заразительно, я понимала, что это выходит напряжение, но все равно поддалась. – Меня чуть не убили из-за тебя… – проговорил он, прорываясь сквозь смех. – Ну, ладно, убили… – вставила я. – Ну, хорошо, чуть не покалечили… а она не знает моего имени. Это очень смешно… Мы покатывались еще пару минут, а потом смех стал стихать. – Ты можешь идти? – спросила я. – Надеюсь, – ответил он, вытирая слезы. Мы вышли на улицу, он хромал и прижимал одной рукой другую. Минут пять мы ждали случайного такси. – Так как тебя зовут? – снова спросила я. Он усмехнулся, но теперь уже коротко. – Стив, – ответил он. – Стив, – зачем-то повторила я. А потом снова спросила: – А ты вообще кто? Чем занимаешься? – Да вот, дерусь по вечерам, хотя в основном являюсь объектом для избиения. Я улыбнулась, мне нравилось, что он так легкомысленно говорит о происшедшем. Другой бы пыжился, а этот, наоборот, смеялся. – Нет, на самом деле, что ты делаешь: учишься, работаешь? – Да это неинтересно. – Он попытался махнуть здоровой рукой, но у него не получилось, я видела, как он поморщился от боли. Прошло несколько секунд, и он все же сказал: – Преподаю лингвистику в университете. – Так ты серьезный человек, – удивилась я. – Старый уже, наверное? – Нет, не очень. – Он повернул ко мне лицо, и я сама увидела, что не очень. – Как тебя еще с работы не выгнали, – я немного ехидничала. – Вам ведь, учителям, вроде бы не полагается к незнакомым девушкам приставать. – Так они же не знают. – Он сказал это так просто, что получилось опять смешно. – А потом если и выгонят, то к лучшему. – Ты, похоже, не очень в лингвистике? – уточнила я, хотя мне, конечно, было все равно. – Не-а, – подтвердил он, – не очень. Мы замолчали. – А стихи, которые ты читал Майклу, действительно твои? – спросил я позже. – Ну да, мои, как же… – Он посасывал губу, потом сплюнул под ноги. – Оден, классика, знать надо. – Ты не жалеешь? – спросила я еще через минуту. – О чем? – Ну как, что едва не разбился, что больно, что рука вот, похоже сломана? Он поднял голову и посмотрел на меня, отчетливо посмотрел, и сказал серьезно: – Знаешь, поступки, о которых сожалеешь поначалу, они единственные, о которых память остается. А раз остается, значит, они и есть самое ценное. Память отсеивает. Понимаешь? – Он помолчал, а потом добавил, и голос его сразу утратил серьезность: – Да и потом, зачем жалеть? Если жалеть, то и делать не стоит. А если все-таки делаешь, то уж нечего жалеть. – Очень просто, – сказала я. Он кивнул, мол, действительно, просто. Так все и было, говорю я вслух, так я и познакомилась со Стивом. Я опускаю глаза к книге, я могу еще разобрать очертания слов, но складывать их все вместе – уже невозможно. Так же и с океаном, я еще могу рассмотреть отдельные его части, но соединить их и слить в единую океанскую стихию уже сложно, и все из-за темноты. Темнота это не только недостаток света, это, когда что-то живое вползает, вкрапливается в каждую частицу прозрачного воздуха и сначала растворяется в нем, слегка притупив собой прозрачность, а потом, осмелев, разрастается и поглощает ее, выпуская пары ядовитого полумрака. В этом замутненном, сгустившемся воздухе тоже есть своя прелесть полутона, но нет кристальности, чистоты и порядка. Мне уже давно пора перейти в дом, я окоченела от холода, но не то воспоминания, не то сам холод заворожили меня, и я безвольно подчиняюсь их обезболивающей, убаюкивающей власти. Все же я заставляю себя и встаю, держа книгу в одной руке, а плед в другой, океан остается у меня за спиной, и только его непрерывный шум да еще скрип освобожденной качалки догоняют мои шаги. В доме тепло. Я завариваю чай и усаживаюсь на диване, подогнув под себя ноги. Натянувшиеся на коленях джинсы сдавливают слишком туго, и я встаю и стягиваю их и остаюсь в одних колготках. Они тоже плотно обтягивают живот и бедра, но они подвижнее и гибче, и я снова поудобнее пристраиваюсь на диване. Я набрасываю на себя плед, он еще хранит вечернюю океанскую прохладу, но я знаю, скоро он отогреет и себя, и меня, и я вновь чувствую себя уютно и покойно. Книга открыта ближе к началу, и взгляд мой останавливается на параграфе под номером семьдесят семь.