Секс в семье и на работе
Часть 18 из 47 Информация о книге
Средняя ступень. На Востоке начинается с приручения домашних животных, на Западе — с возделывания съедобных растений при помощи орошения и с употребления для построек кирпича и камня. (Теперь я думаю, что вы думаете уже и без моего напоминания, но, может быть, не об Энгельсе, а о надоедливом авторе. И у вас возникает сожаление, что вы купили эту бестолковую книгу. Далее словом «подумайте» буду пользоваться реже, если смогу. — М.Л.) Образование стад вело к пастушеской жизни в пригодных для этого местах. Обильное молочное и мясное питание благоприятно сказывалось на развитии детей. Начинает исчезать людоедство Высшая ступень. Начинается с обработки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма. В это время жили греки героической эпохи. Полный расцвет данной ступени описан в поэмах Гомера. 3. Цивилизация — период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, развития промышленности и искусства. (А мы на переднем крае этого периода. Как бы нам не повернуть назад! — М.Л.) А теперь о семье Там, где семья тесно сплочена, стадо образуется как редкое исключение. Напротив, там, где господствует полигамия, стадо образуется почти само собой. Ревность самца, скрепляющая и ограничивающая состав семьи, приводит ее в противоречие со стадом. Вот почему у обезьян не создалось сообщества подобно человеческому. Ведь у предков людей взаимная терпимость взрослых самцов, отсутствие ревности было первым условием для образования таких более крупных и долговечных групп, в среде которых только и могло совершиться превращение животного в человека. Это неоспоримо доказывается наличием такой формы семьи, как групповой брак, который еще в XIX в. можно было наблюдать у диких народов. Так вот именно этой полигамии мы и обязаны своим человеческим существованием, а иначе до сих пор жили бы в пещерах. Поэтому нам не с полигамией, т. е. со своей природой, нужно бороться, а подумать, как бы ее, эту самую полигамию, поместить в рамки социально приемлемой моногамии. А теперь прочтите, как человечество шло к моногамному браку. 1. Групповой брак — форма брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. Именно эта форма брака явилась основой для развития человеческого общества. Кстати, именно это явление мы можем наблюдать в сексуальных отношениях молодых людей. Это не значит, что нам следует вернуться к групповому браку, не нуждаемся же мы в молоке во взрослом состоянии. Более того, многие ученые считают, что молоко приносит вред взрослому человеку, так как в его пищеварительном тракте уже нет ферментов, которые помогали бы усваивать молочный сахар. Но не следует забывать о своей природе. Вот почему меня не шокируют объявления, в которых одна супружеская пара ищет другую для дружбы и сексуальных контактов, — это соответствует природе человека. Сами не хотите так поступать — не поступайте, но не осуждайте других. Может быть, им чего-то не хватает. В истории развития человечества имелся и период многомужества, которое еще в большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому неизвестно животным. Именно простые неупорядоченные формы полового общения способствовали переходу от животного состояния к человеческому. Первобытное стадо не распадалось, индивидуальный опыт копился и передавался последующим поколениям. Ревность у человека появилась значительно позже и, по-видимому, с точки зрения Ф. Энгельса, она носит скорее социальный, чем биологический характер, хотя и биологический тоже (этим объясняется более выраженная ревность у мужчин). Стремление к сексуальным отношениям — это стремление к вечной жизни, Я как тело вечно жить не могу, но я могу передать свои гены детям и вечно жить в детях. И чем больше у меня детей, тем больше шансов прожить в этом плане дольше. Если у меня только один ребенок, то мои претензии на жизнь после смерти малообоснованны. Ведь каждому ребенку я передаю не более половины своего генетического фонда. Женщина — всегда мать своему ребенку, независимо от того, кто ее сексуальный партнер, мужчина — иное дело. Вот он и ревнует — ведь измена женщины фактически превращается для него в покушение на его жизнь после смерти. Впрочем, это моя точка зрения, можете с нею и не соглашаться. Не было раньше и понятия «кровосмешение». Не только брат и сестра могли стать мужем и женой, но и половая связь родителей с детьми тогда допускалась. Пока не было открыто (открытие весьма ценное), что такое кровосмешение, половая связь между родителями и детьми не вызывала отвращения, просто дети от кровнородственных браков оказывались менее жизнестойкими и умирали. Запрет на кровосмешение имел действительно прогрессивное значение, ибо избавил от ненужных затрат на воспитание нежизнестойких детей. При неупорядоченных половых отношениях запретительных ограничений не было. Никаких норм еще не существовало, а природа позволяла. Но это не значит, что в таком хаосе не было парного, хотя бы временного, сожительства, просто это была одна из форм неупорядоченных отношений. Думаю, они возникали в совместной деятельности, а пары сами не осознавали, что живут моногамным браком и верны друг другу. Вместе их держало дело. Кстати, в такой форме существует секс на некоторых производствах. Из неупорядоченных отношений затем развились следующие формы семьи (по Л.Г. Моргану): 2. Кровнородственная семья — первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены поколениями: все деды и бабки в пределах семья являются мужьями и женами, равно как и их дети, т. е. отцы и матери; равным образом дети последних образуют третий общий круг супругов, четвертый круг состоит из правнуков. Кстати, нечто подобное мы наблюдаем и в наше время. Родители встречаются с родителями, дети с детьми и т. д. На этих встречах вместе танцуют, вроде бы лишь ритуально целуются, т. е. доводят сексуальные отношения до уровня «комсомольских», а вот о степени сексуальности отношений между танцующими знают только сами танцующие. Некоторые женщины иногда доходят до оргазма в танце с другом своего мужа или мужем своей подруги, тогда как мораль (или обстоятельства) не позволят пойти ей на завершенную измену. А если парочки и меняются своими партнерами, то лишь на завершающей стадии, и то не всегда. Но то, что они мечтают переспать с женой (мужем) друга, сплошь и рядом показывают и наши социологические исследования. Цветовой тест отношений показал, что 62,3 % женщин имеют более теплое отношение к некоторым друзьям своего мужа, чем к нему самому. У мужчин этот процент еще выше и достигает 69,6. Там, где муж и жена увлечены друг другом, они очень редко ходят в гости, да и то только тогда, когда нужно решить какие-то дела. Так что кровнородственная семья существует и по настоящее время, только секс в ней не всегда доходит до сексуальной стадии и останавливается на пресексуальной. Чем вам не кровнородственная семья или в лучшем случае пуналуальная семья. Но вернемся к нашим предкам. Секс в таких группах исключается между предками и потомками. Родственная связь между братьями и сестрами понимается как нечто само собой разумеющееся. В первобытную эпоху сестра была женой, и это тогда было нравственно. Кровнородственная семья вымерла, остаточные элементы ее наблюдали у аборигенов Гавайских островов и вообще по всей Полинезии. Так что если вы встречаете подобные отношения в наше время, то не возмущайтесь этими признаками атавизма, а подумайте, почему так происходит. Могу высказать только одну гипотезу. Энергия, которая должна уйти на личностный рост, не израсходована по назначению, а израсходовать ее необходимо. Вот она и идет на секс с родственниками. Уже наши предки избегали этого. 3. Пуналуальная семья. Здесь исключался брак между братьями и сестрами. Племена, у которых вводилось это правило, развивались быстрее, чем, где брат мог жениться на сестре. Кровнородственная семья постепенно распадалась. Ряд сестер становился ядром одной общины, их единоутробные братья — ядром другой. Известное число сестер были общими женами общих мужей, из числа которых исключались их братья. Эти мужья уже не называли друг друга братьями, а пуналуа, т. е. близким другом, компаньоном. Равным образом ряд братьев состоял в браке с известным числом женщин, но только не своих сестер, и эти женщины также называли себя пуналуа (Гавайи). То же говорил Цезарь о бриттах: «У них каждые десять или двенадцать мужчин имеют общих жен». И сейчас мы имеем такие примеры — «шведская семья». Так что не возмущайтесь этими явлениями. И они не противоречат природе человека Непосредственно из пуналуальной семьи возник институт рода. При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Поэтому при групповом браке происхождение может быть установлено лишь по материнской линии, а потому и признается только женская линия. Так бывает у всех диких народов и у всех народов, стоящих на низших ступенях варварства. У евреев в Израиле до сих пор евреем безоговорочно признается только тот, у кого мать — еврейка. Отец может быть и другой национальности. Так сложился первоначальный род — группа единоутробных сестер и более дальних их родственников вместе с их детьми и братьями. Все они имеют общую родоначальницу, все женские потомки являются сестрами. Но мужья этих сестер уже не могут быть братьями и не входят в состав их кровнородственной группы. Их же кровные братья уходят в другой род, где становятся мужьями. Род шел по женской линии. 4. Парная семья постепенно формировалась в недрах группового брака. Когда пары в течение продолжительного времени жили вместе, такое соединение постепенно упрочивалось. Браки между членами родов, не состоявших в кровном родстве, давали более крепкое потомство, как физически, так и умственно. Племена с родовой организацией одерживали верх над племенами, жившими в кровнородственном браке, женщины становились меньше, их стали похищать и покупать. Парная семья еще не имеет общего хозяйства. За право жить с одним мужчиной необходимо было платить выкуп — раз в год отдаваться постороннему или в течение года до свадьбы отдаваться другим мужчинам. Искупительная жертва постепенно становилась все легче. В средние века она свелась к праву первой брачной ночи феодала. Сейчас невесту у ее родственников жених выкупает за небольшую сумму. Да и измены имеют место быть. Только все это не афишируется. Парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством. Это характерная семья эпохи варварства, так же как групповой брак — на данной стадии дикости, а моногамия — в цивилизованное время. Парную семью еще можно было наблюдать в XIX в. среди индейцев в Америке. Для дальнейшего развития парной семьи и перехода к прочной моногамии нужны были новые общественные силы. Ф. Энгельс связывал появление моногамной семьи с развитием частной собственности, которая сосредоточивалась в моногамных семьях. Частная собственность нанесла удар по обществу, основанному на парном браке и материнском роде. Парный брак ввел в семью новый элемент — достоверного отца, который добывал пищу и обладал правом собственности, в основном на орудия труда, в случае расторжения брака, Муж становился более влиятельным членом семьи. Потомство мужчин оставалось в семье, а потомство женщин исключалось из семьи — это была бескровная революция. Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления в доме, а жена превратилась в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины привело к возникновению патриархальной семьи — промежуточной форме между парной и моногамной. В патриархальной семье глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей. Глава семьи был господином для жены, детей и рабов (Рим). Чтобы обеспечить верность жены и происхождение детей от определенного отца, жена отдается под его безусловную власть. Если он ее убивает, то осуществляет свое право. Но многоженство было доступно только лицам, занимавшим видное положение. Большинство начинает жить в моногамии. 5. Моногамная семья возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа — один из признаков цивилизации. Она основана на господстве мужа с одной целью — обеспечить рождение детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, и отличается от парного брака гораздо большей прочностью уз, которые расторгаются по желанию любой из сторон. Теперь только муж может подать на развод. Право на супружескую неверность закреплено только за ним. Женщина, если вспомнит о былой практике половых отношений, подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде. Во всей суровости новая форма семьи выступает у греков. Женщина принижена господством мужчины и конкуренцией рабынь, фактически она была старшей служанкой. Ее держали взаперти, чтобы обеспечить достоверность отцовства. Женщина была отстранена и от общественных дел. Широко была распространена проституция, «выдвинувшая из своих рядов» ряд ярких представительниц греческих женщин, так называемых гетер. Унижение женщин мстило за себя и унижало самих мужчин: гречанки, несмотря на надзор, находили возможность обманывать своих мужей, а последние, стыдясь обнаруживать свои чувства перед женами, вынуждены были развлекаться с гетерами и погрязли в противоестественной любви к мальчикам. Итак, моногамия отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви, так как все браки были по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой были не естественные, а экономические условия (это и лежит в основе супружеских измен. — М.Л.). Единобрачие появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор противоречия между полами. Это, конечно, был прогресс, но и регресс, ибо благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой страданий и подавления других. Прежняя относительная свобода половых связей не исчезла с победой парного брака и даже моногамии, вследствие чего появились гетеризм и проституция. Гетеризм ведет непосредственное происхождение от группового брака, от той жертвы, ценой которой женщины получали право на целомудрие. Отдаваться за деньги — вначале было освященным религией делом; и происходило в храме богини любви, в сокровищницу которого и шли заработанные деньги. Отдаваться посторонним мужчинам — первоначальная обязанность каждой женщины стала впоследствии уделом только жриц. Моногамия порождает свои противоречия. Вместе с единобрачием появляются два неизвестных ранее характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец. Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала основываться самое большее на нравственных убеждениях. Чтобы разрешить это противоречие, Наполеон ввел в свой кодекс такую статью — «отцом ребенка, зачатого во время брака, является муж». Таков конечный результат трехтысячелетнего существования моногамии. Со времени, когда была написана книга Ф. Энгельса, мало что изменилось, разве только точнее можно определить, кто является отцом ребенка. Измены продолжаются.[5] У римлян семья не была так сурова, жена могла требовать расторжения брака наряду с мужем. Несколько иначе было у других народов, но всегда моногамный брак был не актом эротической любви, не любовным союзом, а сделкой из-за неравного положения полов. Поскольку при любой форме брака люди остаются такими же, как были и до него, чаще все это приводит только к скучному супружескому сожительству, которое называется семейным счастьем. Лучшим отражением такого брака служит роман. В немецком — молодой человек получает девушку, во французском — пару рогов. Брак по расчету фактически превращается в самую грубую проституцию — иногда с обеих сторон, а гораздо чаще только со стороны жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает свое тело не как наемная работница за разовую оплату, а раз навсегда продает его в рабство. («Две проституции составляют одну добродетель»). Да и сейчас во многих семьях «порядочных» дочерей учат продаваться подороже — искать выгодную партию, богатого мужа или «друга». Мужчин такое состояние деморализует гораздо больше, чем женщин. Среди женщин проституция развращает только несчастных. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер. Так, например, долгое пребывание в положении жениха является подготовительной школой супружеской неверности. 6.3. Счастливая семья Как примирить противоречие между полигамной природой человека и социальными требованиями моногамии? И возможно ли это? Ведь моногамия в период ее возникновения основана на насилии мужчины над женщиной. Она никогда не была истинной, ибо женщины, если и не изменяли мужьям на уровне «партийной» стадии, то изменяли им на духовном уровне. Вот почему Христос считал последнее тоже грехом. Я прихожу к выводу, что моногамная семья, которая существовала несколько веков, никогда не была по сути своей моногамной. И не нужно лить по ней крокодиловы слезы, как делают это ханжи и лицемеры. Создание истинно моногамной семьи возможно лишь в случае, когда в брак будут вступать мужчины и женщина, те самые «настоящие», экономически независимые, физически здоровые, духовно зрелые самоактуализированные люди. Только союз, основанный на равноправии, может стать моногамным и по юридической, и по социальной форме, и не будет противоречить полигамной природе, так как он будет непрерывно обновляться и возобновляться. Конечно, пока это только яблочко мишени. Не всегда в него попадешь, но хотя бы знаешь, куда нужно целиться. Только в такой семье снимается проблема супружеской неверности. И тот, кто хоть немного пожил в состоянии моногамии с завершенными сексуальными отношениями, понимает, как это прекрасно. Но, увы, таких семей еще очень мало. Вот основные преимущества моногамии. На экономическом уровне. Трудно себе представить тот ущерб, который приносят не доведенные до конца сексуальные отношения обществу и индивиду, его еще предстоит вычислить экономистам. Кстати, незавершенный секс отнимает значительно больше времени, чем завершенный. Хочу привести в качестве примера одну распространенную ситуацию. Он, молодой хирург, живущий у своих родителей, на тренинге «Инвентаризация партнеров по общению» отметил, что на своего сексуального партнера он тратит до 7 часов в день. Отношения у него с ней на уровне «комсомольских». Встречаются не чаще одного-двух раз в неделю не более чем на 2–3 часа, но тратит на нее он примерно 7 часов в день, или почти 50 часов в неделю, так как бессонные ночи проводит в бесконечных мысленных разговорах со своей возлюбленной. Это отвлекает его внимание от работы в течение дня, создает подавленное настроение и т. д. Я предложил ему оценить один такой час в 100 долларов (примерный заработок квалифицированного врача на Западе и тот заработок, к которому он стремился). Когда он посчитал убытки, любовь его к партнерше сразу же прошла, производительность труда повысилась. На личностном уровне. Повышаются самооценка и уверенность в себе, уверенность в сексуальных качествах придает уверенность в деловых. Э. Берн вообще полагает, что по поведению на производстве можно судить о поведении человека в сексуальных отношениях На физиологическом уровне. Секс укрепляет здоровье и является хорошей мерой профилактики многих расстройств, хотя сам по себе он не является методом лечения. Секс существует исключительно для очень здоровых людей. Нельзя использовать секс как метод лечение. Но самый экономичный секс — это секс в семье, при условии, конечно, что он полноценный. Подсчитайте, во сколько вам обходится секс вне рамок семьи. Договориться, встретиться, подарок, сделать, так, чтобы никто не узнал. Это еще и при хорошей постсексуальной стадии. А если в последней еще добавляются специфические заболевания и конфликты, которые устраивает сексуальный партнер? На межличностном уровне. В процессе общения с людьми противоположного пола возникают полноценные дружеские отношения. Если вы согласны, что признание превосходства одного пола над другим неверно, то вам следует согласиться и с утверждением, что семьи, построенные на идее неравенства полов, всегда будут неполноценными, несчастными. Истинной моногамии (т. е. чтобы муж или жена и не мечтали хоть на час стать свободными от брака) быть не может, а секс на производстве, да еще и с разными партнерами неизбежен. А раз уж его не избежать, то и не следует с ним бороться, а лучше позаботиться о наиболее безвредном его развитии, если семейные отношения неполноценны. Итак, производственного секса можно избежать только в том случае, если семья будет счастливой. Но для этого нужно определить, какой же должна быть идеальная (счастливая) семья или найти ее в нашем социуме. Мы определили теоретический эталон счастливой семьи. Это супружеский союз двух самоактулизированных людей. У них имеется общее производство, в котором они дополняют друг друга, и у них великолепный секс. Маслоу нашел таковых около 15 человек. Он же там говорит о том, какова у них любовь и каков секс, но не описывает ни одной счастливой семьи. Но теория теорией, а необходимо было найти счастливые семьи, и мы стали искать. При нашей системе воспитания трудно себе представить, что у нас могут быть счастливые семьи. Так как большинство людей у нас невротики, то и семью свою они составляют по невротическому дополнению, а два несчастья не могут составить одного счастья. Р. Франк (1999) в поисках исторически установленных счастливых семей за последние 3 тысячи лет нашел их всего пять. Во всех наблюдалась общность духа и интересов, т. е. было общее дело. Конечно, это были личности, оставившие в истории большой след. Но, наверное, встречались счастливые семьи и среди простых людей, просто мы о них мало знаем. Первое столетие нашей эры. Плиний любил свою жену. Вот что он писал о ней: «Она добавляет к своей добродетели вкус к хорошему слогу: мои труды проходят через ее руки, она их читает, перечитывает и даже учит наизусть» (фактически она была его редактором). VI век отметил любовь франкского короля Хлодвига I к своей жене. Говорят, в семейной жизни был счастлив Рубенс: первая жена была его натурщицей и советчицей, вторая — тоже (опять общее дело). Можно поучиться у жены великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Вот ее записи через несколько лет после его смерти. «Моим единственным желанием было делать ему приятное. Больше всего я стремилась научиться играть на органе, чтобы лучше понимать его композиции. Если бы я не преодолела всех трудностей игры на органе, он играл бы передо мной, как перед рыбой. Но я, его жена, не хотела быть глупой и глухой рыбой». И опять общее дело. Любовь была взаимной и долгой. «Даже в горе Себастьян беспокоился больше обо мне… На закате жизни хотелось бы любить его еще глубже, если только это возможно». Она на несколько лет пережила своего мужа. «Может статься, прежде, чем покину этот мир, моя последняя мысль будет не о первом дне замужества, не о рождении первого ребенка, а о том вечере, когда я страстно желала, чтобы он заключил меня в свои объятия (секс! — М.Л.) под звуки фуги, и о том дне, когда он привел меня на порог нового дома (дело! — М.Л.)». А сейчас я предложу вам три момента, которые характерны для счастливой семьи. 1. Каждый супруг имеет свое дело (крутится вокруг самого себя). 2. Дела каждого в какой-то части совпадают, но не сливаются полностью, совсем необязательно иметь одинаковые профессии. Это могут быть писатель и редактор, бизнесмен и юрист, банкир и директор завода. Главное, не должно быть полного слияния. Лучше всего объединяет души общее дело. Тогда не страшно, если работаешь в разных местах. Главное, чтобы души были вместе. Тогда они соединят тела. Ведь писатель пишет один у себя в кабинете, но учитывает мнение своего редактора, т. е. души их вместе. Когда она редактирует его книги, то тела рядом нет, но в ее руках его душа. Рано или поздно тела их встретятся. Они будут обсуждать ее правку. Но это не значит, что дело обязательно кончится сексом. Но если и у него и у нее эти проблемы решены, а тела подходят друг другу (души уже давно вместе), то секс между ними становится неминуем. Кстати, может образоваться и неплохая семья. То же может случиться и с названными и неназванными парами, если они разного пола. И случится это после хорошо выполненного дела. И если еще секс окажется хорошим, то что еще нужно. Дела ведь уже давно в порядке. 3. Человеческий полноценный секс со всеми вышеописанными стадиями. Можно образно представить партнеров в виде двух электронов, которые, вращаясь каждый вокруг своей оси, притягивают при этом друг друга. Более образное, но менее точное сравнение — отношение между Солнцем и Землей. Земля вращается вокруг своей оси, Солнце — вокруг своей. Земля прекратит вращаться — свалится на Солнце и исчезнет, Солнце прекратит вращаться, и Земля улетит в космическое пространство. В общем, постоянство семьи должно основываться на ее динамичности. Оно поддерживается постоянным движением каждого из супругов вверх на пути личностного роста. Примером такой семьи явился союз Николая Рериха и его супруги Елены. Тот, кто знаком с их историей, знает, что они всегда были вместе. Он стал великим художником, она создала свою философско-религиозную систему «Живая этика». Они вместе строили дом, воспитывали детей и были в курсе творчества друг друга, поддерживая его конструктивной критикой, советами и любовью. Как только совместная деятельность прекращается, семья начинает давать крен. Приведу пример. Муж и жена делали общее дело, оно процветало. На семейном совете решили, что жена может прекратить работать. Уже через год она заболела. Вы уже поняли, что я порекомендовал: немедленно заняться делом. Через несколько месяцев от болезни не осталось и следа. Так вот, провели мы социологическое исследование. Из более чем 10 тысяч семей мы отобрали тех, кто был в браке более 10 лет и считал свою семейную жизнь счастливой. Таких семей оказалось 400. Этим людям мы задали один вопрос: «Вступили бы вы в брак с вашим супругом, если бы сейчас были свободны и полностью от него не зависели?» Оказалось, что только 5 % мужчин еще раз женились бы на своих женах. Женщин, которые были готовы возобновить свой брак, было немного больше — 9 %, а вот счастливых семей (где одновременно и муж и жена снова вступили бы в брак друг с другом) оказалось всего пять, т. е. чуть более 1 %. Три из них нам удалось достаточно подробно обследовать и экспериментально-психологически, в том числе используя цветовой тест отношения Эткинда, цветовой социометрический тест и цветовой тест прогноза судьбы (последние два разработаны мною). Эти тесты показывают глубинную, неосознаваемую самими супругами ненависть или неприязнь. Встречались вам, наверное, такие яблоки или груши: внешне вроде красивое, без пятнышка, а внутри — гниль. Вот эти эксперименты и показывают присутствие такой гнили еще тогда, когда ее очень мало, когда ее можно удалить. А с помощью моего теста можно еще приблизительно определить, когда у супругов начнутся недоразумения, и даже какими примерно словами они будут обзывать друг друга. К сожалению, для общества и, к счастью, для нашего центра, тест не получил широкого распространения, хотя я его опубликовал еще в 1988 г. и повторил публикацию в 1996 г. в книге «Психотерапевтические этюды». Так вот, в этих 3 семьях все оказалось в относительном порядке и внутри. Все это подтверждает мысль Л. Толстого о том, что счастливые семьи всегда похожи. До вступления в брак супруги имели очень короткую идеаторную стадию и продолжительную производственную. Пресексуальной стадии практически не было. Великолепный секс был буквально после первого контакта, затем он только улучшался. Далее была хорошая постсексуальная стадия — счастливая семья и двух-трех детей. У каждого было свое дело, которое как-то пересекалось. В сексуальных отношениях не было стадии привыкания. Просто ко всем отношениям прибавилось еще одно, очень приятное, но революции не чувствовалось. И не было того постсексуального состояния с идиотскими разговорами и выяснением отношений, которое нередко встречается в нашей жизни и которое описывают в романах. Если люди уже близки душой, что принципиального может измениться после развития сексуальных отношений? Физически они были здоровы и после многих лет супружества. В одной семье супруги были медиками, в другой — финансовыми работниками, в третьей — писатель и редактор. У всех был неплохой материальный достаток, они не считали себя бедными и никогда не брались за работу только ради денег. Олигархов среди них не было. Правда, я их и не обследовал. У всех это был повторный брак, я имею в виду фактическую, а не юридическую сторону дела. В счастливых семьях не бывает измен друг другу, и странно, конечно, но их это не тяготит! Опишу одну такую семью. Он и она работали на одном производстве, но в разных отделах, и симпатизировали друг другу. Иногда у них бывали совместные задания, которые они успешно выполняли ко взаимному удовольствию. Иногда они танцевали на производственных вечерах, организованных по различным поводам. О сексуальных отношениях и не думали, у каждого из них были свои сексуальные истории в прошлом. Однажды их вместе послали в командировку со сложным заданием. Они работали, как слаженный механизм, успешно выполнили работу и как следует узнали друг друга. Вернулись они мужем и женой. Вместе живут уже более 20 лет.