Селфи с судьбой
Часть 25 из 55 Информация о книге
– Нет, нет, сидел, но как-то так… – Она попыталась изобразить, как именно на скамейке сидел человек. – И одет был… грязно. – А бывшего мужа Виктора вы не видели, – сказал Илья утвердительно. Зоя вскочила. – Нет! – выкрикнула она Илье в лицо. – Не видела!.. Я не знала, что он может убить! Если бы я знала!.. – Зоя, – опять забормотал Матвей. – Ты ни в чём не виновата, не виновата. – Я виновата, – страстно выпалила она. – Я точно знаю. Я только не знаю, что мне делать! – Поговорите со мной, – предложил профессор Субботин. – И мы вместе найдём решение. – Нет. – Всё же подумайте, – сказал он таким тоном, каким говорил студентам – приходите в следующий раз. И они помолчали. Зоя время от времени длинно и тяжело вздыхала. Матвей переминался с ноги на ногу, поскрипывали половицы. – Я пока до конца не понял, кого вы защищаете, – продолжил Илья. – Но я пойму, это вопрос времени. И призываю вас подумать. Имеет ли это смысл? Зоя сжала губы и опустила глаза. – Вы завернёте мои покупки? Не поднимая глаз, она прошла за прилавок и зашуршала бумагой. – Я завтра опять зайду, – сообщил Илья Сергеевич, принимая свёрток. – Померяю жилетку. У меня все вещи не по сезону – и кеды, и куртка. Пришлось даже сапоги купить. – У меня каждый день открыто, – сообщила Зоя уныло. – Лилия Петровна предупреждала вас о своём приезде? Вы заранее знали, что она собирается в Сокольничье? Тут Зоя Семёновна улыбнулась и опять сделалась красавицей. – Ну что вы, – сказала она. – Конечно, нет. Меня-то ей зачем предупреждать? – Чтобы вы были на месте, если ей захочется ковров или кружев. – Я всегда на месте. Если что, подбегу через две минуты. – А вас? – Илья повернулся к Матвею. – Предупреждала? Матвей покивал. – И в тот раз тоже? Зоя Семёновна вновь пришла в смятение: – Почему вы спрашиваете?! – В тот раз, кажется, нет, – пробормотал Матвей. – Но я не помню точно. – Остроумно, – оценил Илья Сергеевич, поклонился Зое и вышел на улицу. Небеса сияли такой голубизной, какая бывает только поздней и ясной осенью. В отдалении прозвенел школьный звонок – старый приятель, – мимо прогрохотала бочка с молоком. Где-то поблизости наверняка работает мохноногая лошадь, везёт свою тележку. Скрипнула дверь, и появился Матвей. – Зачем всё время пугать? – спросил он. – Так нельзя. – А как можно? – Я не знаю, – сказал Матвей. – Но это плохо. Страх – самое ужасное в жизни. Нет ничего хуже. – Ты боишься? Матвей кивнул. – Чего? Матвей ссутулил плечи и пошёл, загребая мокасинами разноцветные листья. Обернулся и сказал негромко: – Я не смогу объяснить. Никому и никогда. Илья вернулся в гостиницу – администраторша встретила его тревожным взглядом. Он спросил, в каком номере живёт поэтесса. Её комната была в другом крыле. На площадке узкой лестницы с двумя полукруглыми окнами висела картина из вестибюля – кувшин с цветами. Илья постучал. Долго не открывали, потом дверь распахнулась. – Проваливай, – велела Ангел. – Почитай мне свои стихи, – попросил Илья, протискиваясь мимо неё. – Обойдёшься. В её комнате тоже были старинная мебель, тяжёлые портьеры и настоящий паркет. Что за волшебник директор Олег Павлович!.. Окна выходили на колокольню, пруд и площадь. Илья отодвинул занавеску и посмотрел. Между облетевшими липами светилась белая беседка с ажурными решётками. – С кем ты сидела в беседке, когда Зоя Семёновна закричала и все побежали на крик? Ангел у него за плечом тяжело и гневно задышала. – Секундочку, – остановил её Илья. – Если хочешь врать, ври так, чтоб я не смог проверить. Или говори правду. – Кто ты такой, чтобы меня допрашивать?! – Мне нужно установить истину, – сказал он и рукой в перчатке взял её за подбородок. – Посмотри на меня. Она вывернулась. – Не смей меня трогать!.. С правой стороны, у виска, голова у неё была расчёсана в кровь, ранки казались совсем свежими. – Ты драла себя за волосы? – Не прикасайся ко мне! И вообще пошёл вон! Рукава чёрной толстовки с рожами и буквами были закатаны, и руки от локтей до запястий были ровного голубого цвета, тоже кое-где поцарапанные. Должно быть, Ангел смывала свои «татуировки», а они не поддавались. – Я купил тебе подарок. – Илья положил свёрток на стол и стал разворачивать бумагу. – Я не очень понял, что это за штука, но мне понравилась. – Мне не нужны никакие подарки. Но всё же она заглядывала ему под руки, и это тронуло его, как будто выглянул любопытный, доверчивый ребёнок. – Это скатерть, – пояснил он. – Но она не тебе, а мне. А вот это тебе. Он выудил горку примятых кружев. – Те, что на скатерти, вязала Зоя Семённа, а эту какая-то бабуля. То есть не вязала, а плела. Кружева плетут. По-моему, в это нужно продевать голову и носить на шее. – Я не стану ничего носить на шее! – Она потрогала невесомое пышное кружево. – Отдай это своей жене! – Я не женат. – Не важно. Отдай тётке, с которой ты живёшь. И которая воспитывает твоих детей. Она будет счастлива. Профессор Субботин длинно выдохнул. – Детей, детей, – повторил он. – Каких детей?.. – Я не знаю, каких. Твоих. Он уселся в кресло и вытянул ноги в сапогах, сработанных дядей Васей Галочкиным. И в разные стороны покрутил подошвами. – Сегодня уже лучше, – сказал он про сапоги. – Должно быть, когда разносятся, будет совсем хорошо. – Я за тебя рада. – Меня зовут Илья Сергеевич Субботин, – начал профессор так, как обычно начинал первую лекцию для третьекурсников. – Я преподаю физику. Защитился я три года назад и почти сразу получил профессорскую ставку. Мой курс – я читаю физику твёрдого тела – начинается со второго семестра, и сейчас я относительно свободен. Я не служу в следственном комитете и не ношу погон. Я занимаюсь исследованиями – и в области физики, и в области преступлений. Какой бы тебе привести пример? И он секунду подумал. Ангел смотрела на него во все глаза. – Я могу доказать, что тяжёлые и лёгкие тела падают с одинаковой скоростью. Хочешь? Допустим, что тяжёлые тела падают быстрее лёгких, что кажется абсолютно логичным. Тогда соединим жёсткой сцепкой лёгкое и тяжёлое тело. Дай мне бумагу, я нарисую. – Она подала ему со стола листок и карандаш. Он принялся быстро рисовать на коленке. – Тогда можно предположить, что такая сцепка будет падать медленней, чем одно тяжёлое тело, потому что лёгкое тело в сцепке будет тормозить тяжёлое, как ребёнок тормозит взрослого, который ведёт его за руку. Но масса сцепки больше, чем масса одного тяжёлого тела, из-за того, что к нему добавлено лёгкое. Здесь логика рвётся. Можно сделать совсем сумасшедшее предположение, что лёгкое тело падает быстрее тяжёлого, тогда, рассматривая сцепку тяжёлого и лёгкого тел, мы найдём, что лёгкое будет ускорять тяжёлое, и сцепка будет падать быстрее одного тяжёлого тела, а это противоречит сделанному предположению, что лёгкие тела падают быстрее тяжёлых. Примерно так рассуждал Галилей, когда установил гениальный факт одинаковой скорости падения в пустоте тяжёлых и лёгких тел. Можно объяснить всё это с помощью школьных формул, но так гораздо забавнее. И показал ей корявый рисунок. Она посмотрела.