Селфи с судьбой
Часть 37 из 55 Информация о книге
– Мне это не очень понятно, – признался Илья. – Матвей Александрович не похож на буйнопомешанного. – Да ведь он себя не помнит!.. – Становится агрессивен? Опасен? – Господи помилуй, нет! – Вот именно. – Илья помолчал немного. – Вас познакомила Лилия Петровна? Матвей всё обнимал Зою. – Она меня опекала, – сказал он то, что Илья уже слышал. – Я… болел. Серьёзно болел. И она меня привезла сюда. Здесь тихо. – Лилия Петровна его ко мне привела, – вступила Зоя и посмотрела на Матвея. В глазах у неё светилось обожание, она даже жмурилась, как будто от Матвея исходило сияние. Илья Сергеевич отвернулся, ему казалось неприличным на это смотреть. – Сказала, пусти его к себе в мастерскую!.. Временно, ненадолго. И потихоньку, чтоб не знал никто, ни единая душа. – Почему она так сказала? – Ему покой был нужен, тишина. Он болел сильно. И место, чтобы работать!.. Жить-то он в гостинице жил, а работать негде. – Я тогда ещё пытался работать, – подхватил Матвей. Он гладил Зою по спине. – Я же не знал, что больше ничего не увижу. Нет, иногда мне кажется, что-то возвращается, как тогда, на озере. Но редко. – Он же художник, – продолжала Зоя. – Он очень хороший художник! Настоящий!.. В Манеже выставка была и в Лондоне, да, Матвей? Где там, в Лондоне-то? – В национальной галерее. Какая разница? Я больше не художник. – Почему? – тихонько спросила Ангел. – Почему вы больше не художник? – Я не могу писать, – признался Матвей. – Мне нечего. Я ничего не вижу после болезни. – Чем вы болели? Он вздохнул. – Это называется воспаление паутинной оболочки мозга. Болезненное обострение слуха, а у меня ещё и зрения. Это очень… страшно. Любой шорох, шёпот, скрип отдаётся в ушах, как грохот. Я не мог смотреть на свет и слушать простую человеческую речь. Когда вызывали лифт и он ехал, я зажимал уши подушками. Я мог только сидеть в темноте и в тишине. Лилия Петровна меня спасла. Она нашла врача, лечила меня, потом привезла сюда. И Зоя появилась. Если бы не Лилия Петровна, Зои бы не было. И меня, наверное, тоже уже не было б… Он длинно и как-то судорожно вздохнул. – Потом начались страхи. Но тогда я ещё мог писать. Я написал страх и отдал его Лилии Петровне. Я должен был от него избавиться, и она пообещала мне, что уничтожит работу! И вдруг она оказалась на стене в нашей гостинице! Откуда она взялась?! Я стал думать, что всё забыл, что только хотел ей отдать и не отдал, но это значит, что её забрал кто-то другой! Но кто? – Самое страшное, – проговорила Зоя, – что мы думали… мы боялись… что Матвей мог… – Не мог, – перебил Илья. – Значит, никто не знает, что Матвей бывает у вас? – Лилия Петровна мне сразу болтать запретила. Слово с меня взяла. Я ей прямо вот клятву дала, что никто не узнает про Матвея. Что он у меня в мастерской работает. Да и кому мне рассказывать, зачем?.. И так разное про меня говорят, и муж у меня алкоголик, безобразник, и детей нет и не будет, и с приезжими я всё время. А куда деваться-то? Все друг у друга на виду живём, как караси в банке. – А потом? – спросила Ангел Матвея. – Потом ваша болезнь прошла? – Прошла, но страх остался. Я всё время боюсь. Сам не знаю чего!.. Иногда это почти невозможно вынести, – он улыбнулся смущённо. – И я перестал видеть. Я пытался писать, но не получается. – Совсем? – уточнила Ангел. Матвей покивал. Зоя сидела на стуле, а он стоял рядом с ней и гладил её по плечу. Пальцы у него немного вздрагивали. – Ты вспомнил свою обезьяну и шкипера, – сказал Илья. – Я не знаю, где она, – возразил Матвей. – И есть ли вообще. И они замолчали. Ветер бросил в окно пригоршню разноцветных листьев. Они посыпались, на мгновение прилипая к стеклу, и в комнате ещё потемнело. – Я был уверен, что если узнаю историю картины, то узнаю историю убийства, – сказал Илья задумчиво. – И ошибся. Я всё время допускаю ошибки. – Ты тоже не видишь, – проговорил Матвей. – Я понимаю. Илья под столом вытянул ноги в отсыревших резиновых кедах и в разные стороны покрутил подошвами. Все молчали. Зоя вздыхала и время от времени тёрла лицо, Ангел исподлобья посматривала на Илью и опять переводила взгляд на свои руки. – Я не понял одного, – задумчиво произнёс наконец профессор Субботин. – Почему никто не должен был знать, что Матвей здесь бывает? И ночует? И даже пытается работать! – Я уже давно не пытаюсь, – возразил тот. – Так я ж рассказала, – Зоя опять насторожилась. – Ему покой был нужен, тишина. А мне лишние глаза и уши тоже ни к чему, у меня и без того жизнь нескладная. – Нескладная, – повторил Илья. – Да. Лилию Петровну заботила ваша репутация, Зоя? – Да ну, – отмахнулась Зоя Семёновна. – Не обо мне она заботилась. Она за Матвея переживала сильно. Она мне тогда сказала: спасать парня надо, совсем плох. – Совсем плох, – опять повторил Илья. – Да. – И обратился к Матвею: – У тебя в Москве жена? Или ты не помнишь? – Я один, – пробормотал Матвей. – То есть я был один. Мама давно умерла, и больше никого не было. Только Лилия Петровна мне помогала. И Зоя вот… помогает. – Где вы с Лилией Петровной познакомились? Матвей поморщился, как будто Илья спрашивал о чём-то неприятном, что хорошо бы поскорее забыть. – На выставке, кажется. Кто-то её подвёл ко мне. Или меня к ней?.. Был приём, люди, все что-то спрашивали, и мне уйти очень хотелось. Так мне хотелось уйти!.. А она засмеялась и сказала, что с приёмов в собственную честь уходить нехорошо, совестно. И что нужно быть благодарным. Люди мной интересуются, а я хочу уйти! – Она покупала твои картины? Матвей кивнул. – Она знала, что ваши с Зоей отношения не были… исключительно деловыми? – Что вы, – всполохнулась Зоя. – Никто не знал! Ни одна душа. Да и вы-то как догадались, непонятно. – Лилия Петровна, судя по всему, была женщиной неглупой, – протянул Илья задумчиво. – И очень любила устраивать всё на свой лад. Матвей посмотрел на него. – Зоя Семёновна в качестве твоей квартирной хозяйки её вполне устраивала. А в качестве возлюбленной?.. Зоя покраснела. Полыхнули щёки и уши, а губы потемнели. – Да она не знала, – пробормотала Зоя. – Никто не знает! Господи, стыд какой… – А если бы Лилия узнала, что сделала бы? Зоя? – Не могла она знать! – Матвей? – Рассердилась бы. Очень сильно. – Почему ты так думаешь? Матвей улыбнулся и пожал плечами. – Просто я знаю, что она бы рассердилась. – С кем она могла встречаться на лесной дороге? – сам у себя спросил Илья. – И почему в Сокольничьем? Почему не в Москве? – Ей здесь нравилось, – объяснил Матвей с уверенностью. – Здесь так хорошо и спокойно. – Да, да, – согласился Илья Сергеевич. – Ты был на колокольне? Я предлагаю подняться и посмотреть вокруг. Для расширения кругозора. Ему хотелось высоты и простора, чтобы от холода и синевы прояснилось наконец в голове. Зоя Семёновна сказала, что пойдёт в музей. После обеда приедут школьники из Ярославля, а в магазин всё равно почти никто не заглядывает. Она нацепила кисельного цвета куртку, заправила под капюшон волосы, приладила на острый носик очочки и подхватила свою кошёлку. Теперь с ними была та самая Зоя Семёновна из первого дня, которая рассказывала на экскурсии про «музыкальные феномены» и знаменитые сокольничьи солёные огурцы. Матвей не заметил никаких перемен. Должно быть, ему Зоя всегда казалась одинаковой. «…Ряженые, – подумал Илья. – Все вокруг ряженые. Картонные носы, накладные щёки из папье-маше и соломенные волосы. Когда они снимают маски, что оказывается под ними? Человеческое лицо или ещё одна маска?..» Зоя Семёновна заперла магазин, подёргала как следует дверь и сказала озабоченно, что пойдёт вперёд. А то она всё время на виду и всё время с приезжими, это нехорошо. – Ты собираешься забрать её в Москву? – спросил Илья, когда Зоя порядочно отбежала и не могла его слышать. – Или в Москве ей не понравится жить? – Что значит забрать? – тут же влезла молчавшая до сих пор Ангел. – Может, её сначала нужно спросить! Она же человек! – Как я могу её забрать? – А здесь её съедят лисы. Тут кругом полно лис. И они с Матвеем посмотрели друг на друга. – Я не могу, – тихо молвил Матвей. – Как же ты не понимаешь? Я не знаю, что со мной. Я не помню!..