Шекспир мне друг, но истина дороже
Часть 10 из 48 Информация о книге
– До сегодняшнего или до вчерашнего дня деньги спокойно лежали на месте. И вдруг пропали!.. – Шеф, согласно моей теории, мы должны двигаться от финала к началу. Мы видим результат! Результат такой – режиссер умер, звезда отравлена, деньги пропали. Мы должны смоделировать начальные условия. Озеров покивал, не слушая. – А Роман Земсков? Хороший актер? – спросил он. – Вчера он играл превосходно! – Он прекрасный артист. Озеров обернулся: – И все время бьется в истерике? – Да нет же! – горячо возразила Ляля. – Нет, нет! Он очень впечатлительный, конечно, но у всех артистов подвижная нервная система! – Я догадываюсь. – Он человек редкого таланта, редчайшего! Он алмаз, понимаете? Он тонкий, умный, сверходаренный! Каково ему среди неумных и неодаренных? – Что, – уточнил Озеров, – прямо ни одного больше нет одаренного? – Сравнимого с ним – нет, – твердо сказала Ляля. Глаза у нее вдруг налились слезами. Полночи она проплакала и была уверена, что на сегодня слезы все кончились, день на людях она как-нибудь перетерпит, но оказалось, что их еще много, очень много! Целое озеро. И озеро вышло из берегов. Ляля всхлипнула. Эти двое – чужие и очень холодные. Так ей казалось. При них нельзя, никак нельзя! Они станут смотреть на нее брезгливо и без всякого сочувствия. Они над ней смеяться станут! – Я сейчас, – пробормотала Ляля, – секундочку. И выскочила из кабинета. Младший, двухметровый и лохматый, вроде бы даже присвистнул ей вслед. – Шеф, – приглушив бас, сказал двухметровый и лохматый, когда дверь захлопнулась, – может, у нее с этим, с Земсковым, особые отношения, а вовсе не с покойным режиссером Верховенцевым? – Какое тебе дело, Федя?! – Я веду расследование. Почему она заплакала? Она же почему-то заплакала!.. – Давай, Федя, чаю выпьем, – предложил Озеров. – Доставай чашки! Попали мы с тобой в историю. – А вы правда можете за три дня подготовить замену на все спектакли? – Федь, ты что, чокнулся? Конечно, нет! Я и спектаклей не видел ни разу! – То есть это был ход! – наслаждаясь, констатировал Федя. – И он сработал! Озеров распахнул шкаф – у заведующей литературной частью, как и у Юриваныча, мебель была старая, тяжелая, как будто пережившая войны и революции, – и одну за другой выставил чашки. Нижняя створка отворилась со старушечьим скрипом. Максим присел и задумчиво заглянул внутрь. Там не было ничего интересного. Вернулась Ляля, похудевшая и постаревшая за несколько минут в коридоре, и стала разливать чай. – Игорь Подберезов, наш второй режиссер, сейчас подойдет, – сообщила она и шмыгнула носом. – Я к нему заглянула. Он спрашивает, нужна ли вам репетиция, или вы сразу записывать будете. – Репетиция не нужна, – сказал Озеров и прихлопнул тяжелую дверцу шкафа. – Запись для радио и без репетиций достаточно сложное испытание. Перед пустым залом играть трудно и непривычно. Так что прорепетируем прямо на сцене, а накануне просто почитаем. Можно прямо здесь, у вас. Или где вы читаете?.. Надо Юрия Ивановича попросить, чтобы он на завтра назначил читку. – Я ему скажу. Юриваныч еще насчет интервью волновался. Так я организую, вы не против? – Я не против. – У нас по совместительству работает одна девушка, она в газету пишет, с нее и начнем. – Шеф, можно я немного погуляю по театру? – кротко спросил Федя Величковский, моментально выдувший весь свой чай. – Обещаю вести себя хорошо, в перепалки не вступать и в драки не ввязываться! – Какие еще драки?! – Ляля звякнула чашкой. – У нас не бывает никаких драк! Максим кивнул, и Федя выскочил за дверь. Никакого определенного плана у него не было, он собирался походить по коридорам, заглянуть в кулисы, выйти на сцену и посмотреть в зрительный зал, если получится. «Внутреннюю жизнь» театра своими глазами он никогда не видел, зато время от времени таскал у матери книжки, она очень любила мемуары, особенно актерские и режиссерские. Согласно мемуарам, театр живет по совершенно другим законам, не так, как все остальные учреждения. Да и слово «учреждение» тут неуместно. Согласно мемуарам, театр – это «большая семья», где то и дело ссорятся, мирятся, любят и ненавидят, строят козни, помогают, выручают, чего только не делают. Федя Величковский решительно не мог представить себе семью в несколько сотен человек! Его собственная семья – мать, отец, братан и он, Федя, – уже была достаточно многочисленной, особенно если добавить тетю, дядю, бабушку Шуру и двоюродных! Согласно мемуарам, для настоящего артиста родители как раз не имеют значения, а имеет значение «семья театральная». Там и есть высший суд, там главные награды и главные разочарования. Феде Величковскому – как начинающему сценаристу и будущему писателю! – очень хотелось изучить это явление, хотя бы поверхностно, со стороны. Да и детективная пьеса, пополнившаяся новыми зловещими подробностями, очень его занимала. Кража денег – вот что главное! Общеизвестно, что у любого преступления есть всего три мотива: любовь, она же ненависть и страсть; деньги, туда же наследство, подложные векселя и всякое такое; и попытка скрыть предыдущее ужасное преступление. Федя был уверен, что в этой детективной пьесе все дело как раз в деньгах. Он поднялся на самый верхний этаж, заглядывая во все открытые двери, и оказался как будто перед воротами, окованными новой жестью. Одна створка ворот была распахнута. Федя подумал и вошел. В огромном помещении все оказалось каким-то преувеличенным. Слишком большие стулья, слишком большие фонари, слишком большие деревья в горшках, все ненастоящее. Не сразу Федя сообразил, что это, должно быть, цех, где делают декорации. – Заблудились? – негромко спросил высокий бородатый человек, выходя из-за какого-то шкафа. Он вытирал тряпкой крепкие жилистые руки. – Пожалуй, нет, – признался Федя Величковский. – Я на экскурсии. У меня такая экскурсия – на одного. – Валерий Клюкин, – представился человек. – Муж Валерии Дорожкиной. Я всем сразу говорю, что я муж, чтобы не было вопросов. – А какие у меня… могу быть вопросы? – не понял Федя. – Мало ли, – пожал плечами бородач. – У меня такое почетное звание – муж звезды. – По-моему, неплохое звание! – заявил Федя. – Если теоретически представить себе, что у меня могла быть жена, я бы предпочел, чтобы она была звездой, а не просто какой-нибудь убогой дурочкой. – Н-да, – то ли согласился, то ли не согласился Валерий. – Вы декорации прямо здесь делаете? – Прямо здесь. – Как вы думаете, что могло случиться с главным режиссером? Валерий швырнул тряпку в угол, она приземлилась на ящик, в котором, как патроны в патронташе, были плотно натыканы желтые длинные банки. – Он помер, – сказал Клюкин равнодушно. – Что еще с ним могло случиться? – А может, его убили? – Бросьте. Кому он нужен? – Я не знаю. Но вашу жену тоже пытались… убить. В тот же вечер. Клюкин подумал немного. – Послушайте, молодой человек. Мне нет никакого дела до моей так называемой жены. Мы разводимся. Я больше не могу и не хочу!.. Она вполне жива и здорова, с ней все прекрасно. Не знаю, пытались ее убить, или она сама… Федя навострил уши. – Что сама? – Ничего! – рявкнул Клюкин неожиданно. – Можете продолжать вашу экскурсию в другом месте. У меня работы полно. Федя, которого никогда в жизни ниоткуда не выгоняли, неопределенно улыбнулся, пробормотал «спасибо» и вышел из обитых жестью ворот. Странная личность этот «муж звезды», очень странная! В коридоре на втором этаже ему навстречу попалась очень хорошенькая девушка. Вчера он ее уже видел. Кажется, она дочка директора Юриваныча. – Здравствуйте, – издалека весело сказала девушка и помахала ему рукой. – Вы еще не уехали? – Нет, – ответил Федя и тоже улыбнулся. – Мы и не собирались! – А я в «Дуэли» играю Катю, дочку чиновника. Там всего несколько реплик, – и девушка повела плечом, – но все же лучше, чем ничего! Как вас зовут? Величковский представился по всей форме. – Федя – смешное имя, – развеселилась девушка. – А я Алина! – Алина, – немедленно начал Федя, – сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви, быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою, но… – Как?! – совсем уж засмеялась Алина. – Так уж и любви?.. Какой вы быстрый! Вы на радио работаете? – На радио, – признался Величковский. – На телевидении тоже пытаюсь работать. – Вы артист, Федя? – Я сценарист. Ну, еще, конечно, редактор, иногда ассистент режиссера, когда надо, корреспондент… – Федечка, – Алина взяла его под руку и немного прижалась крепкой и весомой грудью. – Напишите для меня сценарий! Самый лучший и самый красивый! Для самого первого и самого красивого канала! А лучше сразу для большого кино! Я стану знаменитой артисткой и вас тоже немножко… прославлю. – Я… постараюсь, – слегка струхнул Федя и спросил глупость: – А вы хотите сниматься в кино?