Шекспир мне друг, но истина дороже
Часть 31 из 48 Информация о книге
Озеров сказал, что все это вилами по воде писано. На Лялином участке сильно пахло гарью, снег был серый, истоптанный. На дорожке и вокруг дома лежали хлопья жирной сажи. Федя остановился, стал оглядываться по сторонам и потягивать носом. – Химией какой-то несет, – сказал он, как заправский эксперт из кино. – Чувствуете? Озеров не чувствовал никакой химии. Запах недавнего пожарища, резкий, оглушительный, лез в нос и в горло. Федя заглянул в окно с высаженной рамой, оперся руками о подоконник, вдвинулся поглубже, налегая животом, и длинно свистнул. – Ничего себе! Да тут полдома выгорело! Озеров, сунув руки в карманы, стоял на дорожке. Заходить в дом ему не хотелось. Он вспомнил, как языки пламени лизали деревянный бок шкафа, перекидывались на потолок, а он все швырял и швырял снег, который шипел, превращаясь в пар, и он кашлял, отворачиваясь от жара, и боялся, что у него вытекут глаза. И все это никак не заканчивалось!.. Под безразмерными Федькиными одеждами у него вдруг запульсировали и задергались все ожоги, как будто обожгло его только что, сию минуту!.. Озеров передернул плечами. Федя через окно забрался в дом и ходил там, то возникая, то пропадая в темном проеме. – Нет! – крикнул он оттуда. – Не полдома, это только так кажется. Вы молодец, Максим Викторович, медаль вам за отвагу при пожаре! Озеров задрал голову и посмотрел на небо. – Что именно мы ищем, Федь? – спросил он через некоторое время. – Канистру с отпечатками пальцев? Или сумку? Вместо ответа из окна вылетел желтый баллон, похожий на распылитель, которым подростки пишут на заборах «Цой жив!». Баллон плюхнулся в серый снег. Затем выглянул Федька, сильно измазанный сажей. – Вот это что такое, как вы думаете? Озеров посмотрел и предположил: – Жидкость от тараканов? Напарник перепрыгнул через подоконник и аккуратно, двумя пальцами в перчатках поднял баллон. – Какой-то растворитель, – сообщил он, изучив находку со всех сторон. – Видите, написано «Caution, fire», что в переводе означает «не курить, пристегнуть ремни». Где-то я уже видел такую штуку! Где я мог ее видеть?.. – В магазине бытовой химии, – предположил начальник. – А?.. Федя задумчиво посмотрел на него. – Между прочим, из вещей ничего не сгорело. Ну, скатерть на столе и шторы. Шкаф пострадал, конечно, но внутри все цело. Одежда на месте, обувь тоже. От запаха гари у Озерова внутри головы постепенно становилось тяжело, как будто туда заливали мазут. – А сумки нету, – добавил Федя озабоченно. – Или она ее куда-то сунула и забыла? Нужно спросить. Он резво побежал к калитке. Озеров пошел за ним. Федина деловая озабоченность его раздражает. Это он, Максим Озеров, должен быстро соображать и резво бегать, а у него в голове мазут, и тело дергает, как от нарывов. И Ляля его раздражает, и ее сосед, и их любовь, от которой не было и не может быть никакого толку, потому что она вся… поперек!.. Сосед любит Лялю, Ляля любила артиста Земскова, артист Земсков любит искусство. Супруга покойного Верховенцева любит Верховенцева, а сам покойный любил Валерию Дорожкину, а Валерия, может, еще кого-то любила или, наоборот, ненавидела. …Толку-то?! Что из всего этого может выйти?! – Ляля! – в окно закричал неугомонный Величковский и опять приставил ладонь козырьком ко лбу. – Ляля, вы свою сумку точно никуда не переставляли? С собой на диван не брали? Еще до пожара? А?! Не слышу?! Ляля из-за стекла, видимо, что-то отвечала. – Ты бы еще в рупор орал, – буркнул подошедший Озеров. – А то не вся улица слышит. – Говорит, не брала, – озабоченно сказал Федя. – Максим Викторович, сумку надо найти, куда она делась-то… – Ищи, – кивнул Озеров и поднялся на крыльцо. – Вы что, не понимаете, что это важно?! И он опять поскакал на соседний участок. Озеров проводил его глазами. …При чем тут сумка? Что он еще придумал? Или ему просто интересно играть в детективной пьесе? Подумав про пьесу, Озеров вспомнил, зачем он здесь, – он здесь затем, чтобы записывать спектакль по Чехову, – и настроение у него испортилось окончательно. Заходить в дом ему не хотелось, разговаривать ни с кем не хотелось тоже, и, потоптавшись на крыльце, он побрел обратно на Лялин участок. …Что они делают? Зачем они это делают? Они должны записать «Дуэль» и вернуться в Москву. Все остальное их не касается. Даже если эту самую Лялю через некоторое время найдут в полынье! – Нету, – доложил Федя, появляясь из-за угла. – По крайней мере, я не могу ее найти. Что это значит? – Что? – Я не знаю. Выходит, сумку украли, что ли? – Федь, при чем тут сумка?! – Максим Викторович, вы что, не понимаете?! Все на месте, а сумки нет! Чудеса какие-то с ней. Надо еще на улице поискать. И канистру с бензином тоже. В доме канистры нет. – Ты что, Федь? Обалдел? Подающий надежды сценарист ничего не ответил, полез в снег и стал ходить между деревьями. Озеров опять посмотрел на небо, затем на дом с высаженным окном и черными от сажи сугробами под стеной, потом на Федю. …Уехать бы в Москву. Вот прямо сейчас. Вечером быть дома, рассказывать Сашке все от начала до конца. Какой-то великий писатель написал, что смысл брака в том, что все важные жизненные события можно переживать дважды – когда они на самом деле происходят, а потом еще раз в разговорах с женой… – Нашел, Максим Викторович! Озеров вздрогнул и оглянулся. Через сугробы, по-журавлиному задирая ноги, к нему лез Федя Величковский, держа на отлете коричневую сумку на длинной ручке. Озеров сразу ее узнал, Ляля с ней не расставалась. – Во-он там нашел, почти у забора. В сугробе. Как она там оказалась, хотелось бы знать? Озеров так удивился нашедшейся сумке, что всю его апатию как рукой сняло. Он как будто моментально обрел способность думать и действовать. – Дай сюда! Сумка была забита снегом. – Давайте вытряхнем аккуратненько. Придерживая то, что внутри, они в четыре руки перевернули сумку и потрясли. – Слушайте, ну я же молодец! – А канистра? – спросил Озеров язвительно. – Там рядом валяется? Ты ее тоже нашел? Сильно топая, они ввалились в дом, где было очень тепло и вкусно пахло. Так вкусно, что Озерову моментально захотелось есть. – Где вы там, мужики? Я в окно поглядел – по сугробам лазаете! Садитесь, пока горячее! Я решил картошки нажарить, чего там яичница-то… – Ляля, это ваша сумка? – спросил Озеров. Она оглянулась и кивнула с изумлением. – Вы не знаете, как она оказалась в сугробе? – У забора, – вставил Федя, стаскивая куртку с мордой льва. – Вы ее с крыльца случайно не кидали? Ляля поднялась и заглянула в сумку, как в нечто совершено ей незнакомое. – Не кидала, – сказала она и посмотрела по очереди сначала на Озерова, потом на Величковского. – Значит, кинул тот, кто поджег ваш дом. Поджег, взял сумку с собой, а потом бросил возле забора. – Давайте из нее все достанем, – предложил Федя. – И вот сюда на стол выложим! Атаманов подошел и стал смотреть. Ляля собрала тарелки, отставила в сторону и по очереди вытащила из сумки мокрый кошелек, мокрую записную книжку, мокрый пакетик с прокладками – пакетик она торопливо сунула на стул и прикрыла хвостом скатерти, – мокрую упаковку таблеток «от головной и суставной боли». Федя каждый предмет провожал глазами. Наконец Ляля извлекла мокрый бумажный конверт – больше в сумке ничего не было. – А где ключи? От вашего дома? – Наверное, на крючке висят. Я прихожу, открываю дверь и вешаю их на крючок, у меня там такой, специальный… Федя осмотрел все, вытащенное из сумки, и перевел взгляд на Озерова. – Ничего нет! – А чего ты ожидал-то? – буркнул тот. – Огнемет?.. Ляль, что в конверте? Она осторожно заглянула, как будто не знала, и вытащила влажный листок бумаги, исписанный синей ручкой. Чернила кое-где расплылись.