Жизнь взаймы
Часть 9 из 44 Информация о книге
— Долорес Пальмер и Шарль Ней тоже хотят идти, — сказал Хольман. — Если мы улизнем отсюда часов в десять, то как раз поспеем к фуникулеру. Он работает сегодня до часу ночи. — Вы изменились, — с неприязнью сказала Лилиан. — Раньше вы были так осторожны. Хольман засмеялся. — И опять буду! Начиная с завтрашнего вечера. Клерфэ уедет, и снова наступит тишь и гладь. С завтрашнего вечера я стану самым послушным, самым осторожным пациентом. А вы нет? Ну, так как же, зайти за вами в десять? — Да. — Хорошо. Значит, мы сегодня празднуем. — Что именно? — спросила Лилиан. Хольман оторопел. — Каждый что-нибудь свое, — сказал он затем. — Что мы еще живы. Что приехал «Джузеппе». Что наступило полнолуние. — И что завтра мы опять станем идеальными пациентами. — Ну что ж, я согласен и на это! Хольман ушел. «Завтра, — думала Лилиан. — Завтра привычная санаторная рутина бесшумно поглотит все, как мокрый снег, который безостановочно падает в эту гнилую зиму, мягкий и тихий, засыпающий и заглушающий все живое… Только не меня, — думала она. — Только не меня!» * * * «Горная хижина» ярко светилась. Она была расположена высоко над деревней; раз в месяц, в полнолуние, ее не закрывали всю ночь, и посетители разъезжались с факелами. Для больных санатория праздники в «Горной хижине» были своего рода маскарадами. Шарль Ней и Хольман наклеили себе усики, чтобы их нельзя было узнать. Красавица Долорес Пальмер накинула на волосы кружевной шарф и прикрыла лицо вуалеткой. Лилиан не захотела надеть ни шарфа, ни вуали. Она была в своих обычных синих брюках и меховом жакете. Лилиан выглядела очень взволнованной. В ночи было что-то драматичное: луна то выплывала из-за рваных облаков, то снова скрывалась за ними, тени от облаков ложились на белые склоны, и склоны оживали — казалось, гигантские фламинго с мощными крыльями летают над землей. — Когда вы уезжаете? — спросила Лилиан Клерфэ. — Завтра после обеда. Хочу до наступления темноты проехать перевал. — Он посмотрел на нее. — Поедете со мной? — Да, — ответила она. Клерфэ засмеялся; он ей не поверил. — Хорошо, — сказал он. — Только не берите много вещей. — Мне много не нужно. Куда мы поедем? — Прежде всего мы избавимся от снега, который вы так ненавидите. Проще всего поехать в Тессин на Лаго Маджиоре. Весна идет оттуда. Сейчас там уже все в цвету. — А потом куда? — В Париж. — Хорошо, — серьезно сказала Лилиан. — Боже мой, — прошептал Хольман. — Пришел Далай-Лама! Вот он, стоит в дверях. Все четверо поглядели на профессора, бледного, с лысиной во всю голову, в сером костюме. Он обозревал веселую суматоху, царившую в «Горной хижине». Потом повернулся и направился к столику, стоявшему слева, неподалеку от двери. — Может, нам лучше исчезнуть? — с беспокойством спросил Хольман. — Он вас не узнает, — сказала Лилиан. — Из-за усов. — А вас? И Долорес? — Мы можем сесть так, что он будет видеть Лилиан и Долорес только со спины, — сказал Шарль Ней. — Тогда он и их не узнает. — Все равно узнает. У него не глаза, а рентгеновский аппарат. Но попробовать можно. Сядьте на мое место, Лилиан. Лилиан покачала головой. — А вы, Долорес? Помедлив секунду, Долорес встала и села так, чтобы Далай-Лама не смог ее увидеть. Лилиан смотрела на врача, и он смотрел на нее. — Смешно! — сказала она. — Но здесь поневоле становишься смешным. — Люди всегда смешны, — возразил Клерфэ. — И если осознать это, жизнь кажется намного легче. — В котором часу вы уезжаете завтра? — вдруг спросила Лилиан. Он посмотрел на нее и сразу все понял. — Когда хотите, — ответил он. — Хорошо. Тогда заезжайте за мной в пять часов. Когда Волков вошел, Лилиан укладывала чемоданы. — Собираешься, душка? — спросил он. — Зачем? Ведь через два-три дня ты их опять распакуешь. Она уже несколько раз укладывалась при нем. Каждый год — весной и осенью — ее, словно перелетную птицу, обуревало желание улететь. И тогда на несколько дней, а то и недель, в ее комнате появлялись чемоданы; они стояли до тех пор, пока Лилиан не теряла мужества и не отказывалась от своего намерения. — Я уезжаю, Борис, — сказала она. — На этот раз действительно уезжаю. Он стоял, прислонившись к двери, и улыбался. — Знаю, душка. — Борис! — крикнула она. — Оставь это! Ничего ужо не поможет! Я в самом деле уезжаю! — Да, душка. Лилиан почувствовала, как его мягкость и неверие, словно паутина, опутывают ее и парализуют. — Я уезжаю с Клерфэ, — сказала она. — Сегодня! Она увидела, что выражение его глаз изменилось. — Я уезжаю одна, — сказала она. — Но еду с ним потому, что иначе у меня не хватит мужества. Одна я не в силах бороться против всего этого. — Против меня, — сказал Волков. Он отошел от двери и встал возле чемоданов. Он увидел ее платья, свитеры, туфли — и вдруг его пронизала острая боль, такая, какую ощущает человек, который вернулся с похорон близкого друга и уже взял себя в руки, но вдруг увидел что-то из вещей покойного — его туфли, блузу или шляпу. Теперь Волков понял, что Лилиан действительно хочет уехать. — Душка, — сказал он, чувствуя, как у него перехватило дыхание, — ты не должна уезжать. — Должна, Борис. Я хотела тебе написать. Вот смотри, — она показала на маленькую латунную корзинку для бумаги у стола. — У меня ничего не вышло. Я не смогла. Напрасные старания — это невозможно объяснить. Потом я хотела уехать, не попрощавшись, и написать тебе оттуда, но и этого я бы не смогла. Не мучь меня, Борис… «Не мучь меня, — думал он. — Они всегда так говорят, эти женщины — олицетворение беспомощности и себялюбия, никогда не думая о том, что мучают другого. Но если они даже об этом подумают, становится еще тяжелее, ведь их чувства чем-то напоминают сострадание спасшегося от взрыва солдата, товарищи которого корчатся в муках на земле, — сострадание, беззвучно вопящее: «Слава Богу, в меня не попали, в меня не попали…» — Ты уходишь с Клерфэ? — Я уезжаю с Клерфэ отсюда, — сказала Лилиан с тоской. — Он довезет меня до Парижа. В Париже мы расстанемся. Там живет мой дядя. У него мои деньги, та небольшая сумма, которая у меня есть. Я останусь в Париже. Она знала, что это не совсем правда, но сейчас ей казалось, что она говорит правду. — Пойми меня, Борис, — просила она. — Зачем нужно, чтобы тебя поняли? Ведь ты уходишь — разве этого недостаточно? Лилиан опустила голову. — Да, этого достаточно. Бей еще. «Бей еще, — подумал он. — Когда ты вздрагиваешь от боли, потому что тебе пронзили сердце, они стенают «бей еще», как будто ты и есть убийца».