Кукляндия
Педагог вместе с детьми считает, и тут же, под счет , выполняется следующее упражнение.
И.п.: дети стоят, руки подняты вверх.
1 — голова расслаблена, опускается вниз;
2 — руки сгибаются в локтях;
3 — руки резко опускаются вниз;
4 — наклон тела до пояса вниз;
5 — упасть на пол.
Педагог (продолжает рассказ): Не может марионетка двигаться сама, без помощи хозяйки, без нитей. И девочка стала пришивать нити обратно...
На счет 5, 4, 3, 2, 1 дети выполняют движения в обратной последовательности.
Упражнение с атрибутами «Веселые башмачки»
«Веселые башмачки» — это полезное пособие для подготовки к вождению кукол-марионеток, а также для развития координации движения рук.
«Веселые башмачки» легко сделать самим: нужно взять небольшую палку — вагу (вага — новое слово, с которым педагог знакомит детей на этом этапе), к обоим концам которой приделать тонкие веревочки. К концам веревок пришиваются мешочки с грузом в виде башмачков.
Педагог (или обученный ребенок) демонстрирует детям, как «башмачки» ходят, по очереди каждым касаясь пола. Затем дети пробуют сами водить «башмачки» одной и двумя руками.
Варианты вождения «Веселых башмачков»:
1. Обычной походкой, поочередно переставляя башмачками. Вагу дети держат двумя руками.
2. Обычной походкой, поочередно переставляя башмачками. Вагу дети держат одной рукой.
3. Один башмачок обходит вокруг другого башмачка. Вагу держат двумя руками, руки перемещаются по ходу вращения ваги.
4. Один башмачок обходит полукругом другой башмачок и возвращается. Вагу держат одной рукой.
5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.
6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.
7. Вращение башмачков, то есть обеими руками вращать вагу по часовой стрелке, затем обратно. Получается вертушка.
Упражнение «Оживи куклу»
Педагог знакомит детей с куклами-марионетками, объясняет, как леска помогает кукле двигаться. Педагог подробно объясняет, как водить кукол, затем дети по очереди пробуют водить кукол сами.
Куклы с большим обилием лесок трудны в управлении для детей, поэтому в студии достаточно иметь марионеток с одной, с двумя вагами и с крестовиной.
3-й этап — упражнения
Игра «Погуляй с моей куклой!»
Эта игра аналогична упражнению «Погуляй с моей игрушкой!» (см. описание методики освоения кукол-прыгунков. с. 30).
Игра «Давай познакомимся»
Под веселую музыку дети с марионетками гуляют по всей студии. В процессе прогулки дети подводят своих кукол к куклам друзей и знакомят их друг с другом. Пообщавшись, дети расходятся и идут к другим партнерам. Так игра повторяется несколько раз.
4-й этап — выступление
Марионетки на сцене
Под музыку разного характера дети манипулируют куклами на сцене, выступая по одному, соблюдая все этапы выступления на сцене.
Педагог помогает детям видеть и чувствовать пространство сцены, показывает, как можно водить куклу в одну и в другую сторону, не закрывая ее собой от зрителя.
Марионетка Собачка
На сцене ставится скамейка, и ребенок «учит» Собачку забираться на скамейку и слезать с нее. Собачка «учится» сидеть, лежать, стоять на носу, вертеть носиком и хвостом... Можно Собаку научить «говорить». При этом Собачка стоит на задних лапах и качает головой.
С утра собаки всех пород
С людьми выходят в огород,
В любви побыть мне хочется,
Зачем мне одиночество? (А. Барто «Он был совсем один»)
Я одинок, я одинок,
Несчастный маленький щенок.
Я всё хожу, хожу, хожу,
Хозяина не нахожу.
Хватит, хватит вам скучать.
Будем весело играть.
Будем прыгать, будем петь,
Будем хвостиком вертеть.
(См. сценку «Дрессированные собачки», прил. 1, с. 82).
Кукла Кнопочка
Это обычная мягкая кукла на двух вагах. На одной ваге три нити, они держат руки и голову куклы, нити другой ваги управляют ногами куклы.
Под песню «Кнопочка» (см. музыкальное приложение) дети «учат» куклу двигаться: танцевать, садиться, ложиться, подпрыгивать, топать ножками, а также говорить.
Я нежная, легкая, будто снежинка,
Могу я летать, словно пушинка.
(См. «Акробатки Кнопочка и лиса Лиза», прил. 1, с. 83).
Полумарионетка Мишка
Это мягкая игрушка, к ногам которой приделаны вязаные тапочки или резинки, которые надеваются на ступни ног. К лапам куклы пришиты нити. Нити крепятся на одной ваге. На затылке куклы вшита небольшая рукоятка для управления головой. Таким образом, ребенок одной рукой управляет головой куклы, другой — руками, а ноги ребенка, одетые в тапочки, создают видимость, что кукла ходит сама.
Под музыкальное сопровождение ребенок «учит» Мишку ходить, садиться на шпагат (ноги расставить на ширину плеч), кланяться, прыгать то на одной ноге, то на другой.
Можно к движению добавить речь. Для начала пусть ребенок прочтет уже знакомое стихотворение («Мишка косолапый»), не забывая при этом манипулировать куклой.
Далее можно дать текст, который может пригодиться в будущем спектакле.
Не буду петь и танцевать,
Не буду с вами я играть.
Не могу — меня обидели,
Неужели вы не видели?
(См. сценку «Дрессированные медведи», прил. 2, с. 94).
Марионетка Осьминог
Это мягкая игрушка, состоящая из головы и восьми щупальцев. Вага одна, к ней крепятся нити, прикрепленные к середине каждого щупальца и к голове.
Ребенок одной рукой держит вагу, другой по очереди подтягивает вверх нити, и щупальца начинают двигаться.
На сцене дети по очереди водят куклу. Дети-зрители вместе с педагогом отмечают новые движения Осьминога, придуманные детьми-артистами. Следующий выступающий пытается повторить эти движения, а также придумать что-то новое.
(См. сценку «В гостях у Русалочки», прил. 1, с. 81).
2.10. Освоение театра теней
«В царстве театра теней нет ничего мрачного. Искусство теневого театра — светлое искусство».
Детям можно рассказать историю этого волшебного театра: теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке — у народов Индии, Китая, Японии, Ирана, Турции. Представления театра теней проходили ночью с заката до рассвета. На хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители.
1-й этап — знакомство с театром теней (одно занятие)
Дети сидят в зрительном зале. Перед ними на столе — маленький экран теневого театра. Педагог показывает детям любую сказку, соответствующую возрасту детей, с помощью фигурок для теневого театра.
2-й этап (одно-два занятия)
Упражнение «Живые картинки»
Дети выбирают любую куклу из настольного, штокового и пальчикового театра и садятся в зрительный зал. На столе стоит маленький теневой театр. Педагог помогает каждому ребенку вывести куклу на экран теневого театра (расположив ее между лампой и тканью). Чтобы детям-зрителям было интересней ждать своей очереди и смотреть на выступление друзей, педагог комментирует действия выступающих кукол.