Грехи и святость. Как любили монахи и священники
Папа Александр VI, видимо, поразмыслил и решил выдать дочку замуж в четвертый раз. И в 1501 году Лукреция снова вступила в брак. Причина для нового брака была старая – интересы политики. Лукреция, которую прозвали «кровавая куртизанка», устроила очередную свадьбу. И вновь свадьба Борджиа прошла «с такой пышностью и развратом, какового не знала даже языческая древность». Но после этого новоиспеченная герцогиня д’Эсте совершенно неожиданно оставила Вечный город и уехала со своим мужем, герцогом Альфонсом д’Эсте. Навсегда.
Лукреция с мужем поселилась в Ферраре, где вела более скромный образ жизни. Возможно, она устала от всех безумств, возможно, пошатнулось здоровье, возможно, она, наконец, повзрослела… Подробности этого периода ее жизни известны в меньшей степени. Молва по-прежнему приписывала Лукреции смерть ее новых любовников, однако достоверных сведений на этот счет не имеется.
Тем не менее кое-что известно наверняка: Лукреция была по-прежнему красива, не питала особой любви к мужу и вновь собрала вокруг себя блестящий двор. Она, как и прежде, поощряла искусства, особенно художников. «Последних она с маниакальной настойчивостью побуждала писать картины на религиозные темы. Она очень любила известного, несколько сентиментального поэта Пьетро Бембо, а другой ее поклонник, великий поэт Людовико Ариосто, посвятил ей хвалебную октаву в своем “Неистовом Роланде”».
Летом 1503 года папа Александр VI устроил пир, на который пригласил нескольких кардиналов. Он как раз собирался избавиться от некоторых из них. Но тут, наконец, вмешалось провидение – случайно папа выпил собственное отравленное вино. Яд был не раз проверенный…
Через год умерла Роза Ваноцци. Вскоре, в 1507 году, убили Чезаре.
В 1519 году в возрасте тридцати девяти лет умерла и сама «кровавая куртизанка». Отпевал Лукрецию ее последний любовник, кардинал, живший при дворе герцога д’Эсте.
К сожалению, а может, и к радости, о детях Лукреции ничего не известно. Таким образом, она стала последней представительницей этого страшного и, в полном смысле слова, смертоносного семейства – Борджиа.
Незримое присутствие
Святой Франциск и святая Жанна де ШантальНа этот раз мы поведаем вам историю любви не плотской, но духовной. Это – история единения двух душ, мужчины и женщины.
Ее звали Жанна де Шанталь.
Его – Франсуа де Саль. Однако в истории он остался под именем святого Франциска.
В XVII веке, когда наступил очередной «всплеск» роли религии, стали возникать новые религиозные ордена, и множество проповедников обратилось к людям с призывом заботиться о ближних, подавать руку помощи нуждающимся, падшим и бедствующим.
Одним из таких замечательных проповедников был Франциск Сальский (1567–1622). Его сочинения, переведенные на многие языки, и по сей день усердно читаются.
Святой ФранцискФранциск родился в Савойе, в аристократической семье убежденных католиков. Он получил превосходное рыцарское воспитание: сначала в семье, а потом в иезуитской школе, куда отправился по собственному горячему желанию.
В восемнадцать лет Франциск неожиданно и с необычайной остротой осознал, что принадлежит к числу тех, кому Господь заведомо уготовил вечные муки. Это ощущение было так ужасно и тяжело, что могло разрушить его глубочайшую религиозность. Франциск был близок к отчаянию, но вера помогла юноше преодолеть душевное смятение. Он не прерывал учебы и закончил сначала университет в Париже, затем в Падуе, где получил степень доктора. Франциск вернулся в Савойю и стал адвокатом.
Однако в двадцать шесть лет (в 1593 году) Франциск почувствовал, что ему надо сменить путь служения, и стал католическим священником, ревностным пастырем и проповедником. Все его проповеди были проникнуты «иезуитским духом», не имеющим ничего общего с духом Возрождения.
В 1594 году Франциск добровольно отправился миссионером в суровую горную область страны, где боролся против кальвинизма и других «ересей». Жизнь такого борца-проповедника, как вы понимаете, очень трудна и опасна. Настолько, что Франциску даже пришлось пережить несколько покушений.
Но Франциск Сальский был, как бы теперь сказали, «фанатиком католической веры»: мягкость и осторожность в нем сочетались с последовательностью и полной готовностью к самопожертвованию.
В 1602 году он стал епископом в Женеве. Его резиденция располагалась в небольшом городке Анси.
Надо сказать, что этот город и по сей день хранит память о святом Франциске. Здесь, высоко над старым городом, высится замок XII–XIV веков, некогда принадлежащий женевскому графу. Ныне в замке располагается краеведческий музей. На территории замка находятся колокольня с 37 колоколами и базилика Визитатьон, построенная в честь святого Франциска и святой Жанны де Шанталь (1572–1641), а в алтаре базилики хранятся реликвии этих святых.
Познакомились Франциск и Жанна в 1604 году. Этому знакомству предшествовала поистине мистическая история: Жанна де Шанталь и Франсуа де Саль увидели друг друга во сне…
Жанна де ШантальЖанна была родом из знатной семьи, в двадцать лет она вышла замуж за барона де Шанталь и родила ему четверых детей. Они прожили восемь счастливых лет, но однажды барон погиб на охоте. Жанна очень тяжело переживала смерть любимого мужа, спасло ее только то, что нужно было растить маленьких детей.
И вот однажды она приняла приглашение своего брата, архиепископа Буржского, приехать в Дижон, чтобы послушать великолепные проповеди тогда уже прославленного епископа Женевского.
Жанна пришла в церковь на проповедь Франциска Сальского, но когда она увидела священника, то замерла, будто громом пораженная. Ведь это был тот самый человек, которого она видела во сне! Жанна ясно поняла, что их встреча предопределена свыше.
Она слушала его слова, затаив дыхание. Франциск же разглядел лицо новой прихожанки и тоже почувствовал, что где-то видел эту женщину прежде. Да ведь она снилась ему!
Несмотря на столь романтическую встречу никакого греха не случилось! Франциск и не думал нарушать своего долга священнослужителя. Его близость с Жанной де Шанталь была близостью исключительно духовной. Оба они посвятили свою жизнь Богу, их теснейшее общение не имело ничего общего с чувственной любовью. И все же это была Любовь.
Франциск сразу понял, что женщина из сна, та самая женщина, которая теперь сидит и слушает его проповедь, станет его ученицей и соратницей…
После проповеди Франсуа де Саль узнал, что дама – сестра архиепископа Буржского, и попросил устроить ему встречу с Жанной.
С самого начала он ощутил присутствие некой тайны в его отношениях с мадам де Шанталь.
«Мне кажется, – писал он, – что Господь уготовил меня Вам… С каждым часом я все более в этом убеждаюсь. Вот все, что я могу Вам сейчас сказать».
Неделю спустя в очередном письме к госпоже де Шанталь он добавил: «Чем больше разделяющее нас расстояние, тем сильнее я ощущаю связь между нами».
Прошло немного времени, и госпожа де Шанталь попросила его стать ее духовником. Это еще более сблизило их. Франциск вручил ей бумагу, на которой значилось: «Во имя Господа я беру на себя духовное руководство Вами и буду его осуществлять со всей заботой и преданностью, на которые я способен без ущерба для моего нынешнего положения и обязанностей».
Однако он настаивал на исполнении заповеди, нерушимой для их отношений: «Вы должны быть такой же храброй, как мужчина, в Вас не должно быть ничего женского».
Твердо соблюдая долг священника, Франциск и Жанну направлял к аскетическому идеалу совершенства. Они придавали друг другу силы на этом нелегком пути. Их мистическая связь «подпитывала» обоих. Ведь у Любви столько лиц и столько имен…