Грехи и святость. Как любили монахи и священники
Так или иначе, но Франсуа де Саль стал делать стремительные успехи, как только дух его и разум вступили в свободный союз с родственной душой, которую предназначил для него Господь.
«В конце концов, – писал епископ Женевский мадам де Шанталь, – мы оба целиком, безраздельно, безоглядно принадлежим Господу и не желаем ничего, кроме позволения принадлежать Ему. Если в наших сердцах окажется хоть одна ниточка любви, не связанная с Ним и не принадлежащая Ему, мы должны немедленно вырвать ее оттуда. Поэтому да пребудет с нами покой».
Кто знает, что было бы, если бы он не был священником и не дал обета безбрачия?..
Но они нашли выход – направили все свои чувства, всю свою любовь на тех, кто в этом нуждается, на страждущих. Франсуа с Жанной решили основать орден «Визитации» («Посещения»): женщины, вступившие в этот орден, должны были посвятить свою жизнь уходу за больными. Кажется, идея очень благородная, но в те времена миссионерская деятельность считалась делом исключительно мужским, и прошло несколько лет, прежде чем им удалось претворить свою мечту в жизнь.
Жанна вырастила детей, устроила их жизни и стала первой сестрой визитандинкой, приняв имя сестры Франчески. И все эти годы Франциск был рядом – он был ее наставником и духовником, а Жанна стала для него утешительницей и вдохновительницей.
Франциск был знатоком человеческой души и умелым пастырем. Об этом свидетельствуют его книги: «Филотея» («Руководство к благочестивой жизни»), «Теотим» («Трактат о любви к Господу»). Кстати, трактат написан специально для Жанны де Шанталь. На основе проповедей Франсуа де Саля во Франции расцвел культ Сердца Иисуса (Богопочитания).
Святой Франциск всей душой и всеми силами стремился установить творческую связь между культурой и церковью; ему очень хотелось донести до людей истинное понимание Церкви и показать мирянам, как можно (и нужно) жить в Церкви.
Главным девизом святого Франциска было – «Больше радости!». Он учил искусству радоваться, он открывал людям самую суть религии, все ее богатство. Франциск был последователен и тверд в своей вере, но не запугивал прихожан, а помогал им; пусть он не облегчал им путь, но он вел к самой вершине.
В душе его жила истинная, всепоглощающая любовь к Богу: «Бог, только Бог и еще раз Бог!» «Покой души», «веление духа», «сладостный мир», «успокоение сердечное» он ценил превыше всего.
Все это почувствовала и поняла Жанна. Она оценила незаурядность и удивительную силу своего духовника. Она прониклась его мироощущением. Он стал ей необходим.
Однако Франсуа де Саль в какой-то момент почувствовал, что Жанна стала слишком зависеть от него, и он понял, что не должен более руководить ее работой и духовным развитием. Возможно, Франсуа опасался, как бы его привязанность к ней не превратилась в обычную слабость, вместо того, чтобы быть источником силы.
Он сделал все для того, чтобы раз и навсегда идти избранным путем. Он «отрекся» от Жанны и не позволил себе того, что позволяли многие его собратья по сану. Франциск был действительно верующим человеком. Фанатично верующим. Он не мог погубить неверной человеческой слабостью свою душу и душу мадам де Шанталь.
Но их отношения достигли высшей точки, исполнив свое особое предназначение.
Их духовная связь была настолько сильной и настолько чистой, что Франциск и Жанна не нуждались в физической близости. Жанна де Шанталь и Франсуа де Саль были счастливы, пусть не принадлежа друг другу, но ощущая (ежесекундно!) присутствие близкого человека в своей жизни. Даже присутствие незримое.
Любовь друг к другу они отдали Богу.
Франсуа де Саль принял твердое решение об уединении и отречении от земного. «Моя дорогая матушка, – писал он Жанне, занятой делами по организации нового ордена, – Вы не должны были рассчитывать на людскую помощь; Вам надлежит отвлечься от всего, что Вы имели до сих пор, и повергнуть себя, слабую и одинокую, на алтарь милосердия Божия, оставаясь лишенной всего и не требуя от людей никакой симпатии, выраженной в словах или поступках. И далее Вы должны оставаться безразличной к тому, что Он может даровать Вам в будущем, не задумываясь, есть ли Ваша заслуга в том, что Вы получили то, в чем нуждались. Иначе Вам остается лишь тешить себя надеждой подняться над собой».
Путь Жанны был тернистым, как путь всякой святой. Ответ, который она послала Франсуа, был горьким. Она смирилась с тем, что их встречи теперь будут крайне редки, а может быть, их не будет и вовсе. И все же в этом ответе женщины, стоически переносящей все, что дарует судьба, есть такая неутоленная, такая сильная жажда нежности, что ее ничем не скрыть…
«Я рада, что Вы продлите Ваше уединение, так как Вы по-прежнему сможете посвящать его потребностям Вашей души, – писала Жанна. – Я не говорю слово “нашей", ведь я не могу употреблять его более, поскольку чувствую, что теперь не составляю часть этой души, я лишена всего, что было для меня самым ценным».
Она знает: он отрекается от всего земного и от нее для того, чтобы не быть слабым. Она тоже хочет видеть Франциска сильным. Но как же тяжело теперь будет не говорить с ним, не иметь от него известий.
«Как глубоко вонзился нож, отец! Сегодня мне кажется, что у меня в душе не осталось ничего. Нетрудно отказаться от внешних удобств, но отделиться от тела, опуститься в самую глубину души, что, как мне кажется, мы сделали, страшно, это столь же тяжко, сколь невозможно жить без Благодати Небесной».
Она заканчивает послание покорным обещанием: «Отец, я не буду искать встречи с Вами без Вашего позволения… Кажется, будто я вижу наши души слитыми воедино в полном смирении перед Всевышним!»
Франсуа ответил ей немного грустно, но достаточно твердо:
«Все происходит так, как и должно происходить, матушка… Господь любит нас, матушка, и желает, чтобы мы принадлежали ему всецело. У меня, благодарение Богу, все хорошо, в глубинах моего сердца пробиваются ростки осознания новой силы, благодаря которой я смогу лучше служить Богу в оставшиеся мне дни».
В последний раз Жанна и Франциск встретились три года спустя, в Лионе. Они всего лишь обсуждали дела их «детища» – ордена. Франциск настаивал на том, чтобы отложить «все личное» до следующей встречи. Он обещал, что она состоится чуть позже, в Анси.
Но встреча так и не состоялась. Никогда.
Наступившее Рождество Жанна провела в Гренобле. И, как всегда, молилась за Франсуа – главного человека в ее жизни. И вдруг в голове совершенно отчетливо прозвучало: «Его больше нет!»
Жанна вздрогнула как тогда, когда в первый раз увидела человека из своего сна на кафедре в церкви. И сразу поняла, что не ошиблась. В эту минуту его не стало. В этот миг умер святой Франциск. Удивительно, но таким же сверхъестественным образом о смерти святого было сообщено всем, кто любил его, – брату Франсуа Луи, послушнице сестре Анне Кост и племяннику Шарлю, который был опасно болен, но исцелился в минуту, когда видение дяди предстало перед ним.
Святой Франциск был одним из первых моралистов, которые действительно любили женщин. Любили в том смысле, что не принижали их и не очерняли. Высоко ценя понятие христианского брака, Франсуа де Саль советовал мужьям пользоваться своим авторитетом, никогда не прибегая к насилию.
Был у него и еще один прекрасный практический совет: «О мужья, если вы желаете, чтобы ваши жены были вам верны, подавайте им пример собственным поведением».
Он призывал мужей и жен укреплять в себе любовь друг к другу и относиться к браку возвышенно.
И, что еще удивительнее, особенно для католического священника, – Франциск советовал супругам чаще ласкать и целовать друг друга! Возможно, людей того времени подобные советы шокировали…
Франциск очень бережно относился к чувству любви, считая ее не просто состоянием души, а способом развития личности, в котором, увы, многие люди никогда не продвигаются дальше начала. Не правда ли интересный взгляд?
Безусловно, письма Франциска к Жанне де Шанталь ничуть не похожи на письма Абеляра к Элоизе. Как и письма Жанны не похожи на письма Элоизы.