Краткий словарь литературоведческих терминов
историческое событие, подвиг народного, иногда леген
дарного героя и т. д.
Г е р о и ч е с к и е и и с т о р и ч е с к и е п е с н и объ·
единялись по своему соде ржанию в циклы - своды; так
складывались на родные эпические поэмы (см.) , главы
которых сохранили название п е с н и.
Например: «Шестая песнь» «Илиады» или «Третья
песнь» «Одиссеи» Гомера; эти названия глав сохрани
лись и в поэмах XIX в. - «песни»-главы, например в
поэме «Полтава» А. С. Пушкина.
Л и р и ч е с к и е п е с н и писали почти все русские
поэты; те из п е с е н, которые просто и правдиво выра
жают переживания трудового человека, стали н а р о д
н ы м и n е с н я м и.
Много п е с е н, посвящённых н ашей Родине, р еволю"
ционной борьбе, жизни и труду советских людей, н апи
сано Демьяном Бедным, В. И. Лебедевым-Кумачом,
М. В. Исаковским, А. А. Сурковым и другими советскими
поэтами. Многие из них стали в наше время народны·
ми - их любит и ценит н а род за то, что они правдиво
передают. переживания советских людей, строящих ком
мунистическое общест.во, .за их жизнерадостность, про·
стоту и ясность стихотворн ой формы.
ПиИт или ПиИта - уста ревшее произношение слова
поэт. Так в старину называли поэтов. В н аше время это
название употребляется иронически: так говорят об ав
торах пустых, высокопарных стихов.
Пиррнхий - в античном стихосложении стопа из двух
кр атких слогов ( v v ) , в силлабо-т-оническом - сочета•
ние двух безударных слогов, - вспомогательная стопа,
заменяющая ямб или хорей, но самостоятельно не упот ..
1 14
ребляющаяся. Так, например, в пуш1шнской строке «ад"
миралтейекая игла» вместо 2-й и 3-й стоп ямба стоят
стопы п и р р и х и я; или в строке «невидимкою .луна» и
1 -я, и 3-я стопы хорея заменены п и р р и х и е м.
П л агиат (от лат. plagium - похищение) - выдача чу
жого произведения или части его за своё; литературная
кража.
Плеоназм (от гр. pleonasmos - излишество) - много
словие, излишние слова в речи, не обогащающие её
смысла и содержания. Видами п л е о н а з м а являются:
повторение одного и того же определения, но другими
словами (см. Тавтология) , эпитет, не расширяющий на
шего представления о явлении (например, тёмный мрак) :
и т. п .
Повествователь - лицо, о т имени которого ведётся
рассказ о людях и событиях в эпических и ли ро-эпиче
ских произведениях. Таким образом, между читателем и
героями рассказа, повести, поэмы или романа всегда
стоит как бы посредник - тот, кто повествует о людях и
событиях. Иногда этот п о в е с т в о в а т е л ь прямо обо
знач ается автором как лицо, ведущее рассказ (см. Сказ) .
Иногда это лицо не обозначается прямо, но и в этом
случае п о в е с т в о в а т е л ь и его характерные особен
ности проявляются в самой манере речи, и-нтонации, в
выборе эпитетов, сравнений и других оценочных формах
речи. Тем самым п о в е с т в о в а т е л ь выступает с боль
шей или меньшей отчётливостью как са мостоятельный
образ, который раскрывается именно в том, как он рас
сказывает о событиях и людях, как он к ним относится,
ч то по их поводу дум ает и чувствует. Таков, напри
мер, образ п о в е с т в о в а т е л я в «Мёртвых душах»
Н. В. Гоголя, издевающегося над теми, кого он изобра
жает, и противопоставляющего им свою веру в будущее
России.
Анализ образа п о в е с т в о в а т е л я поэтому весьма
важен и для понимания идейного содержания произведе
ния, системы его образов, и для понимания мастерства
писателя, поскольку те особенности языка его произве
дения, которые непосредственно не воспроизводят речь
персонажей, мотивированы (см. Мотивировка) образом
1 15
п о в е с т в о в а т е л я,, создают его речевую характери
стику (см. ) .
Анализ «Педагогической поэмы» А . С . Макарен ко с
этой точки зрения показывает, какое значение в ней на
ряду с образами колонистов и педагогов имеет образ
самого п о в е с т в о в а т е л я.
Повесть - один из видов эпической, повествователь
ной литературы.
В п о в е с т и в отличие от рассказа (см.) обычно
изображается не одно, а ряд событий, освещающих це
лый период жизни человека, главного действующего
лица повествования.
В п о в е с т и выступает обычно несколько персона
жей (см.) , сгруппированных вокруг героя. П о в е с т ь,
таким образом, отражает жизнь в большей её сложности,
чем она отражена в рассказе, но с меньшим много
образием характеров и событий, чем в романе (см. ) .
Н апример, «Повесть о настоящем человеке» Б . Поле
вого.
В древнерусской литер атуре п о в е с т ь ю · н азывали
всякое повествование о событиях исторической или част
ной жизни.
Например, «Повесть о взятии Царьграда», « Повесть
о Шемякином суде», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.
В XVIII-XIX вв. в России повестью часто называли
рассказ (например, «Повести Белкина» А. С . Пушкина) .
Повторение - одна из стилистиче·ских фигур (см.) :
оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних
и тех же .слов, иногда фраз, в повторении однородных
синтаксических оборотов речи, в звуковых повторениях
разных видов ( Единоначатие, Концовка, Сплетение, Риф
ма - см.) .
П о в т о р е н и е как приём поэтической речи усили
вает её выразительность, придаёт интонации характер
нарастания, снижения и т. п.
Своеобразной формой п о в т о р е н и я являются па
раллелизмы (см.) разных видов.
У М. Ю. Лермонтова:
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним
·
днём,
Клянусь позором преступJ!енья
1 16
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой ...
(«Демон».)
У Василия Князева:
Никогда, никогда, никогда
Коммунары не будут рабами ... («Песня::t.)
Погов6р ка - одИн из видов устного народного твор·
чества: общераспространённое образное выражение, мет
ко определяющее какое-либо жизненное явление. В от
личие от близких к ним по своему характеру пословиц
(см.) поговорки лишены прямого поучительного смысла
и ограничиваются образным, иносказательным определе
нием явления.
Например:
Ни пава, ни ворона.
Ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
(Народные поговорки. )
Положительный герой - см. Герой литературного про
изведения.
Портрет ( фр. portrait) - изображение в художествен
ном произведении внешности человека, его лица, его
одежды и т. п.
Иногда говорят «внутренний портрет героя», подра·