Краткий словарь литературоведческих терминов
Псалом или П сальма (гр. psalmos - песня)' - песня
религиозного содержания. В древней Руси п с а л ь м ы
исполняли нараспев нищие, прося подаяние.
П севдоклассицИзм - см. Кл ассицизм.
П севдонИм (от гр. pseudos - вымысел и onoma __.
имя) - вымышленное имя. или фамилия, которыми nод-
123
nисывают некоторые писатели свои произведения в пе:
чатн или под которы ми выступают иные актёры на
сцене.
Например, Козьм а Прутков - коллективный п с е в
д о н и м братьев Жемчужниковых и А. К:. Толстого;
М. Горький - п с е в д о н и м Алексея Максимовича Пеш
кова.
ПублицИстика (от лат. publicus - о бщественный) - в
широком смысле этого понятия все литературные произ
ведения, освещающие вопросы политики и общественной
жизни.
В отличие от художественной литературы, освещаю
щей эти вопросы в картинах жизни, образах людей, изо
бражённых в художественных произведениях, п у б л и
ц и с т и к о й в узком смысле этого слова н азывают о бще
ственно-политическую и научную литературу, посвящён
ную вопросам жизни государства и общества.
В советской литературе QСобенно развита х у д о ж е
с т в е н н а я п у б л и ц и с т и к а, статьи на общественно
политические темы, написанные в яркой, образной форме.
Например, статьи А. Н. Толстого, Л. М . . Леонова,
И. Г. Эренбурга и других писателей в годы Великой Оте
чественной войны.
Путешествие - литературное произв-едение, в котором
повествуется о бывшем в действительности или вымыш
ленном путешествии в чужой, неизвестный или малозна
комый край. В . п у т е ш е с т в и и описываются н аблю
дения, впечатления путешественника, его открытия и при·
ключения. До н ашего времени дошли книги о путеше
ствиях в древней . Греции, в средние века, в старину у нас
в России, н аписанные путешественниками, мореплавате
лями, учёными, купцами ( например, ст�ринная русская
книга «Хождение за три моря» тверского купца Афана
сия Никитина, 1 475) .
Известны многие книги о путешествиях, составленные
русскими уttёными и мореплавателями, изучавшими пес
чаные и ледяные пустыни, непроходимые горные хребты,
моря и т. п.
Широкой известностью пользуется п роизведение
И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"», в котором описано
путешествие писателя.
124
За годы советской власти создана большая бибЛио
тека п у т е ш е с т в и й, рассказывающая о героизме на
ших учёных и мореплавателей, открывших Северный по
люс, Северный морской путь, изучивших безводные земли
Каракумов, хребты Памира и т. д.
Пьеса (фр. piece) - общее название для драматурги
ческих произведений различных видов (трагедия, драма,
комедия - см. ) . Пьеоой называют также небольшое му
зыкальное произведение.
р
Раёшни к - рифмованная, уснащённая прибаутками
речь, один из видов н ародного стиха. Название произо
шло от слова раёшник - владелец р айка, ящика с рас·
крашенными картинками, которые он показывал на яр
марках через увеличительные стёкла.
Показ картинок сопровождался рифмованной, насы
щенной прибаутками речью.
Таким стихом написаны пьесы для кукольного теат
ра и старинные русские народные пьесы, например
«Царь Максимилиан:»
Я не есть царь русский,
Не король французский,
Не король шведский
И не султан турецкий -
А я есть сам грозный Максимилиан,
Царь римский,
Наместник египетский и индийский,
Владелец персидский,
В пышной столице от матери родился,
На своей супруге, королеве Трояне, женился,
От которой сын Адольф у меня родился ...
В период Великой Отечественной войны раёшник
пользовался значительной популярностью в солдатской
среде («Заветное слово Фомы Смыслова, русского быва
лого солдата» С. Кирсанова, «Дружеские беседы, как
добиться победы» В. Владимирова и др. ) .
РазвЯзка - положение действующих лиц, которое
сложилось в произведении в результате развития изобра
'жённых в нём событий, - заключительная сцена.
125
Например, сцена получения известия о приезде на
стоящего ревизора в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор».
Размер стиха ( метр, метрическая схема) - число и
порядок чередования ударных и безударных слогов в
стопах силлабо-тонического стиха (см.) . Размер стиха
получает своё название от н азвания стопы.
В русском силлабо-тоническом стихе р азличают р а з
м е р ы: двусложные (хорей, ямб - см.) и трёхсложные
(дактиль, анапест, амфибрахий - см.) .
Своё название эти стопы получили от н азвания внеш
не схожих с ними размеров античного метрического сти
хосложения (см. ) .
Рапсбд ( гр. rhapsodos, от rhaptб - сшиваю, бdё
песнь) - странствующий певец-сказитель в древней Гре
ции, испол нявший в сопровождении игры на лире народ
ные сказания о легендарных героях и богах, песни «Или
ады» и «Одиссеи» Гомера и др. Песнь в его испол нении
называлась р а п с о д и я. В музыке р а п с о д и е й назы
вают произведение на тему народных песен и плясок.
Рассказ или Новелла - один из видов эпической, по
вествовательной литературы, малая её форма, - неболь
шое художественное произведение, посвяЩённое обычно
отдельному событию в жизни человека, без детального
изображения того, что с ним было до и после этого со
бытия.
Р а с с к а з отличается от повести, в которой обычно
изображают не одно, а ряд событий, освещающих целый
период в жизни человека, и в этих событиях принимают
участие не одно, а несколько более или менее детально
обрисованных действующих лиц. Искусство писателя в
рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из
жизни человека раскрывает существенные, типические
черты жизни. Например, р ассказы «Унтер Пришибее.в»,
«Спать хочется» А. П. Чехова, «Челкаш » А. М. Горького.
РеалИзм (от л ат. realis - вещественный ) - основной
метод искусства и литературы. Его основа - принцип
жизненной правды, которым руководствуется художник
в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и
верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жиз· .
Ц6
ненное правдаподобие в изображении событий, людей,
предметов вещного мира и природы таки ми, какими они
являются в самой действительности.