Краткий словарь литературоведческих терминов
«Реализм, - писал Фридрих Энгельс, - подразуме
вает, помимо правдивости деталей, правдивость воспро
изведения типичных характеров в типичных обстоятель
ствах», имея в виду, что типическое (см.) ·- это наиболее
верное, характерное, то, в чём с наибольшей полнотой
обнаруживаются закономерности жизни-, сущность жиз
ненного явления.
Наибольшего развития р е а л и з м достиг в XIX в.,
в особенности благодаря деятельности великих русских
писателей-,реалистов, создавших галерею бессмертных
положительных и отрицательных художественных обра
зов (см. Герой литературного произведения) .
В искусстве прошлого в большей мере развит так на
зыва�мый к р и т и ч е с к и й р е а л и з м. Писатели
критические реалисты (например, Н. В. Гоголь) - глу
боко и правдиво изображали главным образом отрица
тельные явления жизни, чтобы возбудить в читателях
протест против них. Они отстаивали свои идеалы, пока
зывая те отрицательные явления, которые меша.rш этим
идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей
стремление бороться со всем отрицательным в действи
тельности. Поэтому в их произведениях основное значе
ние имело критическое изображение жизни. Но в основе
к р и т и ч е ·С к о г о р е а л и з м а лежали положительные
.идеалы - патриотизм, сочувствие угнетённым на родным
. массам, поиски положительного героя в жизни, вера в
светлое будущее России ( «Мёртвые души» Гоголя, на
пример) .
В социалистическом обществе, где идеал передового
писателя осуществляется в действительности, возник но
вый и высший тип реализма - с о ц и а л и с т и ч е с к и й
р е а л и з м · (см.) .
Редакция (от лат. - redactus - приведённый в поря
док) - обработка рукописи какого-либо произведения
для печати, выработка окончательного текста произведе
ния. Произведение, доведённо·е писателем до заверше
ния, · иногда в процессе окончательной отделки или под
готовки к переизданию - р е д а к т и р о в а н и я - под
вергается существенным изменениям.
127
Таким образом появляются различные пеЧатные р е- ·
д а к ц и и, или варианты (см. ) , одного и того же произве
дения. Таковы, например, первая и вторая р е д а х ц и и
пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф».
Реднф - слово или группа слов, повторяющиеся в
восточной поэзии вслед за рифмой в каждом стихе. Р е
д и ф образует таким образом своеобразный припев
(см. Газель) .
Резонёр (от фр. raison - разумное основание) - пер
сонаж в античной драме, комедии или в старинном ро
мане, не примимающий участия в развитии действия, а
·рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходя
щих событиях, действующих лицах, историческом вре
мени и пр. В речах р е з о н ё р а выражал своё мнение
автор.
Этот персонаж постоянно вводился в произвед€ниях
КЛаС{;ИЦИЗМа (см.) .
Р е з о н ё р о м является Стародум - один из персо
пажей в комедии Фонвизина «Недоросль» ( 1 782) .
В настоящее время р е з о н ё р о м и ногда также на
зывают действующее лицо в произведении, которое слиш
ком подчёркнуто и без достаточной художественной мо
тивировки передаёт мысли автора.
Ремарка (фр. remarque) - пояснение, которое даёт
автор в драматургическом прои зведении, описывая, как
он себе представляет внешность, возраст, поведение, чув-
·ства, же�ты, интонации действующих лиц, обстановку
на сцене. Р е м а р к и являются указаниями для испол- ·
пителей ролей и режиссёра, ставящего пьесу, пояснение·м
для её читателей.
·
Реплик·а ( фр. replique) - краткий. ответ действую
щего лица в произведении на речь другого участника
изображённой сцены. Р .е п л и к о й называют также по
следние слова актёра, вслед за которыми другой актёр
в пьесе произносит слова из своей роли.
Рефрен (фр. refrain) - стихи, повторяющиеся в сти
хотворении после каждой строфы или после определён
ного их сочетания - см. Припев.
128
Рецензия � см. Отзыв.
Речевая характерцетика - см. Характеристика ре
чевая.
Ритм (гр. rhytmos - соразмерность) - систематиче·
ское, мерное повторение в стихе определён ных, сходны.:{
между собой единиц речи: чередование долгих и корот
ких слогов в античном стихосложении (см. ) , чередова
ние уда рных и безударных слогов в силла бо-тоническом
стихосложении (см . ) , чередование ударных слогов (вн�
з ависимости от количества безударных) в тоническом
стихосложении (см.) и т. п. Такое чередование придаt:т
стихотворной речи в отличие от всякой другой р азмерен
ность, особую её организованность и является одним из
отличительных признаков стихотворной речи.
Возникновение стихотворной ритмической речи свя
зано с трудовыми процессами, ра ботой человека в самом
р аннем периоде его развития. Известно, что ритмичность,
мерность движения облегчает и организует р аботу. По
втqрные восклицания, сопровождавшие коллективный
труд группы людей, складывались в р абочие песенки,
напоминающие по своему характеру нашу старинную
трудовую песню «Эй, ухнем», которую пели бурлаки, р а
бочие, з абивающие сваи, грузчики при перевалке боль·
ших тяжестей и т. п.:
3 а п е в а л а. Да вы, ребнта, бери дружно!
Тащить еваюшку нам нужно.
Х о р.
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зелёная, сама пойдёт,
Идёт-идёт, идёт·идёт, идёт-идёт!
3 а п е в а л а. Да вы, ребята, не робейте!
Свою силу не жалейте!
Х о р.
Эх, дубинушка, ухнем! .. И. т. д,
Первоначально слова такой р абочей р и т м и ч н о й
nесни были неотделимы от её н апева и жестов, вместе с
которыми они и возникали во время трудовых процессов.
В последст.вии такие песни исполнялись уже не во время
работы, а на народных праздниках в сопровождении же
стов, изображающих трудовой процесс; из этих жестов
постепенно возникала мимическая сцена - танец. С те
чением времени слова и мелодия, слитые в песню. отде-
б l(p. словарь литерат, терминов
129
лились от трудового жеста и от танца. Сохранив свою·
ритмичность, они приобрели са мостоятельное существо1
ванне в р и т м и ч н о й речи, из которой развился стих
как мерная, р и т м и ч е с к а я речь.
Риторика или Рет6рика (от гр. rhёtor - оратор) - так
называли в старину специальную науку о красноречии"
ораторском искусстве; в наше время р и т о р и к а - осу·
ждающее определение напыщенного, внешне красивого,
но малосодержательного произведения, речи и т. п.