Краткий словарь литературоведческих терминов
РиторИческий воnрос (от гр. rhёtor - оратор) - одна
из стилистических фигур (см. ) : оборот поэтической речи.
состоящий в высказывании утверждения в вопроситель1
ной форме.
Например:
Иль нам с Европой сnорить ново?
Иль русский от nобед отвык?
(А, С. П у ш к и н, Клеветникам России.)
РИфма (от гр. rhythmбs - соразмерность, согласован�
ность) - совпадающее, созвучное окончание двух или
нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм
(см.) стиха.
Полное созвучие или точная р и ф м а определяется
совпадением последнего гласного в слове (начиная со
слога, на который падает последнее ударение в стихе) и
следующих за ним согласных.
Отсутствие созвучия ударных гласных, несовладение
их, хотя следующие за ними согласные и совпадают, даёт
д и с с о н а н с (см.) или к о н с о н а н с.
Н е п о л н у ю р и ф м у даёт несовладение согласных,
следующцх за созвучием ударных гласных, - такая не
полная рифма называется а с с о н а н с (см. ) .
Р и ф м у, в которой созвучны звуки, предшествующие
конечному ударному гласному, называют о п о р н о й.
В зависимости от расположения ударения в оконча
нии слова р и ф м ы бывают: м у ж с к и е - с уда рением
на последнем слоге в строке; ж е н с к и е - с ударением
на втором от конца строки слоге; д а к т и ., и ч е с к и е
с уда рением на третьем от конца слоге и г и п е р д а к
т и л.:и .ч е с к и е - с ударением на четвёртом и дальше от ..
130
конца слоге. Н апример : испЫтывая - рассчИтывая, ск6•
вывающая - о чаровывающая.
По расположению в строках различаЮт р и ф м ы:
п а р н ы е, или с м е ж н ы е, связывающие смежные стро
ки ( по схеме - аа, бб) ; п е р е к р ё с т н ы е - рифмующие
лервую и третью, вторую и четвёртую строки (по схе
м е - аб, аб) ; о х в а т н ы е, или о п о я с а н н ы е, - риф•
мующие в четверостишии первую и четвёртую, вторую и
третью строки ( по схеме - аб, ба) .
Р и ф м ы бывают, кроме того, д в о й н ы е, т р о й н ы е,
ч е т в е р· н ы е (рифмующие одной и той же рифмой две,
три, четыре строки) и т. д. Иногда одинаков ая р и ф м а
повторяется во всех строках стихотворения. Такое стихо
творение с одной повторяющейся рифмой назыв ается
м о н о р и м (см . ) .
·Р азличают р и ф м ы п р о с т ы е (весна - красна,
странники - изгнанники) и с о с т а в н ы е, состоящие из
двух-трёх слов. Такая с о с т а в н а я р и ф м а часто
встречается в стихах В . В. Маяковского: копейка - по
пей-ка, на гратш я - играние, от бога я - .мифология,
.мало горя и.м. - категории.
Роды л итературы - см. Литература.
:�оман ( фр. roman) - один из видов эпической, по
вествовательной л итературы - произведение, которое от
р ажает сложный жизненный процесс, большой круг жиз·
ненных явлений, показанных в их развитии. Картины че
ловеческой жизни в р о м а н е даны в их сложности и
м ногс:>гранности. В событиях, изображённых в р о м а н е,
в отличие от повести и рассказа (см.) , обычно прини
мает участие много действующих лиц, судьбы и и нтересы
которых сталкиваются и переплетаются. Жизненный путь
человека; его ха рактер . в р о м а н е освещается, таким
образом, в различные периоды человеческой жизни в
разнообразных её проявлениях.
·
Р о м а н о м (фр. сопtе romaп - романский рассказ)· в
X I I-X I I I вв. называл и в Европе рассказ, написанный на
одном из романских язы ков (французском, итальянском,
португальском ) , в отличие от произведений, которые в те
в ремена обычно п исали по-латыни. С течением времени
nрилагательное «романский» стало существительным, и
название р о м а н стало определять произведение боль·
131
шой формы эпической , повествовательной литературы,
Например, р о м а н ы Л. Н. Толстого «Анна Каренина»,
« Воскресение»; А. М. Горького «дело Арта моновых»;
А. Н. Толстого «Пётр l».
Р о м а н ы различают по их основной тематике: исто
рические, социальные, философские, семейно-бытовьiе,
nриключенческие и т. п.
Иногда действующие лица одного р о м а н а или
nьесы остаются действующими лицами другого и объ
единяют эти произведения в д и л о г и ю (два романа ) ,
т р и л о г и ю (три романа) и даже целый ц и к л р о
м а н о в.
Таковы, например, т р и л о г и и К. А. Федина «Пер
вые радости», «Необыкновенное лето», « Костёр» и
А. Н. Толстого «Хождение по мукам» - «Сёстры», « Во
семнадцатый год», «Хмурое утро» ; ц и к л р о м а н о в
французского nисателя О. Бальзака «Человеческая
комедия»; nример драм атической д и л о г и и - nьеса
А. Толстого «Иван Грозный» ( «Орёл и орлица» и «Труд•
ные времен а») .
Роман, освещающий особенно сложный и богатый
жизненный материал, охватывающий целую эпоху, носит
название р о м а н а - э n о п е и .
Такими э п о п е я м и являются романы: Л. Н. Тол
стого « Война и мир», А. М. Горького «Жизнь Клима
Самгина», М. А. Шолохова «Тихий Дою>.
Романс (фр. romance) - небольтая музыкальная
пьеса для пения. Так называют также небольтое певучее
лирическое стихотворение, обычно посвящённое мимо
-лётным настроениям, любов1iым переживаниям и т. п.
На пример, стихотворение И. С . Тургенева :
Утро туманное, утро" седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые ..•
РомантИзм - в искусстве и литературе художествен
ный метод, состоящий в стремлении писателей противоnоставить неудовлетворяющей их действительности не
обычные, отступающие от внешнего правдаподобия об
разы и сюж€ты, рождённые мечтой художника.
J32
Отсюда произошёл и самый термин р о м а н т и з м �
от прилагательнt>го « романичес�_<ИЙ» - «как в романе, в
книге», а не как в жизни. Художник-романтик стремится
выразить в своих образах то, что он хочет видеть в
жизни, что, по его мнению, должн.о быть в н.ей основным
и определяющим.
Таков р о м а н т и з м М. Ю. Лермонтова, противоnоставившего эпохе николаевской реакции после пора
жения декабристов образ борца за свободу - Мцыри.
Он был создан не на основе господствующих явлений
жизни того времени, а на основе мечты художника о
борьбе с николаевской реакцией, на основе творческого
вообр ажения поэта, улавливавшего отнюдь ещё не гос
подствовавшие, но уже существовавшие революционные
настроения · nередовых представителей русского обще
ства тех лет; эти настроения позднее выросли в широкое
для того времени общественное движение революцион
ных демократов.
В зависимости от исторических условий р о м а н
т и з .м получает различный характер.
Если художник борется в своей мечте за движение
вперёд - р о м а н т и з м в его творчестве является п р о