Краткий словарь литературоведческих терминов
С а т и р о й н а ца рский строй, крепостническое и бур
ж у а з н ое
об щество
были
п р о и з ведения
Н. В.
Гоголя
( «Мёртвые д у ш и » , « Р евизор » ) , М . Е. С алтыкова -Щедри
на ( « И ст о р и я одного города », « С ка з к и » и др . ) .
С а т и р о й в у з к о м с м ы сл е слова
н а з ы в а ют стихо
т в о р е н и я
о б л и ч ител ь н о го
х а р а ктер а .
Т а ки е
с а т и р ы
n и с а л и ещё д р е в н е р и м ские поэты Г о р а ц и й , Ю в е н а л .
В
русской
поэзии
из вестны
с т и х о т в о р е н и я
с а т и р ы А. С. П у ш к и н а ( « Н а выздоровление Л укулла»
и .др . ) , М . Ю . Л е р м онl'ова
( « Первое я н в а р я » , «дум а »
и др . ) , Н . А. Некрасова ( « Р ы ц а р ь н а час», « Р а з м ы шле
ния у п а р адн ого подъезда» .и др . ) .
В советской л итературе бол ь ш о й о б л и ч а ю щей силы
дост и г а л « г р оз н ы й с мех» В. В . М а я ковского, как н а зы
в а л поэт с в о и с а т и р и ч еские ст ихи, н а п р а вл е н н ые п ротив
в р а го в советского строя, а м е р и к а нских и м пе р и а л и стов и
б у р ж у а з н о го З а п а д а , а т а кже пе режиткав к а питализма
в соз н а н и и советск и х людей.
С а т и р а и м еет большое з н а ч е н и е в советской лите
р атуре и н а ш и х дней - в социалистическом об ществе,
где л и кв и ди р о в а н ы эксплуататорские к л а с с ы , но п родол
ж а ется б о р ь б а нового с отж и в а ю щ и м ста р ы м , с . влия
н и е м б у р ж у а з н о й идеологии ( с м . ) , с пе режитка м и капи·
т а л и з м а в соз н а н и и л юдей и быту, с нечест н ы м отноше
н и е м. I< свои м о бщественны м обязан ностям, к государ
с т в е н н о й собстве н н ости, к труду.
Свободный стих или ВерлИбр ( фр. vers libre - с во·
бодны й сти х ) - стих, в кото р о м п роизвольно количество
у д а р н ы х и безуд а р н ы х слогов; не обяз ател ьно оди н а ко
вое ч и сло уда р е н и й в стихотво р н ы х стр о к а х ; нет повто
р я ющих·ся единооб р а з н ы х стр о ф ; может не быть и риф
мы. В его основе лежит однород н а я си нта ксич е с к а я о р г а
н из а ц и я , оп редел я ю щ а я однородную и нто н а ци ю , с кото
р о й
п ро и з носят
к а ждую из стихотв о р н ы х
ст р о к - ф р а з
с в -о б о д н о г о с т и х а. Эта повторяющаяся интонация,
в ы р а ж ен н а я в схожем с и нт а ксич еском построении ф р а зы ,
и определяет своеобр азный ритм стихотворения. С в о
б о д н ы й с т и х в п е р в ы е ста л и п р и менять в конце XIX
н ач а л е
ХХ в. в Бельгии Эмиль Верхарн, в России --:.
А. А. Фет, А. А. Блок, В. Я. Брюсов. Например, стихо
т в Q р е н и е А. А. Блока «Она п р иш.7Iа с мороза раскраснев- .
ш а яс я .. . »
137
,СентименталИзм
(фр. sentimental
чувствитеЛf.,·
-
ный) - литературное течение в европейской литературе
конца XVI I I - н ачала XIX в., возникшее первоначально
в Англии и отразившее борьбу подымающейся буржуа
зии с феодализмом .
В с е н т и м е н т а л и з м е находил своё выражение
протест против развращённых нравов дворянской а ри
стократии, которым противопоставлялась жизнь ремес
ленников, купцов, крестьянства, сочувствие угнетённым
и униженны м феодализмом.
Как литературное течение с е н т и м е н т а л и з м вы
ступил против отвлечённости и рассудочности произведе
ний классицизма (см. ) .
Для с е н т и м е н т а л и з м а характерно стремление
изобразить человеческую психологию, но изображение
человека в произведениях с е н т и м е н т а л и с т о в отли
чалось преувеличенной чувствительностью.
На иной социальной основе с е н т и м е н т а л и з м
возник в русской литературе конца XVI I I в . . Его основ
ные представители - Н. М. Кара мзин («Бедная Лиза») ,
И . Ф. Богданович («Душенька») и др. - выразили глав
ным образом настроения дворянства в эпоху уси.тшваю
щегося буржуазного развития России, с одной стор0ны,
и обостряющегося освободительного крестьянского дви
жения - с другой. Отсюда одной из характерных черт
русского с е н т и м е н т а л и з м а является фальшивое
изображение деревни, крестьянства, идеализация кре
постнического строя.
Однако внимание с е н т и м е н т а .л и .с т ь в к пси.хо
логии человека сыграл.о и положительную рол ь в р азви
тии :РУССКОЙ литературы.
Некоторые исследователи относят к с е н т и м е н т а
л и з м у и творчество А. Н . Радищева. Но творчество
этого лисателя-революционе\)а - совершенн0 особое яв
ление, по своему идейному содержанию прямо противо
положное с е н т и м е н т а л и з м у и близкое этому ли
тературному течению только своим психологизмом.
СиллабИческое
стихосложение (от гр. sillabё
слог) - система стихосложения, в основу которого поло
жено одинаковое число слогов в стихотворной строке
. . (в русском силлабическом стихе обычно 1 3) , с отчётли
вым ударением в середине стихотворной строю-t { н а ше-
138
€ТОМ или седьмом слоге) и на предпоследнем слоге в
стихе.
Стихи связаны смежной, обычно женской, рифмой.
С и л л а б и ч е с к и м с т и х о м написаны произведения
русской поэзии XVI I � начала XVI I I в. Например:
Уме недозрелый, nлод недолгой науки!
Покойся, не nонуждай к перу мои рукю
Не nисав, летящи дни ·века nроводити
Можно и славу достать, хоть творцом не слыти.
(А. Д, К а н т е м и р, К уму своему.)
В 30-х годах XVI I I в. весьма распространённое в
России с и л л а б и ч е с к о е с т и х о с л о ж е н и е смени
лось силлабо-тоническим стихосложением (см. ) . Силла
бический стих существует и в наше время в польской,
французской, сербской поэзии.
Силлабо-тоннческое стихосложение (от гр. sillabё
слог, toпos - ударение) .,_ система стихосложения, кото
рая определяется количеством слогов, числом уда рений
и их расположением в стихотворной строке. Эта система
получила распространение в России с 30-х годов XVI I I в.,
nосле реформы русского стихосложения, проведённой
Т редиаковским и в особенности Ломоносовым (ранние
примеры силлабо-тонического стихосложения относятся
·
ещё ко второй половине XVI I в. ) , С тех пор с и л л а б о
т о н и ч е с к о е с л о г е у д а р н о е с т и х о с л о ж е н и е
является основным в русской поэзии. Расположение
ударных и безударных слогов в с и л л а б о · т о н и ч е
с к о м с т и х е напоминает расположение долгих и крат
ких слогов а нтичного стихосложения (см. ) , поэтому
названия стоп этого стихосложения применяются в с и л·