Краткий словарь литературоведческих терминов
л а б о · т о н и ч е с к о м с т и х е, в котором условно не
ударный слог приравнен к античному краткому, а удар
ный - к долгому.
В с и л л а б о - т о н и ч е с к о м с т и х е по названиям
стоп, которые его образуют, различают пять основных
р азмеров: двусложные: ямб v-', хорей -'v; трёхслож
ные: дактиль -'v v , амфи брахий v-'v и анапест
,
.
. v v - .
В с и л л а б о - т о н и ч е с к о м с т и х о с л о ж е н и и
иногда стих лишён рифмы, и в этом случае он называется
б е л ы м с т и х о м (см.).
139
Снмсол (от гр. symbolon - условный
4
ный знак для члеt�ов тайной организации у древних гре
ков) - один из тропов (см.) , состDящий в замещении
н аименования жизненного явления, nонятия, предмета в
поэтической речи иносказ ательным, условным его обо
значением, чем-либо н апоминающим это жизненное яв
ление.
Например: заря, утро - с и м в о л ы молодости, на
чала жизни; ночь - с и м в о л с мерти, конца . жизни;
снег - с и м в о л холода, холодного чувства, отчуждения
и т. д.
Система с и м в о л о в, в которые вкладывался особый
мистический смысл, лежала в основе условного, иска
жающего действительность и�ображения жизни, харак
терного для символизма (см.) - литер атурного течения
упадочной дворянеко-буржуазной л итературы конца
XIX - н ачала ХХ в.
С и м в о л о м называют также художественный об
р аз, воплощающий в себе с ·наибольшей выразитель- .
ностью хар актерные черты какого-либо явления, его
определяющую идею.
СимволИзм (от гр. symbolon - условный знак)
реакционное течение в дворянеко-буржуазной литера
туре, возникшее в конце XIX - н ачале ХХ в. во Фран
ции и в России.
С и м в о л и з м выр ажал упадок загнившей буржуаз
ной культуры; в Р оссии с и м в о л и з м возник как
лит�ратурное течение в период н азревания первой
русской революции 1 905 г., отражая ненависть бур
жуазно-дворянского общества к революции, стр ах перед
ней.
Для с и м в о л и з м а, как одного из явлений дека
дентства (см.) , характерн ы проповедь крайнего индиви
дуализма и мистики, уводивших читателей от вопросов
современности; отрицание общественного н азначения ли
тературы; воспевание смерти, отвр ащения к жизни, лю
бование бессодержательной изысканной формой. В ос
нове условного, искажающего действительность изобр а
жения жизни, . характерного для с и м в о л и з м а, ле-
· жала систем а символов (см.) , в которые вкладывался
особый мистический смысл: они имели своей целью убе
дить читателя в существовании потустороннего мира ,
140
·сверхъестественных сил, якобы управляющих жизнью,
и т. п.
С и м в о л и з м выступил в русской литературе как
воинствующая антиреал истическая группировка, и в ху
дожественном творчестве, и в критике, и в теории лите
ратуры, яростно на падавшая на всё передовое и револю
ционное в общественной жизни.
С этим литер атурным течением, отр ажавшим распад
буржуазно-дворянского общества, боролась партия боль
шевиков и демокр атический лагерь литературы во гл аве
с А.. М. Горьким. Горький создал сатирический образ
поэта-символиста С мертяшкина.
Перед первой мировой войной наиболее тал антливые
и чуткие писатели - Александр Блок и Валерий Брю
сов - отходят от с и м в о л и з м а. С другой стороны,
с и м в о л и з м в русской литературе в это время вытес
няют другие реакционные воинствующие «школки» упа
дочной буржуазно-дворянской поэзии : акмеизм (см. ) ,
футуризм (см.) - и с и м в о л и з м постепенно сходит со
сцены, сохраняя, однако, в течение долГих лет своё
вредоносное влияние на поэзию, с которым советские
л итераторы вели непримиримую борьбу.
Ушедший из рядов с и м в о л и с т о в поэт А. А. Блоi<
приветствовал ВеЛикую Октябрьскую социалистическую
революЦию; nоэт В. Я. Брюсов после революции вступил
в ряды Коммун истической nартии.
Синекдоха ( гр. synekdochё) - один из тропов (см.) ,
состоящий в замене наименования явления названием
его части вместо целого (наnример : Москва - вместо
Россия ) , единственного числ а вместо множественного
(человек вместо люди) или, наоборот, целого вместо
ч асти, м ножественного числа вместо единственного.
С и н е к д о х а - один из видов метонимии (см. ) .
Синоним (гр. synбnymos - однои мённый) - слово, от·
л ичающееся от другого слов а своей звуковой формой, но
совпадающее с ним или очень близJ<ое ему по своему
значению. Н апример: с и н о н и м ы слова милый: доро
гой, хороший, близкий и т. д.
Используя . с и н о н и м в художественной литературе,
nисатель добивается уточнения изобр ажения жизнен-ного
явления, подбир ает слово, передающее с н аиболршей
точностью необходимый ему оттенок смысла, интон ации.
l4J
и одновременно слово, необходимое ему по звучанию в
контексте произведения.
Испр авления в рукописях показывают, с какой на•
стойчивостью добивается иногда писатель этой точности
о п ределения, с каким упорством ищет он необходи мый
ему с и н о н и м.
Ситуация - (от фр. situs - расположение) - жизнен.
ная обстановка, которая складывается в различных
эпизодах художественного произведения в результате
взаимоотношений и борьбы действующих лиц. Напря
жённой с и т у а ц и е й, наnример, можно назвать nоло
жение действующих лиц комедии Н. В. Гогол я «Реви
зор», когда они узнают о nр иезде н астоящего ревизора.,
Сказ - повествование, ведущееся в произведении в
хар актерной манере, с оборотами речи того лица, от
имени которого ведётся рассказ. Таким с к а з о м, ха
рактеризующим образ повествователя (см.) , н аписаны,
например, некоторые произведения Н . С. Лескова; в
форме повествования старухи-цыганки н аписан рассказ
А. М. Горького «Старуха Изергиль» и сказ слепого ни
щего - легенда «Хан и его сын».
Известны уральские с к а з ы советского Писател я
П. П. Бажова. ·
С к а з а м и называются также произведения устного
н ародного творчества повествовательного характер а, из
ложенные своеобразной прозаической мерной речью. Та
ковы, например, некоторые сказки.
Сказание или Легенда - художественное произведе·
ние, иногда в форме фантастической сказки, ·в основе ко- .
торого лежит происшествие, имевшее м есто в действи-<
тельности, или историческое событие. Таково, например,
фантастическое народное «Сказание о невидимом граде
Китеже»- городе, якобы укрывшемся под земл�Ш. чтобы
не покориться татарскому захватчику - хану Б атыю ..
С к а з а н и е, кроме того, - один из видов древнерус