Краткий словарь литературоведческих терминов
ской повествов ательной литературы, произведение леген
дарного характер а об историческом событии. Например:
«Сказание о конце Новгорода» (XV в.) или «Сказание о
ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ» (XVI в.) ,
'142
СказИтел ь - русский н ародный поэт-певец, исполни•
тель произведений народного творчества - былин, исто�
рических песен (см.) , - «сказывающий» сказки (см. ) "
и т. п.
В л итературе известны знаменитые с к а з и т е л и бы
лин: И. Т. Рябинин, М. Д. Кривополенова и др.
В советское время широкую известность получила
с к а з и те л ь н и ц а Марфа Крюкова.
Сказка - один из видов н ародной повествовательной
литературы: произведение в прозе или - реже - в сти�
хах, в котором идёт речь о вымы шленных событиях"
иногда фантастического характер а.
Н а р о д н ы е с к а з к и - одна из самых древних и
р аспространённых форм устного творче<;тва у всех наро
дов, отр ажающая их воззрения, черты национального
характера, классовые отношения, старинный быт. По
своему содержанию н а р о д н ы е с к а з к и весьма раз
нообр азны: богатырские, бытовые, сказки о животных
и т. п.
С к а з к и бывают сатирические, юмористические,
фантастические. С к а з к а преследует либо поучитель�
ные цели, либо «сказывается» для р азвлечения слушате�
лей - взрослых и детей. В многочисленных сатирических
с к а з к а х русский народ с большой силой р азобл ачал
парекое с амодержавие и крепостничество, изображая
глупых и злобных парей, продажных царских чиновни�
коВ', спесивых и жадных бар, купнов-обманщиков и т. п.,
Наряду с этим некоторые из с к а з о к, сЛоженные в н а•
роде под гнётом царского крепостнического строя, отра•
жают искажённые воззрения, внушённые господствую
щими кл ассами.
С к а з к и литературные писали м ногие русские и
иностранные писатели, используя н ародные сказочные
мотивы или создавая свои оригинальные с к а з к и. Ши
роко известны глубокие по содержанию и совершенные
по форме с к а з к и А. С. Пушкина, «Конёк- Горбунок»
П. П. Ершова, сатирические с к а з к и М. Е. Салтыкова�
Щедр ива, политические с к а з к и А. М. Горького.
Из и ностранных «сказочникvв» известны датский пи�
сатель Андерсен, немепкие писатели бр атья Гримм, Гауф,
французский «сказочник» Перро - автор .< Кр асной Ша�
ПОЧКИ», И др,
143
Скальд - на родный певец у скандинавских народов ..
С к а л ь д ы слагали в V I I-X вв. песни о битвах и nо
ходах конунгов, вождей нормандских племён, и викин
гов - средневековых воинов-купцов, р азбойничавших на
море. Позже, в XII-XV вв., с к а л ь д а м и называли
придворных поэтов, слагавших вычурные и «изыскан
ные» посл ания и песенки, воспевающие похождения ры
царей, их «дам сердца>> и т. п.
Скандбвка, скандиров<fть (от л ат. scandere - подни
маться) - читать стихи, подчёркивая голосом их р азмер
н отчётливо выдел яя каждый ударный слог в стопе.
Скетч (а нгл. cketch � набросок) - короткое театраль
ное представление шутливого или с атирического харак
тера, построенное на неожиданных забавных положе
ниях. Обычно исполняется н а открытой эстр аде, на арене
цирка, в театрах миниатюр.
Скороговорка - быстро произносимые слова, на ко
торых не останавливается внима ние. С к о р о г о в о р·
1( о й называется также шутл ивая фраза, намеренно по
строенная на сочетании трудно произносимых вместе
СЛОВ; ПрИ ИХ быстром ПрОИЗИеСеНИИ вслух, два ИЛИ три
раза подряд без остановки, обычно путают слова, что
вызывает смех. Н апример : На дворе трава, на траве
дрова.
СлавянИзм - один из видов архаизма (см.) , слово
церковносл авянского языка, вышедшее из употребления
в общенациональной русской речи. С л а в я н и з м ы ис
пользуют в художественном произведении как средство
выразительности в речи лиц, действовавших в историче
ском прошлом нашей родины, для н аименования пред
метов старинного обихода, для придания поэтической
речи торжественности или, н аоборот, с иронической
целью, иногда в пародии (см.) , осмеивающей фальши
вые интонации в произведении, и т. п.
Так, например, использует с л а в я н и з м ы В. В. Ма-
яковский в торжественном привететвин революции:
• . .днс>сь
небывалой сбывается былью
социалистов великая ересь!
.(«Революция».)
JH
Или иронически, в сатире, Демьян Бедный :
Инда дух у святого отца за хватило,
Восхищённый доходов грядущих делением,
Рек владыка попу с умилением:
«Ладно, отче! Зело я тобою доволен . .
. »
( «0 попе Паикрате и тётке Домне�.)
« Слово» - так называли в старину речь поучитель
ного характера по какому-либо значительному поводу.
На nример: « Слово nохвальное о флоте Российском:.
Феофана Прокоповича (XV I I I в.) .
«Слово» означало также «сказание», «повесть», на·
пример «Слово о полку Игореве».
Словесность - уста ревшее определение устного или
п исьменного творчества. Устное на родное творчество
называли н а р о д н о й с л о в е с н о с т ь ю; теорию ли
тературы, литературоведение - т е о р и е й с л о в е с н о
с т и.
Слог - звук или сочетание звуков в слове, произно
симое одним выдыханием, - первичная ритмическая еди
ница в стихотворной мерной речи. С л о г и в стихе раз
личаются : по долготе и кр аткости их . nроизношения в
античном стихосложении (см. ) ; по их качеству - удар
ные и безударные (слоги, на которые падает или не nа
дает ударение в слове) - в силлабической (см. ) , сил
л або-тонической (см. ) , тонической (см.) систем ах стихо
сложения.
Разнообразные сочетания с л о г о в обр азуют стопы
(�м.) в а нтичном и силл або-тоническом стихосложении.
Иногда с л о г о м называют также м анеру писателя
писать, излагать свои мысли. Говорят: «высокопарный
СЛОГ» ИЛИ «ДОСТуnныЙ, ЯСНЫЙ СЛОГ» И Т. П.
Содержание и форма в литературном произведении.
С о д е р ж а н и е м литер атурного произведения является
отражённая в нём жизнь, жизненные явления, которые
определяют в произведении его тему (см. ) . Эти жизнен
ные явления осознаются и изобj) ажаются писателем с
оnределённой точки зрения, которая в свою очередь
о nределяет идею (см.) произведения.
Эта идейно-тем атическая основа, определяющая с о
д е р ж а н и е произведения, р аскрывается п исателем в
145
ж изненных картинах, в поступках и переживаниях дей
ствующих лиц, в их хар актерах.
Люди, таким образом, изображаются в определённых
жизненных обстоятельствах, как участники развиваю
щихся в произведении событий, составляющих его сю
жет (см. ) .
В з ависимости от изображённых в произведени и об
стоятельств и хар актеров строится речь действующих в
нём лиц и речь автора о них (см. Авторская речь) , т. е.
язык произведения.