Краткий словарь литературоведческих терминов
Следовательно, с о д е р ж а н и е определяет, мотиви
рует выбор и изображение п исателем жизненных кар
тин, характеров действующих лиц, сюжетных событий,
композицию произведения и его язык, т. е. ф о р м у
литературного произведения. Благодаря ей - жизнен
ным картинам, комп озиции, сюжету, языку - с о д е р
ж а н и е проявляется во всей его полноте и р азносторон
ности.
Ф о р м а произведения, таким образом, неразрывно
связана с его с о д е р ж а н и е м, определяется им; с дру
гой стороны - содержание произведения может про
явиться только в определённой ф о р м е.
Чем талантливее писатель, чем свободнее владеет он
литературной ф о р м о й, чем совершеннее изобр ажает
жизнь, тем глубже и точнее р аскрывает идейно-темати
ческую основу своего произведения, достигая е д и н
с т в а ф о р м ы и с о д е р ж а н и я.
Е д и н с т в о с о д е р ж а н и я и ф о р м ы - необхо
димое условие художественности (см.) произведения.
Сонет (от и т. soneto) - один из видов сложной стро
фы (см. ) , которая по правилам, установленным в сред
ние века в Италии, должна состоять из четырнадцати
стиховJ в первой части с о н е т а � дв а четверостишия
(катрены) , во второй - два трёхстишия (терцеты) .
Обычно с о н е т писали пятистопным или шестистопным
ямбом (см. ) . Две повторяющиеся рифмы в четверости
шиях - охватные или перекрёстные; в заключительных
трёхстишиях рифмуются либо п�рвая строка со второй,
и тогда третья строка в строфе первого терцета риф
муется с третьей строкой второго; либо третья строка
первого терцета рифмуется со второй строкой второго, 11
тогда рифмой связыв аются первая и третья его строки,
-146
С о н е т ы в Италии писали в XII I-XIV вв. поэты
Данте, Петр арка; в Англии - Шекспир (XVI в.) , Ворд
сворт (XIX в.) .
К форме с о н е т а обр ащались многие поэты в Рос
сии в XIX и начале ХХ в.
Приводим сонет А. С. Пушкина:
Суровый Дант н е презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета 1,
Им скор б ну мысль Камоэнс 2 облекал,
И в наши дни плен яет он nоэта;
Вордеворт его орудием из брал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под .сенью гор Та вриды отдаленной
Певец Л итвы 3 в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал,
. У нас ещё его не знали девы,
Как для него уж Дельвнг забывал
Гекзаметра священные н аnевы,
Кроме того, существует ещё в е н о к с о н е т о в
пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между
собой. Пос.ТJедний сонет в этом в е н к е состоит из пер
вых строк всех сонетов и носит название м а г и с т
р а л ь н о г о или м а г и с т р а л а.
В советской литер атуре в е н о к с о н е т о в как сти-
хотворная форма почти не встречается.
·
Социалистический реализм - художественный метод
советской литературы.
Социалистический реализм, являясь основным мето
дом советской художественной литер атуры и литер атур
ной критики, требует от художника правдивого, истори
чески конкретного изображения действительности в её
революционном р азвитии. Метод социалистического реа
лизма помогает писателю содействовать дальнейшему
подъёму творческих сил советс1юго н арода, преодолению
всех трудностей н а пути к коммунизму.
«Социал истический реализм требует от писателя
правдивого изображения действительности в её револю
ционном р азвитии и предоставляет ему всесторонние
1 В. Шексnи р .
2 Португальский поэт ..
з А. Мицкевич,
147
возможности для проявления индивидуальных способно-
стей таланта и творческой инициативы, предпол агает
богатство и разнообразие художественных средств и сти
лей, поддерживая нов аторство во всех обл астях творче
ства», - сказ ано в Уставе Союза писателей СССР.
Основные черты этого художественного метода наме
тил ещё в 1 905 г. В. И. Ленин в своей исторической р а
боте «Партийная организация и партийная литератур а»,
в которой он предвидел создание и р асцвет свободной,
социалистической литературы в условиях победившего
социал изм а.
Этот метод был вnервые воплощён в художественном
творчестве А. М. Горького - в его романе «Мать» и дру
гих произведениях. В поэзии н аиболее яркое выр ажение
соци алистического реализма - творчество В. В. Маяков
ского (поэма «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо !», ли
рика 20-х годов) .
Продолжая лучшие творческие традиции литер атуры
nрошлого, с о ц и а л и с т и ч е с к и й р е а л и з м вместе
с тем представляет собой качественно новый и высший
художественный метод, поскольку он определён в своих
основных особенностях совершенно новыми обществен
ными отношениями в социалистическом обществе.
С о ц и а л и с т и ч е с к и й р е а л и з м отражает жизнь
реалистически, глубоко, правдиво; он является социали
стическим потому, что отр ажает жизнь в её революцион
ном развитии, т. е. в процессе созидания социалистиче
ского общества на пути к коммунизму. Он отличается от
nредшествующих ему в истории литературы методов
.(см.) тем, что в основе идеала, к которому зовёт в своём
творчестве советский писатель, лежит движение к ком
мунизму под руководством Коммунистической партии.
В привететвин ЦК КПСС Второму съезду советских пи
сателей подчёркивалось, что «в современных условиях
метод социалистического реализма требует от писателей
понимания задач завершения строительства социализм а
в нашей стране и постепенного перехода о т социализм а
к коммунизму». Социалистический идеал воплощается
р новом типе положительного героя, который создан со
ветской литературой. Его черты определяются прежде
всего единством личности и общества, невозможным в
предшествующие периоды общественного р азвития; nа
фосом коллективного, свободного, творческого, созида-
148
тельного труда; высоким чувством советского патриотиз
м а - любви к своей социалистической Родине; партий
ностью (см.) , коммунистическим отношением к жизни,
воспитанным в советских людях Коммунистической
партией.
Такой образ положительного героя, отличающийсн
яркими чертами характера и высокими душевными каче
ствами, становится достойным примерам и предметом
подражания для людей, участвует в создании мораль
ного кодекса строителя коммунизма.
Качественно новым в с о ц и а л и с т и ч е с к о м р е а
л и з м е является и характер изображения жизненного
процесса, основанный на том, что трудности р азвития
советского обществ а являются трудностями роста, несу
щими в себе возможности преодоления этих трудностей,
победы нового над ста рым, нарождающегося н ад отми
рающим. Тем самым советский художник получает воз
можность рисовать сегодняшний день в свете завтраш
него дня, т. е. изображать жизнь в её революционном
развитии, победу нового над старым, показывать рево