Краткий словарь литературоведческих терминов
люционную романтику социалистической действитель
ности (см. Романтизм) .
С о ц и а л и с т и ч е с к и й р е а л и з м во всей пол
ноте воплощает принцип коммунистической партийности
в искусстве, поскольку он отр ажает жизнь освобождён
ного народа в её развитии, в свете передовых идей, вы
ражающих подлинные интересы народа, в свете идеалов
коммунизма.
Коммунистический идеал, новый тип положительного
героя, изображение жизни в её революЦионном развитии
на основе победы нового над старым, народность - эти
основные особенности с о ц и а л и с т и ч е с к о г о р е а
л и з м а проявляются в бесконечно разнообразных худо
жественных формах, в разнообразии стилей писателей.
Вместе с тем с о ц и а л и с т и ч е с к и й р е а л и з м
развивает и традиции критического реализма, разобла
чая всё, что мешает развитию нового в жизни, создавая
отрицательные образы, типизирующие всё отсталое, от
мирающее, враждебное новой, социалистической дей
ствительности.
С о ц и а л и с т и ч е с к и й р е а л и з м позволяет пи
,сателю дать жизненно правдивое, глубоко художествен-
149
ное отражение не только современности, но и прошлого.
В советской литературе получили широкое р аспространt::
ние исторические романы, поэмы и пр. Правдиво изобра
жая прошлое, писатель - социалистический реалист
стремится воспитать своих читателей н а примере герои
ческой жизни народа и его лучших сынов в прошлом,
освещает опытом прошлого сегодняшнюю нашу жизнь ..
В зависимости от р азмаха революционного движения
и зрелости революционной идеологии с о ц и а л и с т и
ч е с к и й р е а л и з м как художественный метод может
стать и становится достоянием передовых революцион
ных художников зарубежных стран, обогащая вместе с
тем опыт советских писателей.
Понятно, . что воплощение принцилов с о ц и а л и с т и
ч е с к о г о р е а -л и з м а з ависит о т индивидуальности
писателя, его мировоззрения, таланта, культуры, опыта,
м астерства писателя, определяющих в ысоту достигну
того им художественного уровня.
Сплетение или Снмплока � один из видов повторения
(см.) : стилистическая фигура, в которой сочетается
однородное синтаксическое построение или повторение
начала фраз (см. Единоначатие) с таким же однород
ным построением концов фраз (см. Концовка) . На·
пример:
«И если есть во мне какая-нибудь капля ума, свойственного не
всем людям, так это оттого, что в с м а т р J:l в а л с я я п о д о л ь
ш е в э т и м е р з о с т и, и если мне у лалось оказать помощь душев
ну.ю некоторым близким моему сердцу -' так это оттого, что в с м а т
р и в а л с я я п о д о л ь ш е в э т и м е р з о с т и, и если, наконец,
приобрёл к людям любовь не мечтательную, но существенную, так это
всё же, наконец, от того же самого, что в с м а т р и в а л с я я п о
д о л ь ш е в э т ц м е р з о с т и».
(Н. В, Г о г о л ь.)
Спондей - в античном стихосложении стопа из двух
долгих слогов (- -) ; в русском силлабо-тоническом
стихосложении вспомогательная стопа из двух ударных
слогов. Например: «Швед, русский колет, рубит, режет».
·(П у ш к и н.) Первая стопа ямба здесь заменена с п о н
д е е м.
Сравнение - один из простейших тропов (см. ) : опре
-деление явления или понятия в художественной речи
150
при по-мощи сопоставления его с другим явлением, ·имею
щим общие признаки с первым. С р а в н е н и е сообщает
явлению или понятию то освещение, оттенок смысла,.
какой намерен nридать ему писатель.
С р а в н е н и е либо просто указывает на сходство
(он был похож на ... ) , либо выражается посредством
:
слов: как, точно, словно и т. n.
«0 н б ы л п о х о ж на вечер ясный ... »
(М, Ю. Л е р м о н т о в.)
ИЛ!i
·«Я песней, к а к в е т р о м, наполню страну ... »
(А. А, П р о к о ф ь е в.)
Сравнительный метод
см. КомпаративИзм.
-
Стансы ( ит. stanza) - старинное название небольша
го лир){ческого стихотворения, состоящего из четверости
ший с законченной мыслью в каждом из них, объединён
ных между собой одной темой.
Например, стансы А. С. Пушкина:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам ...
И. т. д,
СтилИстика - раздел теории л итературы (см.)', посвя
щённый изучению свойств и с>собенностеЦ поэтич.еского
языка.
·стилизация (от гр. stylos - палочка для писания по
н авоЩённой дощечке) - подр ажание идейно-художе
ственным особенностям, внешним чертам, творческой
манере - стилю (см.) какого-либо отдельного писа'Геля
или объединённой их группы.
Стиль (от гр. stylos) - совокупность ос,новных идейно
художественных особенностей творчества писателя, по•
вторяющихся в его произведениях: основные идеи, кото
р ые определяют �ировоззрени� пис�теля и содержание
151
его произведений:, круг сюжетов и хар актеров, которые
он обычно изображает, типичн ые для него художествен
ные средства, язык. Так, например, говоря о творчестве
В. В. Маяковского, мы отмечаем насыщенность его про
изведений коммунистической идейностью, живой отклик
поэта на события современности, смелое введение в
поэзию новых тем и обр азов, богатство и яркую вырази
тельность его языка, новаторство в области ритма стиха,
рифмы и т. п. Эти особенности определяют с т и л ь Мая
ковского.
С т и л ь пис ателя, особенности его творчеств а, его
понимание жизни и метод её изобр ажения, обусловлен
теми . общественно-историческим-и условиями, в которых·
развивается твор-чество писателя. Они проявл яются одно
временно и в содержании, и в форме его художествен
ных произведений.
С т и л е м называют иногда и художественные осо
бенности творчества не одного� а нескольких писателей,
которых объединяет одинаковое понимание жизни и за
дач литературы и основные идейно-художественные осо
бенности творчества, повторяющиеся в творчестве ка
ждого из этих писателей.
Такое единство с т и л я, объединяющее писателей,
точнее называть литературным течением (см. Сентимен:.
тализм, Символизм, Футуризм и др. ) .
Стих