Краткий словарь литературоведческих терминов
(гр. stichos - ряд, строй, порядок) - мер
ная, ритмически организованная, ярко эмоциональная
речь.
Д л я с т и х а характерны ритмичность ·и широкое
использование р азнообр азных средств уси.'Jения выра
зительности слова (увеличение числа п ауз в предложе
нии, выделение отдельных слов, повторение слов и их
сочетаний, использование звукового состава слова
и т. п.) .
С т и х о м называется также отдельная стихотвор
ная строка в стихотворении.
Стихосложение - система построения мерной поэти
ческой речи, в осн0ву которой положена какая-либо по
вторяющаяся ритмическая единица речи, например слог.
Мерой _ ритм.а . может . быть _либо J{оличество времени,
152
.нужное для произнесения слога, как в античном стихо
сложении (см. ) , л ибо чередование уда рных и безудар
ных слогов, как в стихосложении силлабо-тоническом
(см.) , либо чередование уда рений, как в тоническом
стихе (см. ) , и т. п. в зависимости от строя данного
языка.
Стихотворение в прозе - небольшее произведение
лирического характера, написанное прозой, приближаю
щейся по эмоцион альности речи и своеобразию ритма к
стихотворной речи.
Например : стихотворение в прозе И. С. Тургенева
«Как хороши, I<ак свежи были розы» и др.
Стопа - в силл або-тоническом стихосложении - по
вторяющиеся сочетания уда рных и безударных слогов в
стихе, которые определяют его р азмер (в античном сти
хосложении - повторяющееся сочетание до.пгих и корот
ких слогов) .
В зависимости от количества слогов с т о п а может
быть двусложная, трёх- и четырёхсложная.
Различ ают д в у с л о ж н ы е с т о п ы: хореическую - ·
с ударением на первом слоге, и ямбическую - с ударе
нием на втором слоге; т р ё х с л о ж н ы е с т о п ы: дак
тилическую - с ударением на первом из трёх слогов;
а мфибрахическую - с ударением на втором из трёх сло
гов; анапестическую - с ударением на третьем слоге;
ч е т ы р ё х с л о ж н ы е - пеоны (см.) и др.
Строфа (от гр. strophё - кружение, оборот) - соче
тание двух или нескольких стихотворных строк, объеди
нённых или системой рифм и общей интонацией, или
только общей интонацией, обычно повторяющееся в сти
хотворении. В зависимости от количества стихов в
с т р о ф е р азличают: двустишие (дистих) , трёхстишие
(терцет) , четверостишие ( катрен) , пятистишие, шести-
.стишие (секстина ) , восьмистишие (октава ) , девятисти
шие (нона) , десятистишие (децима) и др.
П овторяющиеся сочетания различных с т р о ф в сти
хотворении создают новые, с л о ж н ы е с т р .о ф ы (см.
Рондо, Сонет, Триолет) .
Таким образом, с т р о ф а представляет собой свое
.обр азное построение фразы, особую форму интонацион.:
153
но-синтаксической организации стихотворной речи, на-:
чиная от простого предложения и кончая сложным пе
риодом, дающим возможность поэту изобразить сложные
человеческие переживания, жизненное событие с его
деталями, р азвёрнутый пейзаж и т. п.
В зависимости от характера повествования, требую
щего то более, то менее сложной организации фразы,
поэт использует ту или иную с т р о ф у для своего про
изведения. В поэмах обычно обр ащаются к с л о ж н ы м
с т р о ф а м; в кратких лирических стихотворениях - к
двустишиям или четверостишиям и т. д.
Так, например, А. С. Пушкин использов ал в своём
творчестве са мые разнообразные с т р о ф ы, вплоть до
октавы (см.) , сонета (см.) и сложной четырнадцати
строчной о н е г и н е к о й с т р о ф ы (см.) в романе в
стихах «Евгений Онегин»,.
Строфика - раздел н ауки о стихосложении, п освя
щённый изучению строф, истории их возникновения и
использования в поэтических произведениях.
Сцена ( от гр. skёпё - первоначально палатка у древ
негреческого театра, из которой выходили актёры ) -
место театрального представления . В худ,ожественной
.
литературе с ц е н о й иногда н азывают отдельный эпи
зод в повествовании или в драматическом произведении,
а также часть акта в драматической пьесе.
Сценарий ( и:г. scenario) - план драматургического
произведения; с ц е н а р и е м н азывают та.кже л итера
турное произведение, написанное с учётом особенностей
�иноискусства - кинопьесу, иодробно, с характеристи
ками действующих лиц и описанием обстановки, изла�
гающую ход действия будущего кинофильма.
Полноценный киносценарий, не воплощённый в ки
нофильм, и меет самостоятельное художественное значе
ние, такое же, как полноценное драматургическое про
изведение, не поставленное на сцене.
В кинофильмах всегда указывают автора с ц е н а·
р и я.
Считалка - один из видов поэтического народного
-творчества - игровая детская песенка,_ служащая де ....
-15:4
тям для выбора начинающего игру, определения штраф�
ного в игре и т. д. Н апример :
Шла кукушка мимо сети,
А за нею м алы дети,
Дети кличут: «Кук-мак!»
Опусти один кулак!
Сюжет (фр. sujet - предмет) - ряд связанных меж ..
ду собой и последовател,ьно р азвивающихся (от завяз..о
ки до развязки - см.) жизненных событий, составляю·
щих непосредственное содержание эпического, лиро-эпи•
ческого или драматургического произведения. Взаи мо
отношения и взаимодействия людей, показанные в этих
событиях, обнаруживают р азличные черты человеческо
го характера, поведение и переживания действующих
лиц, историю р азвития хар актера, его роста. В с ю ж е
т е отражаются характерные для жизни столкновения
и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, от·
ношение к ним писателя.
А. М. Горький называл с ю ж е т о м «связи, противо.о
речия, антипатии и вообще взаимоотношения людей, ис·
торию роста и организации того или иного характер а».
т
Тавтология (от гр. tauto - то же самое, logos - сло·
во) - тождесловие, повторение одного и того же опре
деления или суждения, но иными словами.
В поэтическом языке т а в т о л о г и я используется
I<ак один из видов повторений (см.) , усиливающих эмо
циональность и выразительность речи. Понторяются
л ибо однородные по своему звучанию и по смыслу слова
( например: греет - погревает, веет - повевает), либо
повторяются слова, разные по своему звучанию, но
близкие по смыслу (наприм·ер : знает - ведает, плачет
тужит и т. п . ) .
Повторение одного и того же слова в изменённом
. его значении встречается и в рифме (см.) , такую рифму