Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Большое влияние на творчество писателя оказало его увлечение философией Ницше, заметно сказавшееся на его произведениях. Джубран — певец любви и красоты, видевший в поклонении им единственную религию, которая должна воцариться в человеческом обществе. Значительное место в произведениях Джубрана занимает воспевание красоты природы, тесно связанной с чувствами и переживаниями его героев. Однако интересы Джубрана не ограничены только воспеванием прекрасного. В своих публицистических произведениях он выступает с гневными обличениями тирании и рабства, призывает своих соотечественников объединиться перед лицом опасности, грозящей нации, бороться за свободу своей родины.
Поздние произведения Джубрана носят философский характер. Некоторые из них он написал на английском языке, такие как «Пророк», в котором он вскрывает сущность духовной связи между людьми, «Предтеча», сборник стихотворений в прозе, «Безумный», в котором он показал духовное одиночество поэта в мире зла и лицемерия, и др.
Творчество Джубрана Халиля Джубрана является примером романтического направления в современной арабской литературе, оно оказало на нее значительное влияние. Многие произведения писателя переведены на русский язык.
Сломанные крыльяЛирическая повесть о двух влюбленных, чувство которых погибает под гнетом средневековых предрассудков и людской злобы. Главная героиня повести — Сальма Караме, прекрасная и чистая душой девушка — становится женой нелюбимого ею человека, алчность и жестокость которого сводят ее в могилу. Значительное место в повести занимает обличение бесправия восточной женщины, которая «напоминает нацию, страдающую от произвола правителей и духовенства».
Слеза и улыбкаСборник стихотворений в прозе, написанных в обычной для Джубрана романтической манере. Основные темы стихотворений, вошедших в книгу, — воспевание красоты человеческих чувств, раздумья о жизни, о месте и призвании художника, мечты о том прекрасном обществе будущего, где все люди будут равны и поймут, что человек является краеугольным камнем творения.
БуриСборник очерков, новелл и стихотворений в прозе, в которых автор выступает с обличением пороков буржуазного общества, его лицемерной морали и религии. Для произведений этого сборника характерны новые для Джубрана мотивы, он открыто восстает против социальной несправедливости, призывает к борьбе с ней, требует радикальных мер для уничтожения предрассудков и старых традиций.
Произведения Джубрана Халиая ДжубранаСломанные крылья: Избр. произведения / Пер. с араб. В. Волосатова. — М.: Гослитиздат, 1962. — 285 с.
Слеза и улыбка: Избранное / Пер. с араб. В. Волосатова. — М.: Худож. лит., 1976,— 301 с. Yesus, the Son of Man. — New York, 1928.
The Prophet. — New York: Knopf, 1924.
Литература о писателеВолосатов В. Вступительная статья // Джубран Халиль Джубран. Сломанные крылья. — М., 1962. — С. 3–13.
Волосатов В. Предисловие // Джубран Халиль Джубран. Слеза и улыбка. — М., 1976,— С. 5—13.
Юсупов Д. И. Джубран Халиль Джубран — ливанский писатель-гуманист // Арабские страны. История, экономика и литература, — М., 1960. — С. 101–108.
Hawi Khalil S. Khalil Gibran. His background, chrracter and works. — Beirut, 1963. — XII, 307 p. Young B. A study of Khalil Gibran, this man from Lebanon. — New York: Syrian-American press, 1931.
МУХАММЕД ХУСЕЙН ХАЙКАЛ (1888–1956)
Египетский писатель, литературовед, государственный деятель М.Х. Хайкал (Хайкаль, Хейкаль) родился в семье крупного землевладельца. Окончив факультет права Каирского университета (1909), продолжил образование во Франции, где защитил докторскую диссертацию. По возвращении в Египет занимался адвокатурой, преподавал право. С 1919 г. принимал активное участие в национально-освободительном движении, стал одним из лидеров либерально-конституционной партии и в течение десяти лет возглавлял издание газеты «ас-Сиййаса» (1923–1933). Позднее занимался политической и государственной деятельностью, был министром просвещения (1937–1945), председателем Сената.
В истории литературы Египта художественному творчеству Мухаммеда Хусейна Хайкала отводится заметная роль, поскольку ему принадлежит одна из первых попыток в египетской литературе новейшего времени освоения жанра европейского романа. В 1913 г., живя в Париже и увлекшись творчеством Ж.-Ж. Руссо, он написал роман «Зейнаб, или Картины сельской жизни и нравов Египта». Ориентированное на египетскую действительность, это произведение свидетельствует о значительном влиянии на писателя европейской сентиментальной прозы и содержит ряд реминисценций из «Исповеди» и «Новой Элоизы» Руссо. Тем не менее египетская критика встретила роман с одобрением, считая его достойным образцом для дальнейших опытов в области создания национальной прозы крупных форм. Появление в 1923 г. второго издания романа принесло автору еще более широкую известность, в том числе и за пределами Египта. Однако к жанру романа Хайкал обратился в своем творчестве еще только один раз, почти через сорок лет после первой попытки, написав книгу «Так она создана» (1955), где вновь обратился к проблеме правового и семейного положения египетской женщины, но уже в условиях середины XX в. Широко известны в мусульманском мире созданные Хайкалом в 1930—1940-х гг. книги о пророке Мухаммеде «Жизнь Мухаммеда» (1935), о праведных халифах Омаре (1942) и Абу Бакре (1944), которые свидетельствуют об отходе Хайкала в этот период от идей возрождения Египта на основе ценностных ориентаций на достижения европейской просветительской мысли и великой культуры древних египтян. Лишь в Коране и суре писатель видел отныне лучшего гида человечества на пути истины, добра и красоты, лишь в исламе — путь к братству, любви к истинному познанию.
Произведения Хайкала Мухаммеда ХусейнаЗейнаб. Картины сельской жизни и нравов Египта: Роман / Пер. с араб. О. Фроловой. — Л.: Худож. лит., 1973. — 240 с.
Литература о писателеДолинина А. А. Мухаммад Хусейн Хайкал и его роман «Зейнаб» // Хайкал М.Х. Зейнаб, — Л., 1973,- С. 3–13.
Коцарев Н.К. Писатели Египта. XX век. — М., 1975,— С. 238–241.
Левин 3. И. Развитие арабской общественной мысли. 1917–1945.— М., 1979.— С. 164–165. Хусейн-заде М. Ш. Мухаммад Хусейн Хайкал // Хусейн-заде М. Ш. Феллах в литературе Египта. — Душанбе, 1973,- С. 19–29.
ТАХА ХУСЕЙН (1889–1973)
Египетский прозаик, литературовед, филолог, историк, общественный деятель, президент Академии арабского языка в Каире (с 1965 г.). Родился в деревне в семье мелкого служащего. В три года он ослеп. Проявившиеся еще в средней школе выдающиеся способности позволили ему поступить в мусульманский университет Аль-Азхар в Каире (1902), а затем окончить Каирский университет. Для продолжения образования Таха Хусейн уехал во Францию — сначала в Монпелье, затем в Париж (Сорбонна). Докторскую диссертацию Таха Хусейн посвятил арабскому средневековому поэту и философу Абу-ль-Ала аль-Маарри. Им написан ряд исследований о выдающихся литераторах и мыслителях средневековья: Ибн Хадцуне, Омаре ибн Аби Рабиа, Абу Нувасе. Считая, что истоки культуры Египта связаны с греко-латинской культурой, Таха Хусейн занимался античной филологией и историей и перевел на арабский язык труды Аристотеля и Софокла. В своих литературоведческих работах Таха Хусейн впервые в арабском литературоведении применил исторический метод, рассматривая социально-экономические условия эпохи как основу мировоззрения поэтов и философов. В 1926 г. Таха Хусейн опубликовал книгу «О доисламской поэзии», в которой доказывал, опираясь на четкий историко-филологический анализ, что многие произведения доисламских поэтов содержат ряд наслоений позднейших эпох и в том виде, в каком они были зафиксированы письменной литературой, не могут считаться подлинными. В других работах и публицистических статьях Таха Хусейн осмелился аналитически рассматривать Коран, находя в нем следы мифов и легенд многих народов. Таким образом он подверг сомнению догму о божественном происхождении Корана и ниспослании его свыше. Эти работы подверглись резкой критике клерикальных кругов, но Таха Хусейн сумел доказать правомерность своей позиции и научную обоснованность своих методов. Еще в 1919 г. Таха Хусейн стал профессором Каирского университета. С 1934 г. он был деканом факультета арабской литературы и языка. В 1922–1928 гг. Таха Хусейн много времени отдавал журналистике, работал в газетах «Ас-Сийаса» и «Аль-Иттихад». В 1934 г. он основал газету «Аль-Вади», в 1946 г. — журнал «Аль-Катиб мисрий». В 1943–1946 гг. Таха Хусейн был ректором Александрийского университета, в 1945–1946 и 1950–1952 гг. занимал пост министра просвещения, а с 1952 г. вновь вернулся к профессорской работе в Каирском университете. Он был почетным членом ряда зарубежных академий. В арабской литературе Тахе Хусейну принадлежит заслуга постоянного и последовательного овладения методом критического реализма. Его автобиографическая трилогия «Дни» (ч. 1 —1929, ч. 2 —1939, ч. 3 —1973), переведенная на большинство языков мира, романы «Зов горлицы» (1934), «Литератор», «Древо несчастья» (1944) отразили процесс перехода Египта от периода господства идеологии феодализма, с присущими ей мировоззренческими ориентациями, к новому времени и новому общественному сознанию. Они показали процесс разрушения патриархальной косности и в общественных институтах, и в семейной среде самых разных по социальной принадлежности слоев. Его герои — это в основном представители молодого поколения, активные и волевые люди, готовые преодолеть трудности на пути избавления страны от всех недугов, порожденных отсталостью, стремящиеся овладеть ценностями мировой культуры. В сборнике рассказов «Мученики на земле» Таха Хусейн обратился к темам социальной несправедливости жизни египетского крестьянина. Круг интересов Тахи Хусейна был весьма широк. В 1933–1939 гг. он вел работу над жизнеописанием пророка Мухаммеда «На ниве сиры», а в 1939 г. вышло в свет его исследование «Будущее Египта». В 1950-х гг. в ряде литературоведческих статей Таха Хусейн писал об опасности утраты эстетической ценности литературой, сосредоточенной на задачах сиюминутного отклика на политические и общественно значимые события. В 1967 г. были опубликованы «Мемуары» Тахи Хусейна. В 1971 г. ему была присуждена Международная премия «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.