Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Литература о писателеДолинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман 1870–1914 гг. — М., 1973 — С. 221–244.
Коцарев Н.К. Писатели Египта. XX век, — М., 1975,— С. 54–56.
Крымский А. Е. История новой арабской литературы. XIX — начало XX века, — М., 1971. — С. 642–662.
Левин 3. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. — М., 1972,- С. 235–236.
АМИН АР-РЕЙХАНИ (1876–1940)
Ливанский писатель и публицист Амин ибн Фарис ар-Рейхани родился в деревне аль-Фурейка. В 1888 г. он уехал в Америку, но вскоре вернулся на родину, затем периодически совершал поездки в Америку, где окончил юридический факультет Колумбийского университета, познакомился с западной литературой и искусством.
Во время пребывания в Америке Амин ар-Рейхани увлекся произведениями западных философов — Вольтера, Руссо, Ницше и др. — и пытался претворить их идеи на родине. Однако эта попытка кончилась неудачей, в результате чего он вынужден был на некоторое время отойти от общественной жизни. После младотурецкой революции 1908 г. ар-Рейхани снова возвращается к ней, выступает с призывами к освобождению своей родины от иностранного господства, много ездит по арабским странам, пропагандируя свои взгляды, требуя справедливости и социальных реформ. Амин ар-Рейхани был сторонником объединения цивилизаций Запада и Востока, считая, что в результате этого должна возникнуть образцовая цивилизация.
Первые свои произведения Амин ар-Рейхани писал на английском языке. Известность принес ему перевод на английский язык сборника стихов Абу-ль-Аля аль-Маарри.
В творчестве Амина ар-Рейхани значительное место занимает описание родной природы, в возврате к которой он видел путь к избавлению от язв и пороков буржуазной цивилизации.
Амин ар-Рейхани является автором целого ряда стихотворений в прозе, повести, романа, огромного количества эссе и статей на самые различные темы, нескольких книг о путешествии по арабским странам.
Погонщик мулов и священнослужительПо существу своему эта повесть носит антиклерикальный характер и направлена против алчности и скупости представителей христианского духовенства.
Главного героя повести, погонщика мулов Абу Тануса, судьба заставила покинуть родной Ливан и эмигрировать в поисках счастья в далекую Америку. Но, не обретя на чужбине ни счастья, ни богатства, Абу Танус умудренным возвращается на родину. Еще на чужбине зародилась у Абу Тануса ненависть к служителям церкви. Впоследствии, не раз наблюдая, как они наживаются и богатеют за счет народа, Абу Танус становится убежденным противником духовенства.
Рейхаиийят (1922–1923)Сборник статей, эссе и стихотворений в прозе, написанных под явным влиянием Уолта Уитмена, которого ар-Рейхани называет своим учителем. В «Рейханийят» вошли стихи, в которых автор воспевает революцию, призывает к братству людей. Одним из наиболее интересных произведений является стихотворение «Революция», в кагором ар-Рейхани говорит о неизбежности прихода революции, откроющей людям путь в светлый новый мир. Некоторые стихотворения носят автобиографический характер, самое образное из них — «Ветка розы».
Вне гарема (1917)Действие романа происходит в Константинополе во время Первой мировой войны. Его героиня — образованная, умная и независимая турчанка Джейхан. Она хорошо знакома с европейской культурой, занимается журналистикой. Во время визита в один из госпиталей Джейхан знакомится с немецким генералом Валленштейном, который вскоре увлекается ею. Отец Джейхан Рида-паша связан с младотурками и резко отрицательно относится к знакомству дочери с немецким генералом. Однако увлечение Джейхан не проходит, Валленштейн кажется ей героем, сверхчеловеком. Внезапно Рвда-паша узнает о гибели на фронте своего сына и в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Вскоре после смерти отца Джейхан разочаровывается в своей любви, на место которой приходит чувство ненависти. Джейхан убивает Вапяенштейна, бежит из Константинополя и остается жить в провинции.
Произведения Амина ар-РейханиИзбранные произведения / Пер. и примеч. И. Ю. Крачковского. — Пг.: Огни, 1917.— 126 с. Стихотворения в прозе / Предисл. И. Ю. Крачковского. — [Пг.; М.[, 1922.
Литература о писателеКрачковский И. Ю. [Предисловие к кн. «Амин Рейхани. Избранные произведения»] // Крачковский И.Ю. Избр. соч, — М.; Л., 1956,- Т. 3 — С. 137–145.
Предисловие [к кн. «Амин Рейхани. Стихотворения в прозе»] // Там же. — С. 146–147.
Левин 3. И. Философ из Фурейки [Амин Рейхани). — М.: Наука, 1965.— 71 с.
Юсупов Д. И. Амин ар-Рейхани // Амин ар-Рейхани. Биобиблиогр. указ. — М., 1959.— С. 4—13.
Brockelmann С. [Amin ar-Raihanij // Brockelmann С. Geschichte der arabischen Literatur. — Leiden, 1942. - Suppl. Bd. 3. - S. 399–414.
Rossi E. Lo scrittore arabo libanese Amin er-Rihani (1876–1940) // Oriente modemo. — 1940.— Vol. 20. - P. 555–558.
РАШИД АЙЮБ (1881–1941)
Касыды дивана «Айюбиана» (1916) ливанского поэта эмигрантской школы отражают современность. Поэт скорбит о гибели «Титаника», о голодающих соотечественниках, о разоренной турками родине. Надежды на освобождение своего народа поэт связывает с миссией западных держав на Арабском Востоке. При этом Айюб воспевал панарабизм и «революцию» хаджазского шерифа Хусейна, который, разгромив турок, восстановил бы прежнюю славу арабов. Лирические касыды этого дивана пронизаны романтическими настроениями: «Блуждая при лунном свете среди скал на берегу моря и вопрошая волны об обитателях могил и небес, я пытаюсь стать мудрым. Я брожу по садам. Всякий раз, как подует поутру ветерок или голуби запорхают в листве, пение птиц мне кажется колдовскими звуками» (из касыды «Прощай, моя молодость»).
В диване Айюба «Песни дервиша» (1928) отразилась дальнейшая эволюция его взглядов: он удалился от людей, назвав себя дервишем. В касыдах звучат неоформленные в ясные образы мечты, скорбь и тоска по родине. В этих стихах чувствуется влияние романтических идей Джубрана Халиля Джубрана (1883–1931) о возвышенной человеческой личности. Поэт ничего не просит у мира, кроме скромного шатра, в котором он проводил бы дни, предаваясь самосовершенствованию. Внутренний мир поэта, утверждал он, не вымысел, а реальность, и, прикоснувшись к ней, люди стали бы счастливы. Стать дервишем — значит победить жизненные невзгоды и само время. Однако позже поэт обнаружил, что он ничего не достиг и продолжает оставаться пленником условностей и законов человеческого бытия. Айюб делает вывод, что во всем виноваты окружающие, которые похитили у него «подлинную» свободу и помешали стать ему по-настоящему благочестивым. Создавая свой образ лирического героя-дервиша, Айюб показал постоянное душевное смятение безмерно впечатлительного человека. Поэт не мог обрести счастья на чужбине. И трагедия Айюба состоит в конфликте между верой в идеал и невозможностью обрести его в реальной действительности. Отсюда же неясность мыслей и образов его касыд.
Хотя Айюб в дальнейшем своем творчестве и подражает форме классической касыды, но в диване «Таков мир» (1942), вышедшем после смерти поэта и тематически перекликающемся с «Песнями дервиша», заметно постепенное отступление от традиционных правил стихосложения, построение разностопных стихов (бейтов) и отказ от монорима.
Литература о писателеИмангулиева А. Н. Рашид Айюб // Имангулиева А. Н. «Ассоциация пера» и Михаил Нуайме. — М., 1975,- С. 35–37.
ДЖУБРАН ХАЛИЛЬ ДЖУБРАН (1883–1931)
Писатель и художник, лидер так называемой сиро-американской школы в арабской литературе, возникшей в Америке в первой трети XX в., родился в Ливане, в деревне Бшарра. В 1895 г. он вместе с семьей эмигрирует во Францию, затем в США. Годы молодости Джубран провел в Париже, где он познакомился с европейской культурой и литературой, оказавшей на него немалое влияние; здесь же в течение трех лет он изучает живопись под руководством известного французского скульптора Огюста Родена. После возвращения, в Нью-Йорке, Джубран пишет свои первые произведения, вошедшие в сборники рассказов «Невесты лугов» и «Мятежные души», а также повесть «Сломанные крылья», принесшие ему литературную известность. В апреле 1920 г. вместе с группой писателей, эмигрантов из Сирии и Ливана, живущих в США, Джубран создает в Нью-Йорке «Ассоциацию пера», явившуюся центром литературной деятельности арабских литераторов в Америке.