Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Первым крупным оригинальным произведением Мей был критико-биографический очерк о ее современнице, египетской писательнице Маляк Хифии Насыф. Пробовала она свои силы и в рассказе, эссе, стихотворениях в прозе. Однако ведущими жанрами ее творчества оставались публицистика и литературная критика. К ценным страницам ее литературного наследия относятся характеристики писателей-современников Вали ад-Дина Йекуна, Джубрана Халиля Джубрана, Халиля Мутрана, Исмаила Сабри и др.
Устные выступления и статьи Мей по различным общественным вопросам, портреты литературных деятелей сделали ее имя известным и в других арабских странах. Благодаря широким литературным связям Мей в Египте ее дом стал литературным центром, который посещали виднейшие писатели и публицисты того времени: Лютфи ас-Сайид, ад-Дин Йекун, Якуб Сарруф, Мустафа ар-Рафии и др.
Многочисленные публицистические выступления Мей, как письменные, так и устные, объединены в сборники, выходившие отдельными изданиями. Они составляют основную часть ее литературного наследия.
Успеху литературных произведений Мей способствовали особенности ее стиля: ясность, высокая культура и богатство языка.
Произведения Мей ЗийядеЯ и дитя / Пер. О. Фроловой // Рассказы писателей Востока. — Л., 1958. — С. 19–22.
Литература о писательницеКрачковский И.Ю. Изб. соч — М.; Л., 1956 — Т. 3,- С. 244–246.
Arnett М. F. Marie Zyada // Middle eastern affairs. — 1957. — N 8. — P. 288–294.
Brockelmann C. [Mey Ziyade] // Brockelmann C. Geschichte der arabischen Literatur. — Leiden, 1942. — Supplementbd. 3.— S. 259–262.
ТАУФИК АЛЬ-ХАКИМ (1898–1987)
Хусейн Тауфик аль-Хаким — египетский прозаик, драматург, публицист, классик арабской литературы, родился в семье сельского судьи в деревне ад-Дельнаджад близ Александрии. До 1915 г. жил в Даманхуре, затем уехал в Каир, где учился на юридическом факультете Каирского университета (1920–1924). Живя в Каире, принимал участие в антианглийском движении 1919 г., что нашло отражение в его первых литературных опытах. Первая написанная им пьеса «Незваный гость» была запрещена цензурой и снята со сцены за антибританскую направленность. Образование свое Тауфик аль-Хаким завершил в Сорбонне (1924–1927). По возвращении из Франции работал следователем в египетской провинции (1927–1933), чиновником Министерства просвещения (1934–1943), занимался журналистикой. В 1943–1961 гг. работал в газете «Новости дня», позднее занимал пост директора Каирской национальной библиотеки. Но все свободное время он отдавал литературному творчеству. Им создано более десятка романов и повестей, 60 пьес, самых разнообразных по творческому методу — реалистических, символических, философских. Первое крупное реалистическое произведение Тауфика аль-Хакима — роман «Возвращение духа» — было написано им в Париже в 1927 г., а опубликовано в Каире только в 1933 г. В нем писатель отразил увлечение весьма распространенными в то время в Египте партикуляристскими буржуазно-националистическими идеями египетского «фараонизма». В «Записках провинциального следователя» (1937) — одной из своих лучших реалистических повестей — Тауфик аль-Хаким обвинял общество в равнодушии и жестокости по отношению к неграмотному и невежественному населению деревни, страдающему от бесправия и произвола властей, и подверг критике судебную систему Египта. Тауфик аль-Хаким, проявляя большой интерес к театральному искусству, писал пьесы для бродячих театральных трупп. Пьесы «Невесты» (1924), «Али-баба», «Новая женщина», «Перед окошком кассы» (1926), «Священные узы» (1944) отразили скептическое отношение Тауфика аль-Хакима к необходимости эмансипации женщины в арабских странах, а порой и явное неприятие идей феминизма, поскольку распространение их, по его мнению, в условиях постоянно возрастающего влияния европейской буржуазной морали способно привести лишь к падению нравов. В нескольких пьесах, предназначенных скорее для чтения, чем для сценического воплощения, например «Спящие в пещере» (1933), «Шехерезада» (1934), «Пигмалион» (1942), Тауфик аль-Хаким поставил философские и этические проблемы: назначение художника, борьба человека со временем; а в пьесах «Мудрый Соломон» (1948) и «Смущенный султан» (1960) выразил протест против беззакония и насилия правящей власти. В реалистической комедии «Изнеженные руки», воссоздавшей нравы египетской аристократии, лишившейся после революционных событий 1952 г. своих привилегий, Тауфик аль-Хаким поставил проблему справедливости распределения материальных благ для всех социальных слоев. В пьесе «Сделка» (1956) писатель показал египетского крестьянина как представителя нового и активного класса, способного вести с помещиком борьбу за раздел земли. В последней из названных пьес Тауфик аль-Хаким попытался также практически решить одну из актуальных проблем развивающегося Египта, где подавляющее большинство населения оставалось неграмотным, — найти путь реформации литературного языка, доступного лишь наиболее образованным людям, с помощью максимального упрощения сложных грамматических форм и введения в текст наиболее употребительной лексики разговорного языка.
Творческую эволюцию Тауфика аль-Хакима как художника отразили автобиографическое произведение «Цвет жизни» (1943) и философская повесть «Равновесие» (1955). Озабоченность судьбами мира в условиях угрозы ядерной катастрофы выразила пьеса «Шипы мира» (1958). Пьесы 60-х гг. «О, взбирающийся на дерево» и «Еда для всех» по идейно-эстетическим особенностям близки «театру абсурда», хотя автор не относился к нему с особой приверженностью. В написанных примерно в то же время литературно-критических статьях, вышедших в 1959 г. отдельным сборником «Литература жизни», Тауфик аль-Хаким выступал как сторонник литературы, связанной с практикой жизни, отводя ей роль наиболее важную в деле прогрессивного развития страны в условиях самостоятельного и независимого развития. Сложная историческая обстановка в стране после поражения в войне 1967 г., последующие политические события, связанные с установлением режима Анвара Салата, не прошли для мировоззрения писателя бесследно. Не раз он выражал беспокойство за судьбу страны, пересматривал свои прежние позиции. В книге «Возвращение сознания» (1974) он высказал мысль, что революционные события 1952 г. в Египте были лишь военным переворотом, отрицая огромное влияние этого факта на изменение социальной структуры египетского общества.
Произведения Тауфика аль-Хакима переведены на все европейские языки: вышли на иврите, фарси, пушту; многие опубликованы на русском языке. Тауфик аль-Хаким был почетным членом Академии арабского языка (с 1954 г.), награждался Высшей Государственной премией Египта (1961), Орденом Нила (1958). В 1977 г. Ассоциация писателей стран Азии и Африки наградила его премией «Лотос».
Произведения Тауфика аль-ХакимаВозвращение духа: Роман / Пер. с араб. М.А. Салье. — М.: Гослитиздат, 1962.— 286 с.
Записки провинциального следователя / Пер. с араб. — М.: Гослитиздат, 1959.— 134 с.
Лотерея: Рассказы и драм, сценки / Пер. с араб., сост. и вступ. ст. К. О. Юнусова. — М.: Наука, 1983,- 181 с.
Пьесы / Пер. с араб. Т. Муазена, Т. Пугинцевой. — М.: Искусство, 1979.— 316 с.
Сделка: Пьеса / Пер. с араб, — М: Изд-во иностр. лит., 1960,— 109 с.
Литература о писателеУсманов Н. К. Проза Тауфика аль-Хакима. — М.: Наука, 1979.— 112 с.
Юнусов К. Тауфик аль-Хаким: Библиогр. ук. — М.: Книга, 1968. — 71 с.
Кирпиченко В. Н. Современная египетская проза. 60—70-е годы. — М., 1986. — С. 22–24, 30–33.
Коцарев Н. К. Писатели Египта. — М., 1975,— С. 241–245.
МАХМУД АХМЕД АС-СЕЙЙИД (1901–1937)
Ас-Сеййид (ас-Сайид) — основоположник художественной прозы Ирака. В 1919 г. он совершил путешествие в Индию, впечатления от которого появились в первой же его книге, повести «Ради женитьбы» (1921). Книга имеет романтический характер; ради своего воссоединения, влюбленные герои идут на преодоление множества препятствий. Оптимистическая настроенность романтических повестей и рассказов ас-Сеййида была обусловлена его стремлением компенсировать в творческой фантазии свои несбывщиеся надежды, связанные с независимостью и прогрессом родины. Примером своих неутомимых и пылких героев писатель хотел пробудить в соотечественниках жажду кипучей деятельности.