Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
L’anniversaire. — Paris: Le Seuil, 1972,— 143 p.
Le fils du pauvre. — Le Puy: Les cahieis du nouvel humanisme, 1950. — 205 p.
Jours de Kabylie. — Alger: Baconier, 1954,— 139 p.
Les chemins qui montent. — Paris: Le Seuil, 1957. — 222 p.
La terre et le sang. — Paris: Le Seuil, 1953. — 254 p.
Литература о писателеАллег А. Предисловие // Фераун М. Земля и кровь. — М., 1965.— С. 5—10.
Никифорова И.Д. «Кабильский соловей» // Никифорова И.Д. Литература национального возрождения. — М., 1968. — С. 23–33.
Прожогина С.В. Мулуд Фераун и его творчество // Фераун М. Дни Кабилии, — М., 1981.— С. 3–19.
Emmanuel Robles et Mouloud Feraoun une тёте «religion»: l’honune // Jeune Afrique. — 1968. — N 378.- P. 52–53.
El Goulli S. Mouloud Feraoun // L’Afrique litteraire et artistique. — 1969. — N 5. — P. 6–7.
Guiffon E. Feraoun et l’Algerie du silence // Table ronde. — 1963. — N 185. — P. 60–75.
РАИФ АЛЬ-ХУРИ (1911–1967)
Ливанский писатель, драматург и публицист, приобрел известность, печатаясь в дамасском журнале «Ат-Талиа» («Авангард»). Основанный в 1935 г., этот журнал помог формированию революционно-демократического направления в ливанской литературе. С марксистских позиций им написаны брошюра «Права людей» (1937) и статьи, направленные против колониализма и империализма. Он выступал также в защиту прав палестинских арабов. Произведения аль-Хури на историческую тематику отличают непримиримость к национальному и иноземному гнету, дух патриотизма и демократичность. Действие его трехактной драмы в стихах «Восстание Байдабы» (1939) разворачивается в Индии в последней четверти IV в. до н. э. В основу пьесы частично легли эпизоды из «Калилы и Димны». Главная идея драмы — освобождение народа от угнетения. В романтических героях — крестьянине и философе — драматург, в сущности, прославлял своих современников-демократов, их борьбу с компрадорской буржуазией и чужеземным господством. Аль-Хури внес много нового в сюжет своей драмы по сравнению с индийским преданием, в частности, ввел главное — восстание народа и свержение царя.
Аль-Хури популяризировал арабскую историю и культуру, художественно воспроизводя предания и рассказы из хроник и летописей. Его повесть «Любовь сильнее» (1948) в свое время имела широкую популярность на Арабском Востоке. В этой книге драматическая любовная история разворачивается на фоне исторических событий периода расцвета могущества Омейядов, при правлении халифа Муавии ибн Абу Суфьяна (661–680). Осмыслив известные ему исторические факты в соответствии с требованиями современного исторического романа, аль-Хури превратил их в богатую, выразительную галерею экзотических картин раннего средневековья. Герои повести Наср и Суад принадлежат к известному по средневековой поэзии любовными приключениями племени Бену Узра (отсюда распространенное выражение «узритская» — т. е. платоническая — любовь), пылко любят друг друга и на пути к своему счастью преодолевают многие испытания. На примере жизненных судеб своих героев аль-Хури внушал своим современникам идею необходимости борьбы за справедливость, свободу, демократию и прогресс, завоевать которые невозможно в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком.
Во время Второй мировой войны и в послевоенные годы основными темами публицистических выступлений аль-Хури становились борьба антигитлеровской коалиции и объединение патриотических и демократических сил Арабского Востока.
Произведения Райфа аль-ХуриДетство: Рассказ / Пер. А. Рашковской // Рассказы писателей Ливана, — М., 1958,— С 103–110.
Литература о писателеАхмеджанов А. Творчество современного ливанского писателя-публициста Райфа Хури: Автореф. дис… канд. филол. наук, — М., 1966,— 19 с.
ЮСУФ АС-СИБАИ (1917–1978)
Мухаммад Юсуф ас-Сибаи — египетский прозаик, публицист, общественный деятель, родился в Каире в семье литератора и переводчика, одного из деятелей литературного обновления Мухаммада ас-Сибаи. Основа его широких познаний в области европейских языков, литературы, истории, искусства была заложена с детства благодаря широкому общению с представителями передовой египетской интеллигенции.
Окончив среднюю школу, Юсуф ас-Сибаи продолжил образование в Военной академии, которую окончил в 1937 г. В 1943–1952 гг. он преподавал в Военной академии военную историю, а в 1952–1953 гг. занимал пост директора Военного музея. В эти же годы Юсуф ас-Сибаи окончил факультет журналистики Каирского университета. Его первые публикации в периодической печати получили одобрение одного из ведущих египетских литературных критиков Саламы Мусы. Принадлежа к прогрессивно настроенным кругам организации «Свободные офицеры», Юсуф ас-Сибаи принял участие в антимонархическом военном перевороте 23 июля 1952 г.
В 50-е гг. ас-Сибаи был одним из создателей и председателем Союза писателей Египта и Египетского отделения Пен-клуба; около 20 лет (1953–1973) возглавлял Высший совет по делам литературы, искусства и общественных наук (наиболее авторитетную организацию страны, поощряющую и направляющую развитие литературы), был председателем Союза египетских журналистов, генеральным секретарем Всеарабского Союза писателей.
За 30 лет литературного творчества Юсуф ас-Сибаи опубликовал 40 книг: более 20 романов и повестей, сборники рассказов, критических статей. Постоянное общение с литераторами, с деятелями культуры, стремившимися к всестороннему духовному обновлению Египта, ставшего после 1952 г. на путь социального переустройства, пропаганде знаний, созданию широкого движения по ликвидации неграмотности, во многом определяло направление литературного творчества Юсуфа ас-Сибаи и тематику его произведений. Он обращался к наиболее значимым для его страны историческим событиям. Так, роман «Обратный путь» (1958) рассказывает о судьбе палестинских беженцев периода первого раскола страны в 1948 г. Автобиографический роман «Верни мое сердце» (1955) отражает эволюцию сознания представителей средних слоев каирской интеллигенции в обстановке перехода Египта от фарруковской монархии к послереволюционным общественным преобразованиям. Событиям тройственной агрессии против Египта посвящен роман «Надия» (1960). Строительство Высотной Ассуанской плотины вдохновило писателя на создание пьесы «Сильнее времени» (1965).
Произведения ас-Сибаи пользовались в Египте широкой популярностью: доступность языка, несложность фабулы, неизменная склонность автора к мелодраматической трактовке любовной интриги, положенной в основу повествования почти в каждом из произведений, симпатии к бедному люду — все это обеспечивало успех у массового читателя. Многие из произведений ас-Сибаи были экранизированы, поставлены на сценах каирских театров, изданы за пределами страны.
Литературная критика относится к творчеству ас-Сибаи скептически из-за его увлечения романтическими идеалами, свойственными арабской прозе первой половины XX в., и наивной и сентиментальной трактовкой поведения и взаимоотношений героев. Крупнейший представитель современной египетской литературы и критики Таха Хусейн, оценивая творчество ас-Сибаи, отмечал, что в его писательской технике блестяще сочетались тонкий юмор, бурный темперамент с удивительной чистотой и ясностью языка, с абсолютной трезвостью мысли, благодаря чему писателю и удавалось трогать сердца, будить человеческую совесть. Другой крупный египетский литератор Тауфик аль-Хаким говорил, что творчество ас-Сибаи достойно быть причисленным к числу безусловных ценностей национального достояния египтян.
Значительное место в жизни ас-Сибаи занимала общественная деятельность, связанная с деятельностью прогрессивных писательских организаций стран Азии и Африки. Являясь генеральным секретарем ОСНАА (с 1957) и Ассоциации писателей стран Азии и Африки (с 1966), он был одновременно главным редактором журнала «Лотос». В 1973–1978 гг. ас-Сибаи занимал пост министра культуры Египта, был главным редактором газеты «Аль-Ахрам».