Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Прогрессивная общественная деятельность ас-Сибаи отмечена Золотой медалью мира им. Жолио Кюри (1960), Ленинской премией мира (1970), Международной премией «Лотос» (1974).
Произведения Юсуфа ас-СибаиВодонос умер: Роман / Пер. с араб. А. Тимошкина. — Ташкент, 1968,— 220 с.
Земля лицемерия: Роман / Пер. с араб. А. Тимошкина // Иностр. лит. — 1973. — № 6. — С. 49—129.
Мы не сеем колючек: Роман / Пер. с араб. А. Тимошкина; Предисл. А. Софронова. — М.: Прогресс, 1973. - 334 с.
Добрейшие люди / Пер. с араб. — М.: Правда, 1972. — 48 с.
Литература о писателеБорисов В. М. Современная египетская проза, — М., 1961,— С. 118–121.
Кирпиченко В. Н. Современная египетская проза. 60—70-е годы, — М., 1986,— С 21, 38.
Коцарев Н.К. Писатели Египта. XX век, — М., 1975.— С. 205–207.
ЛИТЕРАТУРА АФГАНИСТАНА
БАЯЗИД АНСАРИ (1525–1585)
Важную роль в консолидации афганской народности, а также в демократизации складывавшейся афганской литературы сыграло движение афганцев XVI — начала XVIII в., возглавленное религиозной сектой рошани.
Основателем этой мусульманской секты, которая в течение двух веков — с середины XVI и до середины XVIII в. — руководила вооруженной борьбой афганских (и пуштунских) племен против империи Великих Моголов в Индии, был афганский писатель Баязид Ансари, по прозвищу Пир. Его произведения дали толчок развитию афганской литературы как светской, так и духовной. Учение Баязида носило пантеистический, суфийский характер и было направлено против мракобесия главарей ортодоксального суннизма — официальной религии. Свои взгляды он изложил в нескольких книгах, написанных на пушту, дари и арабском языках.
Идеологи и руководители секты рошани апеллировали к афганским народным массам, которые выступали против насаждавшегося Великими Моголами феодализма, в частности против захвата общинной земли феодалами. Движение рошани беспощадно подавлялось усилиями афганских феодалов и Великих Моголов, уничтожались и произведения его идеологов. До недавнего времени считалось, что все произведения самого Баязида погибли. Однако усилиями ученых были обнаружены рукописи четырех произведений Баязида, одно из них, «Путь к единобожию», издано в 1952 г. в Пешаваре на арабском языке и дари.
Важнейшим произведением Баязида Ансари является книга «Преблагая весть», написанная в своеобразной манере религиозных проповедей на языке пушту со вставками на арабском, урду и дари рифмованной прозой. Этот новый жанр после Баязида закрепился в литературе на пушту, не забывают его и современные писатели Афганистана.
Но для Баязида Ансари выбор жанра и формы определялся не литературными вкусами, а практическими соображениями. Подавляющее большинство крестьян, чьи интересы выражали рошанийцы и к которым были обращены проповеди их вождя, были неграмотны, и, конечно, проза, трудно воспринимавшаяся на слух, не могла в то время пользоваться такой популярностью, как рифмованная проза. Баязид использовал этот жанр, предвидя возможность уничтожения списков его книги могущественными противниками секты. Так и случилось: все многочисленные варианты «Преблагой вести» исчезли. Лишь совсем недавно в университетской библиотеке Тюбингена (Германия) случайно был обнаружен список этого произведения, оставившего глубокий след в литературе афганского народа. Баязид в этом произведении призывал к объединению имущества и наделению землей всех членов секты, отстаивал наряду с феодальной частную крестьянскую собственность. В противовес официальным мусульманским доктринам он утверждал, что борьба за счастье людей должна вестись здесь, на земле. Баязид Ансари одним из первых афганских писателей стремился подчинить свое творчество социальным вопросам эпохи, развить в литературе народно-демократическую тенденцию.
Литература о писателеАсланов М. Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XVI–XVII вв. // Сов. востоковедение. — 1955. — № 5. — С. 121–132.
Герасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана, — М., 1963,— С. 32–36.
Shaft Muhammad. Bayazid Ansari // Encyclopaedia of Islam. — 1960. — Vol. 1,— P. 1121–1124.
АХУНД ДАРВЕЗА (1533–1638)
Писатель и религиозный деятель Ахунд Дарвеза был представителем высшего ортодоксального мусульманского духовенства и религиозным наставником и воспитателем светских писателей-феодалов, писавших на пушту. Ахунд Дарвеза возглавлял борьбу против пантеистической секты Рошани, выступая в союзе с монгольскими правителями и феодалами.
Из сочинений Ахунда Дарвезы наиболее известна «Сокровищница ислама», или «Афганская сокровищница», — своего рода катехизис, написанный на пушту и излагающий основы правоверного ислама суннитского толка с резкой критикой секты рошани, которая объявляется худшей из всех еретических сект. В книгу включены стихотворные вставки и дополнения, сделанные сыновьями и внуками Ахунда Дарвезы. В ней содержится и первая по существу фонетическая работа по пушту — характеристика особых афганских букв. К книге приложена на фарси и отчасти на пушту краткая и крайне тенденциозная история жизни Баязида Ансари и рошанийского движения. В ней осуждаются даже такие любимые афганцами развлечения, как пение и пляски; рошани обвиняются в безнравственности, нарушении всех устоев ислама.
Автобиографическая книга «Жизнеописание праведников и злодеев», написанная на фарси, представляет тенденциозно составленную историю афганцев. Но она содержит очень ценные сведения об афганском фольклоре — легендах и преданиях, а также данные о некоторых афганских племенах того времени.
Литература о писателеАсланов М. Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XVI–XVII вв. // Сов. востоковедение. — 1955. — № 5. — С. 127–129.
Leyden Т. On the Rosheniah sect and its bounder Bayezid Ansari // Analitic Researches. — 1813. — Vol. 11,- P. 363–419.
МИРЗА-ХАН АНСАРИ (1580–1631)
Поэт-мыслитель, видный представитель афганской литературы XVI — начала XVII в. Настоящее имя поэта — Фатех-хан. В формировании мировоззрения поэта особо важную роль сыграла идеология религиозной секты рошани, возглавившей массовое антифеодальное крестьянское движение среди афганцев в XVI–XVII вв. Мирза-хан Ансари был активным участником движения рошани. Он погиб в 1631 г. в сражении против Великих Моголов. В своем поэтическом творчестве он выступил пропагандистом идей рошанийской секты, в частности ее вождя — Баязида Ансари. Литературное наследие поэта состоит из «Дивана», содержащего около двухсот газелей, нескольких касыд и других традиционных по форме стихотворений средневековой восточной поэзии. В «Диване» Мирза-хана Ансари имеется много стихотворений, в которых поэт излагает учение Баязида Ансари. Наибольший интерес представляет трактовка им идей пантеизма. Мирза-хан как бы полемизирует с идеологами ислама о том, что собой представляет сущность божества. Он осуждает стяжательство богачей, призывает людей к благочестию.
Главное содержание его поэзии — пантеизм, отождествление Всевышнего с природой, в том числе и с человеком. Поэт проповедует равенство всех людей перед Богом и между собою.
Мирза-хан Ансари великолепно владел формой стиха. Не без оснований современники называли его лучшим поэтом своей эпохи.
Литература о писателеАсланов М. Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XVI–XVII вв. // Сов. востоковедение. — 1955. — № 5. — С. 121–131.
Raverty Н. Selections from the poetry of the Afghans. — London, 1862 — P. 51–54.
ХУШХАЛЬ-ХАН XATTAK (1613–1689)
Вождь племени хаттаков, правитель первого в истории афганцев удельного княжества, представитель светской феодальной литературы XVII в., Хушхаль-хан (Хутхальхан) Хатгак сыграл заметную роль в развитии национальной литературы на пушту. Он откликался стихами на самые различные события своего времени. Важное место в его творчестве занимала тема освободительной борьбы афганского народа против господства Великих Моголов. Он сам неоднократно принимал участие в многочисленных схватках с врагами.