Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
В пламенных стихах Хушхаля звучал призыв к объединению афганцев. Но патриотическая направленность творчества Хушхаль-хана неразрывно связана с мировоззрением феодала, с его классовыми позициями, во многом определившими социальную направленность его произведений.
У Хушхаля огромное литературное наследие. Им написано свыше 300 произведений самых различных жанров, отличающихся простым языком и художественной выразительностью. Он известен и как мастер философских миниатюр, и как автор совершенной по форме пейзажной и любовной лирики. Хушхаль вложил в стихи идеи и образы, понятные большинству афганцев. Новаторство поэта особенно ярко проявилось в жанре газели на пушту, его называют творцом «афганской газели». Хушхалю принадлежат прозаические произведения, в основном переводные (с фарси и арабского языков).
Идейно-эстетические взгляды Хушхаля выявляются в его «Книге о чалме». Это трактат о важности исполнения традиционных мусульманских обрядов, в том числе таких повседневных, как ношение чалмы. Но затрагиваются и вопросы этики, моральных устоев общества, проблема связи художественного творчества с жизнью. В многочисленных афоризмах, которые приводятся Хушхалем, обобщен богатейший жизненный опыт автора. «Книга о чалме» сыграла важную роль в развитии афганской художественной прозы.
Произведения Хушхаль-хана ХаттакаИз Хушхаль-хана Хаттака / Пер. А.Адалис, Ю.Александрова // Из афганской поэзии, — М., 1955,- С. 9–45.
[Стихи] / Пер. А.Адалис, С.Липкина // Сказки и стихи Афганистана — М., 1958,— С. 189–214. [Стихи] / Пер. Г. Сендыка // Афганская классическая поэзия. — М., 1975.— С. 9—41.
Литература о писателеАсланов М. Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XVI–XVII вв. // Сов. востоковедение. — № 5. — С. 129–131.
Герасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана. — М., 1963.— С. 37–48.
АБДУРРАХМАН МОМАНД (1632–1707)
Наиболее популярный среди афганских поэтов — поэт-суфий происходил родом из племени момандов (район Пешавара).
«Диван» Абдуррахмана, издававшийся неоднократно в Афганистане и Индии, содержит любовную лирику, стихотворения религиозного, философского и нравоучительного содержания. Поэзия Абдуррахмана жизнеутверждающая, проникнутая человеколюбием, доходчивая и задушевная, пользуется большой популярностью у афганцев, которые и сейчас распевают песни на слова его стихов. Он призывал стойко переносить невзгоды судьбы, служить добру. Для афганцев Абдуррахман — добрый наставник и мудрый советчик. Многие его строки цитируются как пословицы и поговорки. Его поэтическое творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие афганской поэзии, это влияние чувствуется и сейчас.
Произведения Абдуррахмана Моманда[Стихи] // Из афганской поэзии. — М., 1955. — С. 46–54.
[Стихи] / Пер. А.Адалис // Сказки и стихи Афганистана. — М., 1958.— С.215–228.
Литература о писателеГерасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана. — М., 1963,— С. 45–48.
Труды XXV Международного конгресса востоковедов, — М., 1963,— Т. 2.— С. 251–253.
АБДУЛКАДЫР-ХАН ХАТТАК (1650/1651 — первая четверть XVIII в.)
Представитель светской феодальной поэзии Афганистана, первым возродивший мифические образы и аллегории средневекового суфизма. Творчество Абдулкадыра свидетельствует о незаурядном лирическом таланте поэта, явившегося последователем художественного метода своего отца Хушхаль-хана. Вслед за поэтами-суфиями, писавшими на персидском языке, он проповедовал идею бренности человеческого существования, возвышенной «чистой» любви к божеству. Особенно красочна и проникновенна его любовная лирика, принесшая ему славу. Стих Абдулкадыра плавен, язык прост и образен, близок к разговорному пушту, что свойственно поэзии преемников Хушхаль-хана. Наряду с любовной лирикой он писал стихи, воспевающие мужество, отвагу, смелость.
Абдулкадыр известен также и как переводчик с персидского языка на пушту поэмы Джами «Юсуф и Зулейха», произведения Саади «Гулистан», названного им «Букет цветов». Ему же принадлежит поэтическая запись популярной в Афганистане сказки-легенды «Адамхан и Дурханый».
Произведения Абдулкадыр-хана ХаттакаИз Абдулкадыр-хана: Стихи / Пер. А.Адалис, Ю.Александрова // Из афганских песен и стихов. — М., 1955,- С. 46–47.
[Стихи] / Пер. А. Кондратьева, А. Суздальцева // Афганская классическая поэзия. — М., 1975. — С. 74–98.
Литература о писателеГерасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана. — М., 1963. — С. 43–44.
АБДУЛХАМИД МОМАНД (1660–1732)
Поэт, выходец из племени момандов, поэтическое творчество которого навсегда вошло в золотой фонд афганской литературы.
Абдулхамвд, будучи уроженцем города Пешавара, важного экономического и культурного центра восточной части страны, не принадлежал к племенной знати, но и не разделял открытого вольнодумства рошанийцев. Он испытал на себе безусловное влияние классической литературы на персидском языке. Абдулхамвд был популярен главным образом среди интеллигенции и просвещенных слоев общества. В отличие от Хушхаль-хана Абдулхамвд видел первооснову мироздания в непрерывно меняющейся игре красок с их многочисленными оттенками и переливами. По Абдулхамвду, красота управляет Вселенной. Эта концепция положена в основу художественного творчества поэта. Произведения Абдулхамвда отличаются высокой поэтической техникой. Безысходный пессимизм — основное настроение любовной лирики поэта. Абдулхамвд известен также как переводчик с персидского языка поэм «Рассказ о шахе и нищем» и «Волшебство любви».
Произведения Абдулхамида МомандаИз Абдул-Хамида Моманда: Стихи / Пер. А. Адалис // Из афганской поэзии. — М., 1955. — С. 67–75. [Стихи] / Пер. Ю. Александрова // Афганская классическая поэзия. — М., 1975.— С. 99—134.
Литература о писателеГерасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана, — М., 1963,— С. 45, 48.
МУХАММАД ХОТАК (XVIII в.)
Известный памятник на языке пушту «Скрытое сокровище» по истории литературы афганцев составлен Мухаммадом Хотаком в 1730 г. Рукопись этого сочинения, обнаруженная видным афганским литературоведом и историком Абдулхаем Хабиби, была издана в Кабуле в 1945 г. с переводом на язык дари и снабжена комментариями. По своей форме «Скрытое сокровище» представляет собой традиционный в литературе Востока жанр тазкере — жизнеописаний, в данном случае афганских поэтов, с иллюстрацией образцов их творчества.
Книга Мухаммада Хотака содержит небольшое вступление и три главы, в которых приводятся имена афганских поэтов и писателей с VIII по XVIII в. Заключительная глава посвящена жизнеописанию афганских поэтесс прошлого. Даются сведения о 51 афганском писателе и поэте. При этом Мухаммад Хотак ссылается на многочисленные источники, сборники стихотворений поэтов, совершенно не известные в Афганистане.
Сведения, приводимые Хотаком о раннем развитии афганской литературы, еще недостаточно изучены и проанализированы. Вместе с тем не вызывает сомнений исключительная ценность «Скрытого сокровища» как единственного источника о ряде явлений литературной жизни афганцев.
В сочинении Хотака, особенно во вступлении, наблюдается употребление синонимических повторов, а также так называемого саджа, т. е. ритмической организации прозаической речи с использованием рифмы. Заметно стремление автора придать повествованию художественную выразительность. «Скрытое сокровище» ценно и с точки зрения исторической грамматики и лексики афганского языка.
Произведения Мухаммада Хотака