Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
«Сокровищница пушту» написана простым языком, близким к народно-разговорной речи афганцев. Весьма разнообразна тематика хикайатов книги. Многие герои выведены в образах зверей, обладающих качествами, необходимыми для выражения определенных социальных типов. Встречаются живо написанные «картинки с натуры» — миниатюрные жанровые сцены. Открыто высмеиваются отрицательные персонажи. Вот, например, «Хикайат о скупом»: «Сидел скряга у себя дома и ел хлеб с медом. Зашел к нему знакомый. Скряга засуетился, спрятал хлеб, а мед спрятать не успел. „Ну ничего! — думает. — Один-то мед он есть не станет!" Подумал так скряга, подвинул гостю мед и предложил: „Хочешь медку?" — „Вот спасибо!" — обрадовался гость и принялся уплетать мед за обе щеки. Долго терпел скряга, наконец не выдержал и говорит: „Ты бы не ел так много меда! А то сердце будет болеть!" Гость улыбнулся и спросил: „Чье? Твое?"»
Творчество Маулави Ахмада завершает самый ранний этап формирования новой письменной литературы афганцев.
Произведения Маулави АхмадаCanj-e Pakhto, transl. of the text-book / With copious notes by T. Ch. Plowden. — Lahore, 1893.
Литература о писателеГирс Г.Ф. Литература непокоренного народа. — М., 1966,— С.27–30.
Гирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. — М., 1958. — С. 25–27.
МУХАММАД РАФИК КАНИ (1885–1957)
Прозаик, лексикограф, родился в селе Шеваки (Кабульская провинция). В течение многих лет работал в комиссиях по изучению афганского языка: в 1946–1951 гг. — член Афганской академии «Пашто толына». Кани — автор многочисленных статей и очерков, публиковавшихся на страницах афганских газет и журналов. В 1939 г. он предпринял попытку одним из первых в литературе Афганистана создать на языке пушту произведение, приближающееся к жанру бытовой повести: называлось оно «Два любящих брата». Автор изображает распад помещичьей семьи. Композиционно произведение делится на две взаимосвязанные части: первая — детство и юность братьев Шахнура и Мансура, их женитьба на сестрах Шаисте и Торпекый, их смерть; вторая — жизнь овдовевших сестер, злоключения Шаисты, вторично вышедшей замуж за человека, который оказался негодяем и бросил ее. Возвращением Шаисты в дом, где прошли лучшие годы ее жизни, завершается повествование. По мысли автора, нравственные принципы овдовевших сестер решают их судьбу. Шаиста изменила памяти мужа, ей противопоставлена Торпекый, до конца жизни сохранившая верность Мансуру. Повесть Кани не внесла существенных изменений в литературу Афганистана, но ее появление свидетельствовало о возможностях развивающейся прозы на пушту.
Литература о писателеГирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане, — М., 1958.— С. 68–78.
САИД РАХАН ЗЛХЕЙЛИ (1886–1963)
Пуштунский поэт, прозаик и переводчик. Родился в селе Захейль (северо-западная пограничная провинция Пакистана) в семье мусульманского богослова. Получил духовное образование. Творчество Захейли воплотило традиции классики, черты раннего пуштунского просветительства начала XX в. и современные тенденции в пакистанской литературе на пушту. Первые произведения писателя были опубликованы в пешаварской газете «Афган» в 1910–1911 гг. Эго было время, когда в пуштунских районах хозяйничали англичане. Узок был круг местной интеллигенции, а сфера ее деятельности была крайне ограничена. Уже в ранних рассказах 1917 г. Захейли смело выступил против феодальных устоев и косных пережитков прошлого. В рассказе «Юная вдова» (1917) он раскрыл драматическую судьбу женщины, отданной замуж почти ребенком. Тяжкие испытания выпали на долю четырнадцатилетней девушки после смерти мужа. Каждый ее попрекает, что бы она ни сделала, что бы ни сказала, все не по душе новым родственникам. Однажды ее даже избили до полусмерти. Мургый (так зовут девушку) возвращается в отчий дом, но и здесь ее положение невыносимо. В ночь, в беспросветную мглу, всеми отверженная, Мургый уходит, и река заключает ее в свои объятия. Автор подчеркивает, что постигшая Мургый участь — обычное явление в жизни пуштунок. Впервые в истории литературы на пушту был поднят голос в защиту женщины.
Многообразно творческое наследие Захейли. Большинство его рассказов, очерков и поэтических произведений печаталось на страницах пуштунской прессы. Большой и глубокий интерес проявлял писатель к народным сказаниям и легендам. Он выпустил сборник «Сказки пуштунов». Его перу принадлежит романтическая поэма «Сайф-уль Мулук», написанная по мотивам известного на Востоке дастана. Захейли перевел на пушту стихотворения Икбала и «Гулистан» Саади.
Произведения Саида Рахана ЗахейлиЮная вдова // Браслеты: Новеллы пуштунских писателей. — М., 1967. — С. 50–65.
Литература о писателеГирс Г.Ф. Литература непокоренного народа, — М., 1966,— С.64–70.
БУРХАНУДДИН КУШКАКИ (1898–1954)
Прозаик, публицист, историк, родился в селе Кушкак (провинция Нанграхар). Окончил Духовную академию в Индии. Занимал ведущие посты в редакциях газет Афганистана, был редактором официоза — кабульской газеты «Ислах». В середине 20-х гг. совершил поездку по северным районам страны с военным министром Надир-ханом (впоследствии королем Афганистана), в результате которой им была создана книга «Каттаган и Бадахшан», переведенная на русский язык. Она представляет собой историко-географическое описание Афганистана. Одним из первых в афганской литературе Кушкаки написал и выпустил в Кабуле в 1939 г. повесть на языке пушту «Скрытая любовь», в которой были затронуты бытовой уклад и семейные отношения афганцев. Конфликт между любовью и долгом возникает в семье, где молодая женщина Хабиба и младший брат ее мужа полюбили друг друга. Они нарушили исламскую мораль, заповеди Корана, и поэтому погибают.
Целостному восприятию произведения существенно мешают рыхлость сюжета, огромное количество авторских отступлений, содержащих пространные назидательные сентенции. Но вместе с тем Кушкаки сделал попытку внедрить в литературу новый жанр, что имело значение для дальнейшего развития литературы Афганистана на языке пушту.
Литература о писателеГирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. — М., 1958. — С. 57–68.
ГУЛЬ-ПАЧА УЛЬФАТ (1909–1977)
Один из самых почитаемых в Афганистане писателей родился в селе Азизхан, в окрестностях Лагмана, в семье сейидов, считающих себя потомками пророка Мухаммеда. Ульфат получил духовное мусульманское образование. В 30-е гг., работая в периодической печати, начал писать. Ульфат занимался также государственной и общественно-политической деятельностью, был депутатом парламента (1949–1956 и 1965–1969), руководил Афганской академией языка и литературы (1956–1963), был издателем газеты «Афган миллят» (1968–1970), преподавал в Кабульском университете (1970–1973).
Творческая деятельность Ульфата весьма многообразна. В его наследие входят книга «Горящий светильник» (1941), сборник «Избранная проза» (1957), два поэтических сборника «Избранные стихи» (1956) и «Слово сердца» (1962), а также множество статей, опубликованных в периодической печати.
Он внес свой вклад и в развитие гуманитарных наук в Афганистане как автор книг: «Что писать, или Наука о письме» (1950), «Логика» (1956), «Орфография и стилистика» (1959), «Национальный герой Хушхаль-хан Хаттак» (1965).
Ульфат был одним из руководителей общественно-политического движения «Пробудившаяся молодежь» («Виш зальмиян»), активно выступал против вековой отсталости страны, за развитие и прогресс. Мировоззрение Ульфата основывалось на просветительских идеях — вера в разум, в знание как основную движущую силу развития общества, вера в просвещенного правителя и т. п.