Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
«Избранные стихи» — большая книга, содержащая несколько тысяч бейтов. В сборнике в полной мере отдана дань традиционным темам и мотивам — любви, красотам природы, весне, луне и т. п. Продолжая традицию великого Рудаки, Ульфат славит крестьянский труд — основу всего сущего на Земле.
Эстетика обыденного труда землепашца, пастуха рождает простой и светлый поэтический мир: ярмо, лемех, новорожденные бычки и телочки, крестьянские мозолистые руки.
Свою приверженность традиции, связь и преемственность Ульфат выразил в стихах, воспевающих деятелей афганской культуры прошлого. Среди них знаменитые поэты Абдуррахман и Хушхаль-хан, выдающийся реформатор ислама Джемалуддин Афгани, а также великий ученый Средней Азии Абу Али Сина.
Демократические взгляды Ульфата нашли отражение в стихах в защиту обиженных и угнетенных, в стихах, критикующих пороки современного ему социально-несправедливого общества («Бедный малыш», «Богач», «Дума о завтрашнем дне» и др.). Особое место в творчестве поэта занимает патриотическая тема: любовь к родине, к свободе, героическое противостояние могущественному врагу — Британской империи («Сабля, пушту, законы пуштунов», «Говорят пуштуны», «Что мы видели», «Дух свободы» и др.). Следует отметить, что в стихах о родине и славе пуштунов у Ульфата порой слышны и националистические ноты.
Поэт выделяется среди современников своей склонностью к философским раздумьям, к постижению сути вещей и явлений, связи между ними.
Мысль о роли поэта в обществе нашла выражение во многих глубоких и ярких стихах Ульфата («Поэт», «Мудрость и поэзия», «Кто я таков?» и др.) — Поэт не отделяет себя от своего народа, но в то же время он — существо с более зорким взглядом, глубоким пониманием, более тонким чувствованием. Он «пробудить людей способен и развить народный разум». Всей своей жизнью Ульфат подтвердил эту мысль.
Второй сборник стихов Ульфата — «Слово сердца» — более чем на треть состоит из произведений, опубликованных в «Избранных стихах». За восемь лет, отделяющих один сборник стихов от другого, Ульфат неоднократно выезжал за пределы своей страны, встречался со многими людьми, и проблематика его творчества заметно обогатилась. В новых стихах Ульфата находят отражение не только национальные проблемы. Поэта волнует и главный вопрос современности — сохранение мира на планете («Миру — мир», «Мир всему» и др.).
Поэзия Ульфата демократична, мысль выражена в простых понятных образах, речь лишена усложненности. В стихах широко используются пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения. В свои газели и рубаи Ульфат вобрал лучшее из классической традиции, стараясь в то же время раздвинуть рамки канона, приблизить стихи к народно-разговорной речи. Афганская критика порой упрекает Ульфата в недостаточной музыкальности стиха, но глубина и ясность его поэзии бесспорны.
«Избранная проза» — сборник небольших прозаических произведений — гордость современной афганской культуры. «Избранную прозу» составляют произведения своеобразного жанра, которые можно характеризовать как прозаическую миниатюру, набросок, фрагмент, стихотворение в прозе. Это бессюжетные произведения, в которых фиксируется движение мысли, идеи, эмоции, но не содержится изображение конкретного предметного мира. В них отражен своеобразный мир художника, тонко чувствующего и более всего склонного к раздумьям. Афганская критика считает, что «проза Ульфата, по существу, та же поэзия». Ульфат в своем творчестве следовал принципу: «критика, подобно хинину, должна быть в сладкой оболочке». Застойное, косное афганское общество Ульфат символически обозначает как глубокий водоем со стоячей водой: «Я обладаю глубиной, но мне незнаком шум и веселье волн, я неподвижен… Бесполезно проходит моя жизнь, я не даю электричества, не орошаю садов» («Стоячая вода»).
Большое место в прозе Ульфата занимают важнейшие категории просветительского мировоззрения — разум, знание, наука («Разум», «Знание и ум», «Роль разума в жизни», «Кто такой дурак?» и др.). Диапазон представлений Ульфата о разуме и знании — от взгляда на них как на могучее средство прогресса общества до отождествления с одеждой, покровом, маскирующим нечто недостойное в людях. Постоянная ориентация на личное усовершенствование человека придает назидательно-дидактический характер творчеству писателя. Дидактика же ведет к поэтике афористического художественного изложения.
Ульфат высоко ставит творческую личность в обществе и предъявляет к ней высокие требования. Поэта должен обуревать мятежный дух, и только в окружении красоты может звучать мелодия жизни.
Ульфат оставил глубокий след в национальной культуре своей критикой феодального общества, гуманизмом, просветительскими устремлениями.
Произведения Гуль-Пачи УльфатаИзбранная проза / Пер. Д. М.Лудина. — Кабул: Акад. наук ДРА, 1987.— 151 с.
[Стихи] / Пер. С. Северцева // Сказки и стихи Афганистана. — М., 1958. — С. 266.
[Стихи] / Пер. С. Болотина // Стихи поэтов Афганистана. — М., 1962. — С. 26–48.
[Стихи] / Пер. С. Болотина, В. Леванского, М. Тарасовой // Из современной афганской поэзии. — М., 1983,- С. 10–37.
Литература о писателеГерасимова А., Гирс Г. Литература Афганистана, — М., 1963.— С.98—111.
Герасимова А. С. Литература Афганистана на языке пушту. — М., 1986. — С. 19–29.
Гирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. — М., 1958. — С. 97—107.
Государственные и общественные деятели Афганистана. — М., 1967. — С. 45–46.
Дворянков Н.А. «Избранные стихи» Гуль Пача Ульфата // Независимый Афганистан. — М., 1958,- С. 132–140.
АБДУРРАУФ БЕНАВА (1913–1985)
Один из деятелей культуры Афганистана второй половины XX в. Он принадлежал к тому поколению афганских литераторов, чье творчество тесно связано с прогрессивным общественнополитическим движением «Пробудившаяся молодежь» («Виш зальмиян»). Эго довольно широкое демократическое движение существовало в Афганистане в конце 40 — начале 50-х гг. Оно носило в основном просветительский характер, но считается предтечей Народно-демократической партии Афганистана.
Родился А. Бенава в Кандагаре в семье высокообразованного мусульманского богослова и получил традиционное мусульманское образование. Литературные способности у Бенавы проявились рано. Уже в 30-е гг. стали появляться в печати его стихи, тогда он и избрал себе тахаллус (литературный псевдоним) Бенава, что означает «бедный», «обездоленный».
Деятельность Бенавы была чрезвычайно многообразной. Он был редактором журнала, преподавателем Кабульского университета, дипломатом, депутатом парламента и даже министром. Но были периоды в его жизни, когда он вынужден был уходить в отставку и длительное время находиться не у дел. Бенава принял национально-демократическую революцию в своей стране, сотрудничал с народным режимом. Будучи тяжело больным, он уехал за рубеж к дочери, где и умер.
Творческий диапазон Бенавы необычайно широк: он писал стихи, рассказы, пьесы, занимался художественным переводом, выступал автором работ по различным проблемам истории, культуры, литературы Афганистана. Наибольшую популярность снискал Бенава циклом стихотворений в прозе «Горестные размышления», созданном в 1947–1951 гг. Эго был смелый протест против «тирана» в защиту «бедных и обездоленных». Он вызвал широкий общественный резонанс и множество подражаний.
Единственный сборник стихов Бенавы, также названный «Горестные размышления», вышел в свет в 1957 г. Он невелик по объему, содержит всего 22 стихотворения. Но это подлинная высокая поэзия, в которой представлена вся палитра художественных идей, образов и красок Бенавы. В некоторых произведениях поэт предстает как продолжатель пуштунской классической поэтической традиции. Это его стихи: «Луна», «Весна» и др. Стихотворение «Весна» написано в подражание касыде пуштунского придворного поэта XII в. Шкарандоя. Поэт охвачен глубокими раздумьями о бренности бытия («Палевой цветок»), о жизни, утратившей вкус и цвет: «Кончина желаннее жизни такой» («Разве это жизнь?»).