Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Глиняная повозкаВремя создания «Глиняной повозки» установлено весьма приблизительно. Можно лишь утверждать, что она была написана позже «Бедного Чарудатты» (III–IV вв. н. э.), которому обязана своей фабулой, и раньше VIII в., когда о ней упоминает индийский теоретик поэзии Вамана. «Глиняная повозка» занимает особое место в санскритской драматургии. Эго одна из немногих санскритских пьес, в которой отсутствуют мифологические персонажи и фантастические ситуации, которая широко, живо и достоверно изображает быт и нравы индийского города, разнообразных по типажу героев (царедворцев, купцов, гетер, слуг, игроков, воров, бедняков, стражников и т. п.). Автор умело сочетает две сюжетные линии: любовную — о воссоединении бедного брахмана Чарудатты и самоотверженной, но бесправной гетеры Васантасены, и политическую — о свержении жестокого царя Палаки его племянником, благородным Арьякой. Связь обоих сюжетов достигается благодаря единству авторского замысла, согласно которому любой поступок, и добрый, и дурной, таит в себе семена справедливого воздаяния. Идейный замысел пьесы определил ее гуманизм, пренебрежение кастовыми предрассудками. Своеобразие пьесы состоит в том, что хотя в ней и имеются описательные отступления, в целом ее характеризуют необычные для древнеиндийского театра динамизм действия и живость интриги. Это качество «Глиняной повозки» наряду со свойственным ей искусным чередованием трагических и комедийных, лирических и фарсовых сцен позволили ряду исследователей сопоставить ее с некоторыми драмами Шекспира и сделали одной из самых известных в Европе санскритских пьес.
Издания текста пьесы ШудракиГлиняная повозка / Пер. и примеч. В. С. Воробьева-Десятовского. — М.: Гослитиздат, 1959. — 263 с.
Глиняная повозка / Пер. В. Воробьева-Десятовского; Стихи в пер. В. Шефнера // Классическая драма древней Индии. — М., 1984.— С. 155–300.
Литература о писателеЛитература древнего Востока. — М., 1971.— С. 216–218.
БАНА (VII в.)
В истории литературы народов Индии Бана вместе с Дандином делят славу зачинателей художественной прозы и создателей жанра романа. О писателе мы многое знаем благодаря тому, что он сам рассказал о себе в романе «Харшачарита» («Жизнь Харши») и во вступлении к роману «Кадамбари». Эти два романа составляют ядро его творческого наследия; хроме них ему принадлежит также несколько строф, включенных в антологии, и несколько произведений малых поэтических форм.
Жизнь ХаршиНаиболее важным произведением Баны считается роман «Жизнь Харши», благодаря которому Бана обычно характеризуется как биограф и панегирист Харши, драматурга и правителя двух индийских княжеств. Это, однако, не совсем так. Роман, состоящий из восьми глав, начинается обстоятельным повествованием о небесном происхождении брахманского рода, к которому принадлежал Бана, о предках самого автора, и, наконец, в середине третьей главы в повествование косвенно вводится сам Харша, правитель Стханвишвары, претендент на имперскую славу древних правителей. Бана получает письмо от своего друга, родича Харши, из которого узнает, что ему, брахману, грозит царская немилость: кто-то очернил Бану в глазах Харши. Бана отправляется в путь и прибывает ко двору Харши. Происходит встреча. Император сначала принимает Бану весьма холодно, но затем смягчается и возвращает брахману свое благоволение.
Когда же Бана возвращается к себе домой, его друзья и родня просят его рассказать им об императоре. Бана сначала отказывается, но, уступая просьбам друзей, начинает свое повествование. Третья глава романа завершается рассказом о родословной Харши, причем его генеалогия — могущественного и блистательного императора, украшенного множеством пышных и звучных титулов, оказывается ничтожно короткой, неизмеримо беднее родословной самого автора.
Строго говоря, жизнеописание самого Харши, которое и дало название роману Баны, начинается только в четвертой главе, где читатель знакомится с царем Прабхакаравардханой, правителем Стханвишвары, и его детьми: старшим сыном Раджьявардханой, младшим — Харшавардханой и самой младшей из детей — дочерью Раджьяшри. Рассказав о том, как росли царские дети, Бана заканчивает эту главу описанием свадьбы Раджьяшри и Грахавармана, царевича из династии Маукхари.
О походе против гуннов, возглавляемом Раджьявардханой, рассказывается в пятой главе. Пока Раджьявардхана ведет кровопролитную битву с гуннами, а Харша, сопутствовавший ему, развлекается охотой, приходит известие о приближающейся смерти их отца, и Харша спешит обратно в столицу. Он оказывается свидетелем кончины Прабхакаравардханы, совершает погребальные обряды и посылает гонца с печальным известием к Раджьявардхане.
Таинственна, полна мрачных намеков шестая глава романа, повествующая о признании Харши царем. Эта глава с большой степенью достоверности рассказывает о столь обычной для всех индийских, да и всяких прочих феодальных государств, борьбе за престолонаследие. По словам Баны, Раджьявардхана настолько потрясен смертью отца, что он, законнейший престолонаследник, отказывается от трона и готов немедленно удалиться в лес на подвижничество. Но приходит известие, что, узнав о кончине Прабхакаравардханы, царь Малавы убил Грахавармана, а Раджьяшри бросил в темницу. Раджьявардхана отправляется в поход на выручку сестры, но попадает в ловушку и гибнет. И тогда Харша приходит в гнев: «Подобно Шиве, он принял облик Ужаса, словно Вишну, обратился он в человека-льва, как гора из хрусталя, многократно отразил он одинокий блеск противника, точно день конца света, ослепил врагу глаза, будто взошли на небо двенадцать солнц, как свирепый ураган, заставил он содрогнуться всех монархов. Великим Змеем разъярился он от оскорбления, нанесенного ничтожным царьком, Славнейшим из Волков взалкал он вражьей крови и стремительным божественным Слоном готов был истребить врагов». Он объявляет войну и предупреждает всех царей, что они должны либо подчиниться ему, либо вступить с ним в бой.
В седьмой и восьмой главах описывается поход Харши и его триумф. Харша узнает о бегстве Раджьяшри из заточения и отправляется на поиски сестры. С помощью буддийских паломников он находит Раджьяшри и из уст служанок узнает историю ее заключения. Раджьяшри с помощью волшебного перстня избавляется от горя, а Харша готовится к тому, чтобы истребить род врага. Концовка романа носит символический характер: обретя утраченную было сестру Раджьяшри, Харша утверждает благополучие своего царствования («раджья» означает «царская власть», а «шри» — «счастье, благополучие»). Многие исследователи полагают, что роман остался незавершенным. Однако более близки к истине те, кто видит в соединении Харши с сестрой действительный конец романа.
Рассматривать роман «Жизнь Харши» в качестве объективной исторической хроники оснований нет. Это художественное произведение, основанное на действительных фактах, содержащее исключительно ценную и разностороннюю информацию о наиболее значительном государственном деятеле того времени — императоре Харшаварцхане. Хотя автор и наделяет Харшу всеми внешними атрибутами величия, но по существу говорить о Бане как о панегиристе Харши оснований нет. Скорее, его роман можно рассматривать как роман-памфлет на актуальную политическую тему. Об этом говорит, между прочим, и сложный стиль повествования, который многими авторами назывался «индийскими джунглями», или «непрополотым садом». Именно для того, чтобы высказать много такого, что могло стоить головы, Бана использует внешние атрибуты официальной, панегирической поэзии, уснащает свои произведения пышной цветистостью, строит сложнейшие по внутреннему содержанию предложения, закладывает в эпитеты и метафоры такой скрытый смысл, который не мог дойти до ума, оглушаемого славословиями монарха. Автор искусно строит образы через внешние описания. Таков его стиль и в другом романе — «Кадамбари», названном по имени героини.