Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка
Великолепная проза Баны до сих пор почитается индийскими читателями и относится к числу высочайших достижений мировой литературы того времени. Высокая требовательность Баны к своему творчеству выразилась в стихотворном введении к «Жизни Харши», где он заявлял: «Новую тему, речь не избитую, естественность образа, легко понятное чувство, звучный язык — трудно все это совместить в одном произведении». Но сам Бана — совместил.
Литература о писателеСеребряков И.Д.Древнеиндийская литература: Краткий очерк. — М., 1963.— С. 132–136.
Sharma N. Banabhatta. A literary study. — Delhi: Munshi Ram Manohar Lal, 1968.
ДАНДИН (вторая половина VII в.)
Санскритский писатель и теоретик литературы. О жизни Дандина известно не много; он происходил из брахманского аристократического рода. Его прадед был поэтом и придворным сановником. Дандин родился в городе Канчи — столице государства Паллавов (Южная Индия). В раннем детстве он потерял родителей, а затем вынужден был покинуть родину и скитаться по дорогам Индии. Лишь через много лет Дандин возвратился в Канчи, где обрел новых друзей и утраченное благосостояние. Своим литературным творчеством он завоевал признание и славу великого поэта (махакави).
Дандину принадлежат три знаменитых произведения: «Приключения десяти царевичей» («Да-шакумарачарита»), «Зеркало поэзии» («Кавьядарша») и «Повесть о красавице из Аванти» («Аван-тисундарикатха»).
Санскритский роман VII в. отличается от романа в нашем понимании. В нем ставилась задача не только развлечь слушателя приключениями героев, но и усладить его слух изысканным стилем, совершенством формы произведения. Проза Дандина поэтизирована, изящна, богато орнаментирована, автор переносит сюда многие принципы поэзии. В романах Дандина причудливо переплетены фантастика и реальность, волшебный вымысел и действительность, наряду с бытовыми персонажами действуют могучие волшебники, боги и демоны Наибольшую славу Давдину принес его роман «Приключения десяти царевичей».
Приключения десяти царевичейКомпозиция романа весьма своеобразна. Царь Раджаханса, потерпев поражение в бою с правителем страны Малавы Манасаром, вынужден был долгое время скрываться в лесах со своей женой и приближенными. Там у него рождается сын — царевич Раджавахана. Когда Раджавахана вырастает, он вместе со своими друзьями отправляется странствовать. Судьба разбрасывает их по разным странам, подвергает многим испытаниям. Пережив удивительные приключения и став царями, друзья встречаются и рассказывают о том, что они испытали за время разлуки. Каждая глава романа — история одного из царевичей. В нее по ходу действия включаются рассказы о приключениях других героев, которые встречались на пути царевичей. Таким образом, роман состоит из множества в известной мере самостоятельных повествований. Композиционно их объединяет история Раджаваханы, которая является сюжетным стержнем всего романа. В заключение говорится о том, как друзья Раджаваханы возвратили престол его отцу. Сам Раджавахана женится и, когда его родители удаляются в лесную обитель, чтобы провести оставшуюся жизнь отшельниками, восходит на престол.
В романе много любовных историй, подробно описываются красота женщин, любовные свидания. Влюбленные ни перед чем не останавливаются, чтобы соединить свои судьбы, прибегают к колдовству, подкупу, интригам, кинжалу. Один из царевичей — Апахараварман — в последний момент свадебной церемонии, когда его возлюбленная Амбалика должна была подать руку своему жениху, ударил жениха кинжалом в грудь, потом устлал дворец трупами и таким образом завладел своей возлюбленной. Раджавахана, выслушав историю друга, сказал с улыбкой: «До чего же ты неразборчив в средствах!» Ловкие проделки, обман, воровство, убийство вызывают восхищение слушателей.
Роман Дандина, созданный в развлекательных целях, перерос рамки своего назначения. В нем великолепно отражена эпоха, идеология, жизнь различных слоев общества. Сквозь фантастику прорывается реальная действительность с ее бьпом и нравами. Дандин высмеивает пороки общества, и особенно придворной аристократии, он говорит о произволе властей и преступлениях правителей, взяточничестве и продажности министров и судей, о плутовстве чиновников.
Произведения ДандинаПохождения десяти юношей: Древнеинд. роман / Пер. с санскр., введ и примеч. П. Г. Риттера — Харьков: Всеукр. научн. ассоц. востоковедения, 1928,— 168 с.
Приключения десяти принцев / Пер. с санскр. Д. И. Щербатского. — М.: Наука, 1964,— 173 с.
Литература о писателеЛитература Древнего Востока, — М., 1962.— С. 265–272.
Серебряков И.Д. Древнеиндийская литература: Краткий очерк, — М., 1963.— С. 140–145.
Становление прозаической повести (романа) // Литература древнего Востока, — М., 1971. — 232–238.
Ruben W. Die Erlebnisse der zehn Prinzen: Erne Eizahlung Dandins. — Berlin: Akad. Verl, 1952. — 90 S.
БХАВАБХУТИ (VIII в.)
Время жизни драматурга, автора пьес «Малати и Мадхава», «Жизнь великого героя» и «Последующая жизнь Рамы», установлено более или менее точно. Он происходил из знатного брахманского рода, был современником и, вероятно, придворным поэтом царя Яшовармана из Канауджа (первая половина VIII в. н. э.). При жизни Бхавабхути его драмы не получили достаточного признания, но вскоре после смерти они стали известны в Индии не меньше, а иногда и больше драм Калидасы.
Малати и МадхаваДрама «Малати и Мадхава» может рассматриваться как индийская комедия нравов. Пьеса рассказывает о веселых и опасных приключениях влюбленных в бурлящем событиями средневековом городе. Бытовые и реалистические эпизоды сменяются сценами фантастическими, в которых принимают участие духи, ведьмы и волшебники. В этой пьесе Бхавабхути зарекомендовал себя как мастер интриги, хотя его скорее интересовало не развитие действия, а изображение характеров и любовной страсти.
Жизнь великого герояПодобно многим иным санскритским драмам, эта пьеса перелагает содержание «Рамаяны». Но Бхавабхути вносит в сюжет классического эпоса значительные изменения. Действию, охватывающему период в 14 лет, он хочет придать сценическое единство и с этой целью связывает разнородные эпизоды повествования мотивом соперничества Рамы и Раваны из-за руки прекрасной Ситы.
Последующая жизнь РамыПьесу справедливо считают вершиной творчества Бхавабхути. Стремление к психологической мотивировке событий, ощутимое во всем его творчестве, проявляется здесь особенно явно. Описывая последнюю разлуку Рамы и Ситы, Бхавабхути скрупулезно исследует малейшие изменения чувств героев и причины их зачастую противоречивых поступков.
Пьесы Бхавабхути несколько статичны, их стиль аффектирован, а язык сложен, но все эти недостатки драматургической техники искупаются психологической глубиной творчества Бхавабхути, его эмоциональностью, поэтичностью и искренностью.
Литература о писателеЛитература древней Индии. — М., 1971,— С. 229–231.
Серебряков И.Д. Древнеиндийская литература: Краткий очерк, — М., 1963,— С. 170–175.
Bhattacharya Сиги Prasanna / An introduction to the mind and ait of Kalidasa and Bhavabhuti. — Dacca: Gobinda Hari Basak, 1928. — 53 p.
ЧАТУРБХАНИ (VIII–IX вв.)
Теоретики древней и раннесредневековой индийской литературы не жаловали сколько-нибудь серьезным вниманием такой жанр драматургии, как бхана. Эти своеобразные пьесы, рожденные народной театральной традицией, представляли собой одноактный фарс, где был занят лишь один актер. Амплуа этого актера — вига, т. е. шута-приживалы, — позволяло ему вмешиваться во все дела и судить или миловать любого человека. В сборнике «Чатурбхани» объединены четыре лучших образца этого жанра: «Ногой по затылку» Шьямилаки, «Спор плута и шута» Ишварадатты, «Влюбленные» Вараручи и «Лотос в подарок» Шудраки.