Пегая орда. История "древнего Китая"
Султанское собрание китайского фарфора ценна, в частности, тем, что с большой вероятностью содержит именно ПОДЛИННЫЕ образцы китайского фарфора, привезенные непосредственно из Китая в Стамбул в качестве подарков турецкому султану. Вероятность наличия ПОДДЕЛОК в султанской коллекции, по всей видимости, невелика. Даже если они и есть, их, скорее всего, НЕМНОГО. А потому султанская коллекция дает на замечательную возможность окинуть взглядом ПОДЛИННЫЙ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР. И сделать заключение — как он выглядел на самом деле.
Сразу скажем — СТАРЫЙ китайский фарфор XV–XVII веков из султанского собрания СОВЕРШЕННО НЕ ПОХОЖ НА БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР из того же собрания. Более того, он совершенно не похож на якобы очень старый китайский фарфор, выставленный во многих музеях мира. По которому мы, собственно, и привыкли судить о китайском фарфоре вообще.
Поразительно, что судя по султанской коллекции, широко известный СЕГОДНЯ «древнекитайский» сталь росписи на фарфоре возник НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ. Лишь в XVII веке на китайском фарфоре появляются китайские пагоды, китайские драконы, а также САМИ КИТАЙЦЫ в китайских одеждах и среди китайских пейзажей.
А что же мы видим на китайском фарфоре, датируемом ранее XVII века? Несколько типичных образцов Китайского фарфора XIV–XVII веков из султанской коллекции мы приводим на рис. 60–63. Поразительно, что все они практически неотличимы — ни по своей бело-синей расцветке, ни по рисунку — от хорошо знакомого нам, всемирно известного РУССКОГО ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРА. Испокон веков производимого в окрестностях города Гжели между Москвой и Владимиром.
Рис. 60. Старинный китайский фарфор XV–XVII веков из собрания османских султанов. Растительный узор, как на русской гжели. Цвет тоже как у гжели — бело-синий. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года.
Рис. 61. Старинный китайский фарфор XV–XVII веков из собрания османских султанов. Блюдо с зайцем. Не зная заранее, не догадаешься, что это — китайский фарфор, а не гжель. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года.
Время начала производства гжельского фарфора не установлено, что говорит о его существовании еще с до-романовских времен (иначе бы сохранились какие-нибудь точно датированные указы романовского правительства, относящиеся к началу этого производства). Источники XVIII века говорят о гжельском фарфоре как о широко развитом, старинном кустарном промысле тех мест. «В описании Московской губернии 1787 года говорится, что в Гжельской волости почти все… занимались выделкой глиняной и муравленой посуды, горшков, кукол… обработка глины имела сначала исключительно кустарный характер, а затем возникли более или менее значительные заводы (6 фарфоровых, 7 фаянсовых и 2 живописных по фарфору), на которых в общей сложности работает более 1300 человек (в конце XIX века Авт.)… В округе пласты глины залегают иногда непосредственно на известняке… Различают 5 сортов глины; из них лучшая мыловская, или фаянсовая, почти без посторонних веществ, и затем песчанка, употребляемая для обжога фарфора и фаянса, В Гжельской волости считается 16 селений и более 10 тысяч жителей» [988:00], статья «Гжель».
Рис. 62–63. Образцы старинного китайского фарфора XV–XVII беков из собрания османских султанов неотличимы от русской гжели. Дворец Топкапы, Стамбул. Фотография 2006 года. Взято из [1206], с. 66–67.
Получается, что до XVII века образцы фарфора, производившегося на Руси и в Китае, были неотличимы друг от друга. Так и должно быть, если манжуры пришли в Китай из России в XVII веке и это они принесли с собой в Китай умение изготавливать русскую гжель. Впоследствии, гжель преобразовалась в Китае в знаменитый КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.
11.12. Китайская ширма времен династии Мин в белградском дворце. Неужели китайцы в XVI веке уже делали винты с шлицами под отвертку?
В 2005 году один из авторов настоящей книги (Г.В. Носовский), находясь в Сербии, был приглашен в составе участников международной математической конференции на экскурсию во дворец сербских королей в Белграде, рис. 64. Незадолго перед тем дворец был возвращен наследникам сербских королей и экскурсию проводил дворецкий королевской семьи. А прежде дворец использовался как правительственное здание Югославии В нем, в частности, принимали официальные иностранные делегаций.
На первом этаже дворца стояла большая красивая китайская ширма, сделанная из лакового дерева и покрытая «типично китайским» рисунком — с драконами, пагодами и китайцами в национальных одеждах, рис 65. Экскурсовод сообщил о ней следующее.
Это — старинная китайская ширма ВРЕМЕН ДИНАСТИИ МИН, сказал он. Ширма является ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДАРКОМ КИТАЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. Она была передана президенту Югославии Слободану Милошевичу китайской правительственной делегацией. Милошевич, в свою очередь, одарил китайцев массивным золотым портсигаром Сегодня ширма является одним из самых ценных и, безусловно, одним из самых ДРЕВНИХ произведений искусства, хранящихся в белградском дворце.
Однако при внимательном взгляде на ширму — для чего необходимо было подойти к ней вплотную, что и было любезно позволено экскурсоводом — оказалось, что ее створки скреплены петлями, прикрученными к дереву с помощью ШУРУПОВ! Причем — СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗЦА, С ПРЯМЫМИ ШЛИЦАМИ ПОД ОТВЕРТКУ, рис. 66, 67.
Но шурупы начали входить в употребление в Европе лишь после 1841 года [988:00], статья «винт». Во времена минской династии в Китае и даже сто пятьдесят лет после нее — в XVII–XVIII веках — шурупов еще не делали, поскольку не была даже разработана система винтовых нарезок [988:00], статья «винт».
Рис. 64.
Но, может быть, раньше ширма была скреплена по-другому, более древним способом. И лишь потом ее свинтили шурупами-саморезами? Мы внимательнейшим образом осмотрели ширму, стараясь обнаружить хотя бы какие-нибудь следы старых креплений створок. Ведь любое крепление должно было оставить след на дереве. Но ничего подобного не было. В итоге осмотра возникло четкое впечатление, что ШИРМА БЫЛА СКРЕПЛЕНА ТОЛЬКО ОДИН РАЗ С ПОМОЩЬЮ ШУРУПОВ.
Но тогда мы вынуждены заключить, что «китайская ширма эпохи династии Мин» была изготовлена НЕ РАНЕЕ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА, КОГДА В СТОЛЯРНОМ ДЕЛЕ НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ ШУРУПЫ СОВРЕМЕННОГО ВИДА.
Рис. 65.
Что же получается? Если даже ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОДАРОК КИТАЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЯКОБЫ ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ МИНСКОЙ ЭПОХЕ, оказывается на поверку ПРОИЗВЕДЕНИЕМ XIX ВЕКА, то что можно ожидать от многочисленных «древнекитайских» изделий, выставленных в музеях? Как после этого можно быть уверенным, что среди них есть ХОТЯ БЫ ОДИН ПОДЛИННИК?
11.13. Каменный пиджак, каменные брюки и носки китайского императора Чу из II века до н. э
Осенью 2004 года один из авторов настоящей книги (Г.В. Носовский) посетил выставку «Сокровища Древнего Китая» (Treasures of Ancient China) в Токио, в Японии. Выставка работала с 28 сентября по 28 ноября в Токийском национальном музее (Tokyo National Museum), расположенном в токийском в парке Уено. На выставке было представлено около 200 древнекитайских предметов, охватывающих историю Китая от каменного века примерно 3500 год до н. э) до Средних веков (X–XI века н. э.) [1461:1].